Что представляется в первую очередь, когда слышишь словосочетание "быстрый мотоцикл"? Наверное, максимальная скорость.
Я помню, как мы в детстве с друзьями определяли какая машина или мотоцикл быстрее других: смотрели на спидометр - какая последняя цифра, так машина и едет ))) Но жизнь немного хитрее.
Кто-то возможно скажет, что быстрый - это тот кто может долго держать высокую крейсерскую скорость. Мой вулкан на 400 кубов тоже может до 140 км/ч разогнаться, но вот долго ему так ехать тяжело и даже вредно.
Но есть ещё одна важная характеристика, которую часто упускают из вида обыватели и даже новички мотоциклисты - это ускорение. Оно отвечает на вопрос как быстро мотоцикл набирает скорость. Мой Рейсер Форестер, со светофора легко обгоняет 90 % автомобилей, но на скорости 80 км/ч уже стухает и дальше ускорение падает. А максимальная скорость у него всего лишь 105 км/ч. Среднестатистический мотоцикл легче среднестатистического авто, потому и ускорение у него выше.
Если за максимальную и крейсерскую скорость в двигателе отвечают лошадиные силы, то ускорение зависит от крутящего момента. Эти величины связаны между собой. Чем больше крутящий момент, тем больше лошадей, но... Но на мощность также влияют обороты двигателя. Можно сделать мотор с маленьким крутящим моментом, но высокими оборотами, чтобы он визжал как будто кабана режут, и это даст много лошадей, а также высокую максимальную скорость. Такие двигатели у формулы 1, у спортбайков. Современный 300-кубовый спортбайк может до 180 км/ч разгоняться!
Honda CBR600RR имеет максималку в 256 км/ч и ускорение 3.18 секунды до 100 км/ч. Но для этого двигатель надо крутить до 13000 оборотов в минуту! На этих оборотах мощность мотора около 120 ЛС, а крутящий момент 65 НМ, при объёме в 599 кубических сантиметров.
А есть другие типы двигателей, в которых сразу с низких оборотов доступен высокий крутящий момент и сильное ускорение. Например, это круизёрные V-образные двигатели. Иэти моторы хорошо едут сразу со старта. И приятно звучат при этом. Недостаток как правило, что они не могут набрать большую мощность за счёт высоких оборотов, так как не любят крутиться быстро. Вот и приходится для достаточной мощности повышать объём таких двигателей. Например, Honda VTX1800R имеет мощность 106 ЛС, но крутящий момент 165 НМ. Объём мотора 1795 кубических сантиметров и он крутится до 5000 оборотов в минуту. Разгон хонды VTX 3,89 секунд до сотни, что близко к спортбайку.
Вот старый видос про сравнение ускорения чоппера и спортбайка на прямой:
Если говорить про ощущения, то при развитой ветрозащите и на хорошей дороге даже скорости в 150-180 км/ч почти не ощущаются. Это просто цифры на экране спидометра. А вот ускорение чувствуется всегда. Именно он во многом отвечает за кайф при управлении мотоциклом. Открутил ручку газа и помчал. Когда после мотоцикла садишься за руль автомобиля, то он кажется невероятно вялым.
Этой статьёй я хотел показать, что объём двигателя не только про скорость, но в первую очередь про ускорение. Круизёры с большой кубатурой покупают ради ощущений, когда руки отрывает от руля уже сразу со старта, когда ты знаешь что двигатель тебя вытянет почти в любой ситуации. При этом этот же самый мотоцикл может быть достаточно вялым и не комфортным на скоростях выше 120 км/ч. Так оно и не всем надо, так гонять. Кстати, эндуро мотоциклы тоже имеют двигатели с высоким крутящим моментом и дарят море удовольствия от езды на них.
Так что опаснее CBR600RR, которая провоцирует крутить двигатель, ехать 150 км/ч и выше, или VTX1800R, на котором приятно ехать до 120 км/ч, но при этом чувствовать, что в любой момент можно открутить ручку газа, рвануть вперёд, а потом снова просто не спеша катиться по дороге?
PS Эта статья написана благодаря злому грибу, спасибо ему.
Другие статьи на канале:
Популярное на канале
Мотофилософия
Мотобезопасность
Мотоинтервью
Мотокино
Мотостихи
Мотокниги
Присоединяйтесь к чату канала Moto_Ogr в телеграмме
t.me/...hat
t.me/...ogr