Американский консервативный журнал о международных отношениях The National Interest опубликовал статью: Переосмысление России. Журналисты задаются вопросом: Могут ли американо-российские отношения после окончания войны на Украине встать на путь стратегической перестройки?
Перевод статьи:
Изображение России как неизбежного врага — это опасная история, которая лишь подорвет долгосрочные интересы Соединенных Штатов и Запада, способствуя постоянным стратегическим связям между Россией и Китаем. Несмотря на проблемы, вызванные войной на Украине, Вашингтону рано или поздно придется разработать формулу для осуществления трехсторонней дипломатии между Москвой, Пекином и Вашингтоном, разработанную президентом Ричардом Никсоном и госсекретарем Генри Киссинджером, которая помогла выиграть холодную войну и обеспечить стабильность между этими тремя державами. В то же время вашингтонским дипломатам придется помочь найти решение украинской войны, которое каким-то образом будет приемлемым для всех участников.
После падения Берлинской стены русские приветствовали американцев, предвкушая дружбу, обещанную Рейганом Горбачеву. Эта возможность наладить новые отношения исчезла в последующие годы с поглощением НАТО бывших стран Варшавского договора. Разочарование России достигло кульминации, когда НАТО отклонило призыв Ельцина к России также присоединиться к альянсу. После этого отношения постепенно ухудшались и сейчас достигли критической точки из-за вторжения Москвы на Украину.
Несмотря на многовековой вклад в западную науку, музыку и литературу, россияне всегда питали глубокую неуверенность в своих отношениях с Западом, граничащую, как некоторые сказали бы, с паранойей. Несмотря на эти проблемы, первым историческим импульсом России было повернуться лицом к Европе на запад, а не на восток. В результате разгрома, вызванного войной на Украине, Россия оказывается в изоляции от Запада и не имеет реального выбора, кроме как наладить более тесные стратегические отношения со своим историческим соперником и главным героем – Китаем.
Поскольку Вашингтон и его союзники ищут формулу урегулирования ситуации на Украине на условиях, приемлемых для всех сторон, они должны воспользоваться этим миротворческим процессом как возможностью возобновить диалог с Россией. Решение исторических проблем Москвы по поводу расширения НАТО как неотъемлемой части прекращения войны на Украине может привести не только к прекращению боевых действий, но и к более стабильному и долгосрочному балансу сил в Европе. Хотя суверенитетом Украины нельзя пожертвовать, самой Москве не следует сталкиваться с условиями, которые могут привести только к еще большему недовольству со стороны России, тем самым делая конфликты и нестабильность постоянной неизбежностью.
Нынешний подход «мир через угрозу» против России в конечном итоге не будет продуктивным. Переосмысление отношений с Россией потребует более позитивного и многогранного подхода. Приоритетом должна быть дипломатическая, а не военная динамика, и дипломатами должны руководить те, кто понимает историю и культурные связи между Россией и Западом. Важное значение будет иметь возвращение к регулярным диалогам на высоком уровне и рабочим группам, сосредоточенным на конкретных областях возможного сотрудничества в области экономики и безопасности. Например, несмотря на войну на Украине, Соединенным Штатам и России удалось продолжить программу Международной космической станции.
Как бы болезненно это ни было для многих принять на данный момент, статус Украины как нейтрального буферного государства – как Финляндия во время холодной войны – может быть серьезно пересмотрен как часть любого потенциального мирного пакета. Президент Зеленский сам сделал это предложение Москве после первого вторжения России в марте 2022 года.
Несмотря на то, что с тех пор Украина понесла горькие разрушения и потери, что, по понятным причинам, сделало Украину более трудной для принятия нейтралитета на данном этапе, этот вариант остается практическим путем для исследования. Фактически, нейтралитет теперь должен стать еще более важным вопросом, поскольку НАТО недавно объявило, что не примет Украину в членство в альянсе до тех пор, пока Киев не улучшит борьбу с коррупцией в оборонной промышленности.
Наряду с нейтралитетом можно было бы также рассмотреть возможность создания новой структуры региональной безопасности, которая включала бы НАТО и Россию в качестве партнеров для решения проблем региональной безопасности. Наконец, потенциал внутренних украинских конституционных реформ, создающих новый подход к управлению русскими этническими меньшинствами в Украине, может быть поднят наряду с соображениями нейтралитета и структуры безопасности.
Господствующая культура институционализированной русофобии в западных правительствах и средствах массовой информации не способствует развитию импульса мирных переговоров. Война на Украине должна быть решена по плану, который не только сохранит уважение к суверенитету и границам, но и создаст основу для сближения между Россией и Западом. Нынешний путь, направленный на наказание Москвы, не приведет к улучшению долгосрочной стабильности в регионе. Вместо этого, скорее всего, это приведет в лучшем случае к замороженному конфликту с такими же негативными последствиями для стабильности, какие наблюдались в Корее на протяжении шести десятилетий.
Принц Клеменс фон Меттерних положил конец наполеоновским войнам, унесшим миллионы жизней за двенадцать лет, позволив побежденной Франции присоединиться к победившим союзникам, Австрии, Пруссии, России и Великобритании, в 1815 году в качестве члена Европейского концерта. Эта договоренность помогла создать стабильный мир в Европе на протяжении большей части девятнадцатого века. Столь же творческая дипломатия понадобится сегодня, чтобы помочь разрешить еще один горький и дестабилизирующий конфликт в самом сердце Европы.
Дэйв Харвилич — юрист и предприниматель из Калифорнии, учился в Московском государственном университете. Он работал исполняющим обязанности помощника секретаря по CESER (кибербезопасность, энергетическая безопасность и реагирование на чрезвычайные ситуации) в Министерстве энергетики США.