Уважаемые друзья-подписчики! Давайте вместе с Вами будем ломать стереотипы, что в Великую Отечественную войну немцы воевали на стороне врага! НЕМЦЫ были РАЗНЫЕ!
Вилли Бредель- известный немецкий писатель, журналист и общественный деятель, президент Академии искусств ГДР (с 1962); в 1933 - 1934 годах - узник фашистского концлагеря, в 1934 - 1945 годах - в антифашистской эмиграции, участник войны в Испании 1936 – 1939 годов, дважды лауреат Национальной премии, член ЦК СЕПГ, депутат народной палаты ГДР.
Литературно-общественная деятельность в Советском Союзе была для Бределя, продолжением политической, антифашистской борьбы. В Москве под его руководством начинает выходить на немецком языке журнал «Das Wort» («Дас ворт»), сыгравший большую роль в обличении фашизма. Das Wort («Дас ворт», букв. «Слово», 1936-1939) – ежемесячный внепартийный литературный журнал, издавался немецкими писателями-эмигрантами в Москве для распространения за границей. В редколлегию входили Лион Фейхтвангер, Бертольт Брехт и Вилли Бредель
Журнал печатал первые публикации художественных произведений и статьи по эстетике и теории литературы немецких писателей-эмигрантов, информировал о литературной и политической ситуации, о проводимой в разных эмигрантских организациях работе, изданиях книжных новинок. Обязательной составляющей были статьи по искусству, дополненные черно-белыми иллюстрациями. Почти каждый номер содержал информацию о русско-советской культуре. Объем каждого номера, кроме нескольких «сдвоенных», – 110 стр.
С первого дня вероломного нападения гитлеровской Германии Вилли Бредель остается на боевом посту в битве с фашизмом: он выступает по радио, пишет статьи, рассказы, листовки, в которых разоблачает фашизм и призывает всех честных немцев бороться против Гитлера.
Плодотворную роль в формировании идейно-политических основ антифашистской литературы сыграл 1 Всесоюзный съезд советских писателей, явившийся трибуной, с которой немецкие писатели-антифашисты заявили мировой общественности о своей готовности действовать, о существовании как легальной, так и нелегальной антифашистской литературы.
Особую роль в антифашистской борьбе сыграла периодика — «Дойче Централь Цайтунг», «Интернациональная литература», «Дас Ворт», «Нойе Дойче Блеттер». Литературно-политическое кредо последнего из названных изданий — «Кто пишет, тот действует!» — становится девизом творчества писателей-антифашистов.
На базе антифашистского центра в Советском Союзе впоследствии будет создан Национальный комитет «Свободная Германия». Национальный комитет был провозглашен на широкой антифашистской конференции, состоявшейся в
июле 1943 года в подмосковном городе Красногорске. Президентом Национального комитета стал Эрих Вайнерт, среди членов были В. Пик, В. Ульбрихт, В. Бредель, Ф. Вольф, И. Р. Бехер и другие.
Особое место в довоенном творчестве Вилли Бределя занимает работа с молодежью: не верю я в стойкость юных, не бреющих бороды. Писатель пытается разобраться и ответить на вопрос, почему немецкая молодежь поверила Гитлеру и пошла за ним. Давайте и мы с вами услышим голос очевидца:
В 1943 году под Сталинградом он смог напрямую поговорить с той самой немецкой молодежью, последствия одурманивания которой он предсказывал еще в 1934 году.
В творчестве В. Бределя сталинградская тема занимает особое место. Это – повесть «Встреча на Волге», роман «Внуки», очерк «Гарик». Неисчерпаемый боевой и политический опыт Бределя отражен в книге очерков «От Эбро до Сталинграда». Работа немецких писателей в Сталинграде явилась значительным вкладов в копилку Победы, самим же литераторам дала жизненный опыт, обогатила их творчество, привела к созданию значимых художественных произведений.
Среди ополченцев, защищавших Москву, был Яков Харик, уроженец Астрахани, студент Московского института иностранных языков. Погиб он 12 февраля 1943 г. под Курском. ечером через громкоговорящую связь он обращался к немецким солдатам и офицерам, так как в совершенстве знал немецкий язык. Перед рассветом он собирался вернуться в штаб дивизии. Вдруг раздался автоматный огонь. Вскоре наши солдаты закричали «Два немца. Перебежчики!». Один из этих немецких солдат, которые решились перейти на нашу сторону, был ранен, и тогда Яков Харик решил помочь этому раненому солдату добраться до советских позиций. Он перелез через заграждение, но, к несчастью потерял очки. Почти ничего не видя, он полз зигзагом. Несколько раз он останавливался, прислушиваясь, откуда звал раненый. Харик дополз до него, и, вероятно, в это мгновение его и настигла пуля. В конце дня отряд наших разведчиков добрались до этого места, и обнаружили, что, к сожалению, и Яков Харик, и раненый немецкий солдат погибли.
Этот эпизод был положен в основу очерка «Гарик», вышедшего из-под пера знаменитого антифашистского писателя Вилли Бределя.
В конце ноября 1942 года в момент контрнаступления советских войск под Сталинградом прибыли немецкие антифашисты - депутат рейхстага Вальтер Ульбрихт, поэт Эрих Вайнерт и писатель Вилли Бредель. Группу антифашистов принял Военный Совет Сталинградского фронта.
В фондах Музея-заповедника «Сталинградская битва» находятся фотографии немецких антифашистов на фоне громкоговорящей установки, а также грампластинка с записью обращения Эриха Вайнерта к своим соотечественникам - солдатам Вермахта и песней на его стихи, грампластинка на румынском языке с обращением к румынским солдатам.
Немецкие антифашисты писали листовки, в которых также призывали немецких солдат и офицеров не проливать напрасно кровь, сложить оружие. Большая часть из них завершалась словами: «Отказывайтесь идти на верную смерть. Лучший путь вашего спасения – переходить линию фронта и сдаваться». И немецкие солдаты начинали по собственной инициативе переходить линию фронта и сдаваться. Сталинград отрезвил многие фашистские головы. Голос Бределя звучал на разных фронтах и под Сталинградом.
1 января 1943 г. в полдень писатели-антифашисты отбыли на Донской фронт.
Лейтенант взял Дятленко за руку и повел. Через несколько шагов он спросил, что написано в обращении к Паулюсу. «Мы должны сдаться?» – «Не могу знать», – ответил Дятленко, воспользовавшись формулировкой, принятой в царской армии. Офицер сменил тему. «Скажите, пожалуйста, правда ли, что в Платоновском был Вилли Бредель? – спросил он. – Этот писатель обращался к моим солдатам на протяжении десяти или, быть может, четырнадцати дней. Он призывал их сдаться в плен и клялся, что им сохранят жизнь. Разумеется, мои подчиненные просто смеялись над ним. Но Бредель действительно был там? По произношению ясно, что он из Гамбурга. Это действительно был он сам или мы слышали его голос, записанный на грампластинку?» Дятленко очень хотел ответить немцу правду. Бредель работал в его отделе, и их связывали приятельские отношения. Но даже при намеке на это немецкий офицер тотчас догадался бы, какая у парламентария «настоящая работа».
Вилли Бредель был награждён медалью «За оборону Сталинграда», медалью Эрнста Тельмана, дважды — медалью «За заслуги перед отечеством», медалью Ганса Баймлера 63 , медалью Эрнста Морица Арндта, медалью «Борец против фашизма».
За свою литературную и общественную деятельность был дважды удостоен Национальной премии. До последнего дня жизни он был редактором журнала «Новая немецкая литература».
Вилли Бредель- редкостный пример единства жизненного и творческого пути. Это была жизнь, наполненная трудом писателя, проявившего себя во всех жанрах прозы: творческое наследие Бределя составляют романы, повести, новеллы, очерки, рассказы, эссе, сценарии. Это был труженик, делившийся с читателями своим богатейшим опытом, своими раздумьями, надеждами.
Пока поставлю многоточие...
Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, история печати через историю страны!
Ситникова Татьяна Владимировна- кандидат филологических наук, Лектор ВОЗ, Действительный член Царицынского генеалогического общества, исследователь-краевед