Найти в Дзене

Статья 13. Чрезвычайное положение

1. Чрезвычайное положение может быть введено при наличии серьёзных обоснованных угроз национальной безопасности государства и его граждан, таких как угрозы военных действий, вооружённых групповых нападений, террористических актов, возникновение стихийных бедствий, эпидемий, техногенных аварий, и прочих чрезвычайных обстоятельств.

Введение чрезвычайного правового режима является исключительной мерой, предпринимаемой государством в ответ на возникновение экстраординарных обстоятельств, угрожающих национальной безопасности и общественному порядку. Основаниями для объявления чрезвычайного положения могут быть:
Возникновение вооружённых конфликтов, как внешних, так и внутренних, создающих угрозу суверенитету, территориальной целостности и конституционному строю государства. В таких случаях чрезвычайное положение позволяет государству применять специальные меры по защите интересов национальной безопасности.
Совершение террористических актов, диверсий и иных преступлений экстремистской направленности, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан. Введение чрезвычайного положения даёт возможность усилить меры по обеспечению общественной безопасности и противодействию терроризму.
Возникновение масштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, таких как стихийные бедствия, крупные аварии и катастрофы. В данных обстоятельствах чрезвычайное положение обеспечивает правовые основания для мобилизации ресурсов государства и координации действий по ликвидации последствий.
Введение чрезвычайного положения является исключительным инструментом государственной власти, применяемым в строго определённых законом ситуациях, угрожающих национальной безопасности и требующих оперативного реагирования.

2. Решение о введении чрезвычайного положения принимается Главой Державы после консультаций с Комитетом по обороне и национальной безопасности при Государственном Совете Державы, Государственным Секретарём Государственного Совета Державы, Главой региона, местными властями, где появились чрезвычайные обстоятельства. Глава региона вправе своим решением объявить чрезвычайное положение в регионе, предварительно уведомив о таком решении Главу Державы. Глава Державы своим указом может отменить решение Главы региона о введении чрезвычайного положения в срок не позднее 24 часов.

Процедура введения режима чрезвычайного положения в Державе регламентируется соответствующим законодательством и административными регламентами. Ключевую роль в данном процессе играет Глава государства, который принимает окончательное решение о введении чрезвычайного положения.
Однако, следуя принципу разделения властей, Глава государства не принимает данное решение единолично. Перед этим он обязан провести консультации с рядом государственных органов и должностных лиц, а именно:
Комитет по обороне и национальной безопасности;
Государственный Секретарь Государственного Совета;
Глава региона, на территории которого сложилась чрезвычайная ситуация;
Представители местных органов власти в данном регионе.
Такой мультисубъектный механизм принятия решения направлен на всестороннее рассмотрение ситуации и выработку сбалансированной позиции высшего руководства государства.
Законодательство также предусматривает возможность самостоятельного введения чрезвычайного положения на региональном уровне Главой соответствующего региона. Это служит цели обеспечения оперативности реагирования на возникающие угрозы.
При этом для поддержания вертикали власти Глава государства наделён правом отмены решения Главы региона в течение 24 часов. Данная норма закрепляет приоритет централизованного управления в сфере национальной безопасности.
Описанный механизм принятия решений о введении чрезвычайного положения характеризуется сочетанием принципов разделения властей, оперативности реагирования и централизованного контроля, что, в свою очередь, обеспечивает взвешенность и обоснованность данного решения.

3. Чрезвычайное положение устанавливается на срок до 30 дней и может продлеваться на этот же период нужное количество раз, пока не будут полностью ликвидированы чрезвычайные обстоятельства.

Введение режима чрезвычайного положения на срок до 30 дней с возможностью последующих продлений на аналогичные промежутки времени обусловлено комплексом объективных факторов, обеспечивающих эффективное реагирование государства на возникновение чрезвычайных ситуаций различного характера.
Во-первых, установление чрезвычайного положения на ограниченный 30-дневный период позволяет оперативно мобилизовать ресурсы и применить весь спектр специальных полномочий, необходимых для экстренного реагирования на сложившиеся обстоятельства. Стремительный характер развития кризисных явлений обуславливает потребность в незамедлительных и скоординированных действиях органов государственной власти.
Во-вторых, динамичность протекания чрезвычайных ситуаций, их непредсказуемый и изменчивый характер, требуют от государственных институтов гибкости в принятии и реализации управленческих решений. Возможность многократного продления режима чрезвычайного положения на аналогичные 30-дневные сроки обеспечивает необходимую адаптивность мер реагирования к трансформирующейся обстановке.
В-третьих, полная ликвидация последствий чрезвычайных обстоятельств и восстановление нормального функционирования затрагиваемых сфер жизнедеятельности общества зачастую требует значительных временных затрат. Сохранение особого правового режима на протяжении всего периода стабилизации и восстановления обстановки позволяет обеспечить непрерывность и последовательность проводимых мероприятий.
Наконец, введение и продление чрезвычайного положения выступает важным инструментом гарантирования безопасности граждан, защиты их основных прав и свобод в условиях кризисных ситуаций. Расширение полномочий органов власти создаёт необходимые предпосылки для эффективного противодействия угрозам жизни, здоровью и благополучию населения.
Возможность установления чрезвычайного положения на ограниченные сроки с последующими пролонгациями является комплексным механизмом обеспечения надлежащего реагирования государства на возникновение чрезвычайных обстоятельств различной природы, способствуя минимизации их негативных последствий и восстановлению нормальных условий жизнедеятельности.

4. В период чрезвычайного положения законом могут быть временно ограничены некоторые конституционные права и свободы граждан, но только в той мере, в какой это необходимо для обеспечения их безопасности и скорейшего устранения чрезвычайных обстоятельств и их последствий.

В рамках конституционно-правовой доктрины существует концепция временного ограничения основных прав и свобод граждан в условиях чрезвычайных ситуаций. Данная концепция базируется на теории правового государства и принципе необходимого баланса между индивидуальными правами и публичными интересами.
Правовое основание для таких временных ограничений закреплено в конституционных нормах большинства стран. В ситуациях, угрожающих национальной безопасности, общественному порядку и благополучию населения, государство получает право на введение особых правовых режимов, предусматривающих возможность частичного ограничения гражданских прав.
Основными целями таких исключительных мер выступают:
Обеспечение защиты жизни, здоровья и имущества граждан;
Создание условий для оперативного устранения последствий чрезвычайной ситуации.
При этом важным требованием является строгая соразмерность вводимых ограничений характеру и масштабу сложившейся угрозы. Временные рамки и территориальный охват таких мер также должны быть чётко ограничены.
Концепция временного правового режима в условиях ЧП представляет собой механизм, позволяющий государству эффективно реагировать на экстраординарные обстоятельства при сохранении основ конституционного строя и минимальном нарушении прав человека.

5. Введение чрезвычайного положения и связанные с ним ограничения, полномочия органов государственной власти должны быть официально обнародованы и находиться под контролем правоохранительных органов и наблюдением Общественной палаты Державы и региона (при наличии), а также общественных объединений для предотвращения злоупотреблений временными полномочиями.

Введение режима чрезвычайного положения и наделение государственных органов дополнительными полномочиями должны осуществляться в строго регламентированном правовом порядке с соблюдением принципов открытости и подотчётности власти.
Во-первых, все предпринимаемые в условиях кризисной ситуации меры подлежат обязательному официальному декларированию через государственные СМИ. Это позволяет обеспечить информированность населения относительно их прав и обязанностей в складывающихся обстоятельствах.
Во-вторых, деятельность государственных структур, наделённых расширенными полномочиями, должна находиться под пристальным контролем со стороны институтов гражданского общества, таких как Общественная палата. Данная практика призвана предотвратить злоупотребление властью и гарантировать соблюдение прав и свобод граждан. При этом им разрешается именно наблюдать, делать свои выводы и приходить к решениям. Они могут подсказывать, как лучше сделать то или иное мероприятие, но вмешиваться в процесс ликвидации чрезвычайных обстоятельств они не могут, чтобы не навредить своими "советами" и не затянуть кризис ещё больше.
В-третьих, целесообразно привлечение экспертного сообщества к мониторингу и оценке эффективности антикризисных мер. Это будет способствовать выработке взвешенных управленческих решений на основе научно-обоснованных рекомендаций, которые могут подниматься наверх государственной власти для вынесения уроков и опыта.
Комплексный подход, сочетающий официальное декларирование, институциональный контроль и научно-экспертное сопровождение, позволит минимизировать риски злоупотреблений и обеспечить публичность действий власти в условиях чрезвычайного положения.

6. Граждане сохраняют право на судебную защиту во время чрезвычайного положения.

Право на судебную защиту в условиях чрезвычайного положения является неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса гражданина в демократическом правовом государстве. Данное право имеет прочное нормативно-правовое основание в государственной правовой системе.
Право на справедливое судебное разбирательство признаётся одним из основополагающих прав человека в международно-правовых актах. Соответственно, государство несёт обязательства по обеспечению неограниченного доступа к правосудию, в том числе в периоды действия чрезвычайного положения. Право на судебную защиту выступает важнейшим инструментом поддержания режима законности и правопорядка, предотвращения произвола властей. Его сохранение в условиях чрезвычайных ситуаций свидетельствует о приверженности государства демократическим ценностям и верховенству права (диктатуре закона).

7. Для охраны правопорядка и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств могут быть привлечены должностные лица Силового блока, а также находящиеся на соответствующей территории граждане.

Должностные лица Силового блока, такие как полиция, военные и спецслужбы, играют ключевую роль в экстренных ситуациях. У них есть специальная подготовка, полномочия и доступ к необходимым ресурсам, чтобы оперативно реагировать на угрозы и чрезвычайные происшествия. Их участие обеспечивает координацию между разными структурами и ведомствами, что повышает эффективность действий.
Также важно привлекать к этому местных жителей, которые находятся на месте событий. Они могут помочь своими знаниями, ресурсами и связями в сообществе. Это ускоряет реагирование и помогает лучше взаимодействовать с населением. Всё это регулируется соответствующими законами и нормативными актами, которые определяют порядок применения необходимых мер для обеспечения безопасности и стабилизации ситуации. Привлечение как профессиональных сил Силового блока, так и местного населения является важным и необходимым подходом для эффективного реагирования на чрезвычайные происшествия.

8. Ущерб, нанесённый гражданам и их имуществу в период возникновения чрезвычайных обстоятельств, подлежит возмещению в соответствии с законом.

Законодательство гарантирует пострадавшим гражданам право на компенсацию причинённого им ущерба в результате наступления чрезвычайных обстоятельств, закрепляя этот принцип на конституционном уровне.

9. Более подробный порядок введения и действия чрезвычайного положения определяется отдельным Конституционным законом.

Введение чрезвычайного положения является исключительной мерой, предусмотренной в конституциях большинства стран мира для обеспечения национальной безопасности и общественного порядка в условиях серьёзных угроз. Детальная регламентация порядка его введения и осуществления в рамках отдельного конституционного законодательного акта выступает ключевым фактором обеспечения легитимности и эффективности данной меры.
Во-первых, конституционный закон о чрезвычайном положении гарантирует соответствие процедуры его введения основополагающим нормам Основного закона государства. Это позволяет избежать произвольного применения данной меры и обеспечивает её использование исключительно при наличии веских оснований.
Во-вторых, конституционный закон чётко определяет компетенцию органов власти по введению чрезвычайного положения, а также их дополнительные полномочия в период его действия. Данное регулирование призвано исключить возможность злоупотреблений со стороны должностных лиц и сохранить баланс системы сдержек и противовесов.
В-третьих, конституционный закон устанавливает ограничения на применение чрезвычайных мер, направленные на обеспечение соблюдения основных прав и свобод граждан. Это имеет принципиальное значение для поддержания доверия общества к государственной власти и недопущения нарушения демократических принципов.
Наконец, конституционный закон регламентирует временные рамки действия чрезвычайного положения, процедуры его продления или отмены. Данные нормы призваны гарантировать возвращение к нормальному конституционному строю в кратчайшие сроки и исключить злоупотребления со стороны органов власти.

Сайт проекта

*Вышеизложенное является частным, субъективным мнением по данному вопросу, которое может выразить любой гражданин России в любой форме на основании части 3 статьи 29 Конституции России.