Найти в Дзене
Online47.ru

БАМу 50 лет: чем живет легендарная стройка сейчас

Оглавление

Фото: Михаил Синицын/ТАСС
Фото: Михаил Синицын/ТАСС

История и развитие Байкало-Амурской магистрали

8 июля 1974 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о строительстве Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Сейчас, 50 лет спустя, её развитие выходит на новый уровень. Правительство одобрило третий этап модернизации Восточного полигона, включающего БАМ и Транссиб, с целью устранения узких мест на железных дорогах Забайкалья, Сибири и Дальнего Востока для увеличения грузоперевозок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Значимость БАМа в современности

БАМ, одна из крупнейших железнодорожных магистралей мира, пересекает три часовых пояса и шесть регионов России, протягиваясь на почти 4,3 тысячи километров. Она обеспечивает выход к Тихому океану и соединяется с Транссибом через три перемычки. Доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Новикова отмечает, что после переориентации российской экономики на Восток модернизация и развитие БАМа стали ключевыми проектами для торгового взаимодействия с Китаем и другими странами азиатского региона.

Экономическая роль БАМа

БАМ играет важную роль в освоении природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока, а также в снижении нагрузки на Транссиб и увеличении экспортных перевозок. По мнению эксперта Дмитрия Баранова, модернизация Восточного полигона позволит увеличить перевозки грузов, что усилит торговлю с Индией, другими странами Азии и Латинской Америкой. Провозная способность магистрали за последние 12 лет выросла втрое и составляет почти 42 млн тонн. К 2032 году проект планируется завершить с увеличением провозной способности до 270 млн тонн в год.

Стратегические инвестиции и местное развитие

Инвестиции в БАМ приносят значительную прибыль, способствуя росту производства в сопутствующих отраслях. На эксплуатационной стадии проект усиливает торговые связи, увеличивает грузовые потоки и создает новые рабочие места. БАМ также стимулирует развитие прилегающих территорий, где активно развиваются машиностроение, металлургия, гидроэнергетика, алюминиевая и деревообрабатывающая промышленности, а также добыча нефти, газа и золота.

Перспективы и завершение проекта

Проект БАМ будет завершен, когда потребности грузоотправителей совпадут с возможностями инфраструктуры. Ожидается, что это произойдет к 2035 году, но сроки могут изменяться в зависимости от спроса. Перевозки должны быть рентабельными для грузоотправителей, что зависит от мировых цен на товары и тарифов на услуги перевалки грузов в морских портах.

Социальный аспект и молодежное участие

27 апреля 1974 года БАМ объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, и первый молодежный отряд отправился на строительство. Сегодня, как и в советские времена, проект привлекает молодежь своим размахом. В 2024 году на БАМ планируют поехать более 3 тысяч студентов благодаря меморандуму о сотрудничестве между РЖД и Молодежной общероссийской организацией «Российские Студенческие Отряды» в рамках проекта «БАМ 2.0».