Режиссер Вадим Дубровицкий любит работать с произведениями Антона Павловича Чехова. Премьера неувядающего "Вишневого сада" в интерпретации "LA Театра" состоялась еще осенью 2011-го. Чуть раньше вышел художественный фильм "Ивановъ".
Кажется, что режиссер знает о писателе все, чувствуется, насколько сильно он симпатизирует классику. Собственно, Дубровицкий этого и не скрывают: - " Я призываю полюбить Чехова".
В минувшие выходные, уважаемые читатели, канал "Культура" вновь показал чеховскую пьесу в постановке Вадима Дубровицкого, первый телевизионный показ "Вишневого сада" состоялся в августе прошлого года.
Сразу после театральной премьеры критики нарекли режиссерскую трактовку авангардной, тогда как более классического осмысления чеховской пьесы возможно и не найти. Во всяком случае показалось, что актерские работы "LA Театра" очень точно совпадают с авторским представлением героев.
Сегодня хочется поделиться впечатлениями от прекрасных работ режиссера, влюбленного в творчество Чехова. Театральная поставка "Вишневый сад" и живописный фильм "Ивановъ", изменивший, кстати, личную жизнь его создателя.
Первая пьеса Чехова, наверное, незаслуженно считается более слабой относительно других драматургических работ. И самой сложной для понимания. Антон Павлович после написания признавался: -" В голове такое умопомрачение. После пьесы я так утомился, что потерял способность здраво мыслить и дельно говорить."
Дубровицкий говорит о пьесе с ясным пониманием: - " Иванов сложный и тонкий персонаж, не терпящий однозначного ответа. "
Сам Чехов в ответ на гневные упреки критиков, что Иванов законченный эгоист, который погубил жизнь жены, бездарно распорядился и своей, утверждал, что его герой порядочный человек, не умеющий жить в такой среде.
Поддерживая мысль классика, режиссер уточняет: - " Чехов замечательный политэконом. Он прекрасно знает, что почем и почему". Думаю, так оно и есть. В каждой пьесе исследователя тонких материй затрагивается тема денег и неумения человека с честью жить в мире, где средства добываются так трудно. Этот извечный выбор между совестью и финансовым благополучием, когда кажется, что счастья жить в безбедности в действительности нет вовсе.
Пресловутый кризис среднего возраста сильно как раз и омрачен полной невозможностью главного героя "Иванова" решить финансовые проблемы. Долги висят над ним, как дамоклов меч. Он мучается сам и изводит своих близких, особенно достается его больной жене.
Драматург настаивает на мысли, что Иванов как яркий представитель интеллигенции, не умеет жить по законам алчного мира. Режиссер тоже исследует эту позицию, насколько жесткая среда способствует низвержению нравственных устоев.
Когда режиссер обратился к последнему чеховскому произведению, он , по собственному признанию, задумался. Вроде Иванов и Лопахин, герой "Вишневого сада", занимались одним делом. Но помещик Иванов провалил свой бизнес - "Десятки десятин земли, а денег нет", - злится его управляющий Боркин. А вчерашний мужик Лопахин процветает, в том числе, на сделках с землей.
Чехов настолько живой классик, что позволяет толковать свое творчество и такими близкими житейскими истинами. В то же время мысли его настолько глубоки и долговечны, что в мудром их сплетении можно бесконечно находить разные ответы и ставить новые вопросы.
Дубровицкий снял замечательное кино с участием превосходных актеров. Богдан Ступка, Екатерина Васильева, Иван Волков, Евгения Добровольская, Эдуард Марцевич, Владимир Ильин. Режиссер повествует неспешно, словно дает каждому актеру выразиться вволю, а зрителю сполна насладиться игрой каждого.
В картине нет случайных актеров, каждое приглашение на роль взвешенно и тщательно продумано.
На разрыв собственной души играет Алексей Серебряков. Иногда кажется, ну нельзя же так отдаваться роли. Сам артист после съемок признался: - "Мало кто сейчас умеет снимать не экшн, а именно душу". После таких работ и понимается истинная величина таланта актера.
Впечатляет роль Валерия Золотухина - не чеховского юродивого, волею режиссера появившегося в киноверсии. Но ощущения его чужеродности совсем нет. Такая свойственная российской классике фигура, в картине словно отвечает за весь символизм - вовремя жжет осенние листья, своевременно разжигает очищающий огонь.
Владимир Ильин, как всегда радует точностью образа, акцентов и интонаций. Живописен Эдуард Марцевич в роли графа Шабельского, растерявшего свое состояние и из последних сил держащего тонус жизнелюбия. Народный артист СССР Богдан Ступка после играл у Дубровицкого еще и в "Вишневом саде", а в "Иванове" снялся вместе с сыном.
Умение режиссера сколачивать крепкую команду восхищает, у Дубровицкого всегда превосходный актерский состав, его кастинг - вершина искусства.
Анна Дубровская, по ее собственному признанию, едва не потеряла роль, о которой мечтала. Она думала когда-нибудь сыграть чеховскую героиню в театре, а предложение поступило от кино. Но в назначенный день актриса опоздала на пробы. Буквально ворвавшись в студию, когда уже практически разошлась вся группа, но режиссер с оператором, к счастью, были на месте, Дубровская взмолилась. чтобы ее посмотрели. В результате, на роль утвердили.
А через какое-то время актриса Дубровская стала женой режиссера Дубровицкого. Творческий дуэт, освященный именем А.П. Чехова, плавно перерос в семейный союз.
Не хочется сто раз подчеркивать, насколько сложные образы и ситуации выписал Чехов в своей первой пьесе, но это так. Как многослоен конфликт Иванова с самим собой и с миром, так не банален и любовный треугольник - жена, муж и его новая возлюбленная.
Сарра Абрамсон, ставшая в замужестве Анной Петровной, положила на алтарь любви свою веру, из-за чего от нее отказались родители. Предательство человека, которому отдано все самое дорогое, ввергло ее в отчаяние. Сцена объяснения с мужем - на грани душевных сил. Кажется, что Сарра-Анна буквально умирает, задыхаясь от ужаса, когда Иванов, не владея собой, кричит ей в лицо: - "Жидовка!"
Так же на разрыв играет Дубровская и Раневскую в "Вишневом саде". Когда Дубровицкий взялся ставить последнюю пьесу А.П. Чехова, вопрос, кому играть главную роль, уже не стоял.
Такую Раневскую, пожалуй, видеть прежде и не приходилось. И усомниться в уместности такого толкования не позволяет и сам автор. В образе владелицы вишневого сада читается боль - ранний уход мужа, потеря ребенка. А запутанные парижские отношения скорее от ее слабости, иссякает женское очарование. Силы жизни в ней уже нет.
Понятно, что у каждой актрисы свое видение. Чехов он необъятен, он так много успел сказать, что всегда можно услышать что-то свое. Прекрасны Раневские -дивы, полубогини, которым невозможно не поклоняться.
Раневская в исполнении Дубровской живет на грани истерики. Каждую свою фразу она начинает в тональности разрыва, затем словно одергивая себя, внутренне преображается и, успокоившись, ставит точку. Пожалуй, ни одна Раневская так трагично не реагировала и на известие о продаже сада.
В этой постановке все очень остро, все на грани отчаяния. Этот лейтмотив поддерживается игрой всех актеров.
Настало время сказать, что частный театр " LA Театр" Вадим Дубровицкий создал чуть более двух десятков лет назад. При всем не самом благожелательном отношении к антрепризе, можно признать, что спектакли Дубровицкого отличает высокое качество.
Достойный уровень обеспечивается крепкой режиссерской работой и выдающимся актерским составом. Репутация Дубровицкого настолько высока, что в его антрепризу идут звезды первой величины, играющие в ведущих театрах страны. И что очень ценно, над спектаклями работают и настоящие профессионалы сцены - художники, мастера света и все остальные творческие специалисты.
Зв время существования спектакля в нем участвовали разные актеры. Так, Гаева играл Юрий Стоянов. Теперь в этой роли выходит Владимир Стеклов. Ермолая Лопахина тоже первоначально представлял другой актер.
Один из любимых чеховских персонажей - Фирс. Во всех постановках отмечаю, кто играет старого лакея, оставшегося у господ по собственной воле. Трогательна сцена, когда Раневская спрашивает: - "Фирс, а ты куда пойдешь, когда продадут имение?" "А куда скажете, туда и пойду..." - покорно и растерянно отвечает старик. Когда все покинули дом, о нем никто не вспомнил... До слез забирает всякий раз.
В постановке Дубровицкого Фирса играет Станислав Любшин. Не браво - нижайший поклон великому артисту.
Конечно же, не буду настаивать, что это самый лучший "Вишневый сад" из всех, что довелось видеть. Замечательная работа, где очень многое совпадает с собственными представлениями о Чехове. Великой пьесе повезло, у нее счастливая сценическая жизнь, чаще всего произведение оказывается в руках хороших мастеров.
А вот фильм "Ивановъ" в трактовке Вадима Дубровицкого затмил все театральные постановки. Не буду скупиться на похвалу - крутая вершина, где дух захватывает от красоты увиденного.
Но как всегда, это исключительно личное мнение, делюсь впечатлениями на равных. И не рецензия вовсе - просто еще раз посмотрела бездонного Чехова.
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал. Возможно, найдете для себя что-то полезное. Приятных просмотров телевизионных спектаклей!
К прочтению - с почтением, автор канала Яна Никитина
Ссылка на You Tube-версию спектакля "Вишневый сад" режиссера Вадима Дубровицкого здесь: