Найти тему
ТОП ИСТОРИЯ

Фрай Бентос – История экипажа танка, застрявшего на Ничейной земле.

Оглавление
Танк Mark IV. Источник: Викисклад // Общественное достояние
Танк Mark IV. Источник: Викисклад // Общественное достояние

22 августа 1917 года, в рамках 3-й битвы при Ипре, британский mark IV из роты F отправился в поддержку атаки с целью завоевания территории и прорыва с Ипрского выступа. Как это было принято на ранних этапах танковой войны, Mark IV выпускался в мужском и женском вариантах:

Танки male несли две укороченные шестифунтовые морские пушки Hotchkiss, установленные в спонсонах по обе стороны танка. Роль мужского танка заключалась в уничтожении дотов и пулеметных гнезд, но он также был оснащен тремя пушками Льюиса для целей самообороны, двумя в спонсонах и одной спереди.

Женские варианты были разработаны для поддержки мужских танков от вражеской пехоты и оснащались пятью пушками Льюиса без пушки.

F41 представлял собой мужской Mark IV под командованием капитана Дональда Ричардсона, который назвал танк “Фрай Бентос” в честь популярного мясного консервированного продукта, доступного в Великобритании.

Как Фрай Бентос застрял?

Экипажу Фрай Бентос был назначен маршрут к югу от Сен-Жюльена с женской F49 “Fairy” в сопровождении. Их путь пролегал почти по прямой от Ипра до Пашендейла. Он пройдет через две стратегические локации, ферму Сомма и немецкий дот под названием Галлиполи (это были кодовые названия, которые не следует путать с соответствующими сражениями).

Их роль заключалась в поддержке 61-й дивизии, и по пути они смогли нейтрализовать пулеметную позицию на ферме Сомма. Из-за плохой видимости, которую обеспечивал Mark IV, капитан Ричардсон шел рядом с танком, чтобы помочь лейтенанту Джорджу Хиллу за управлением. Когда они приближались к объекту Галлиполи, Ричардсон был ранен в ногу и вынужден вернуться внутрь.

Из-за плохой видимости и ужасных условий из-за сильных летних дождей того года танк въехал в участок мягкой грязи вокруг канавы. Съехав боком в канаву, Хилл был ранен шрапнелью и упал со своего кресла, оставив танк неуправляемым. Ричардсон попытался восстановить контроль, но было слишком поздно, и Фрай Бентос застрял.

Не имея возможности выехать, а пехотная поддержка была прижата или отступала, сержант Роберт Миссен и младший капрал Эрнест Брэйди вызвались выйти наружу и установить распаковочные балки. Балки представляли собой отрезки дерева, покрытые сталью, предназначенные для крепления к гусеницам и подтягивания под них для обеспечения сцепления. Но огонь из крупнокалиберного пулемета и винтовки сразил младшего капрала Брэйди и вынудил сержанта Миссена вернуться внутрь.

Выживание в ловушке на Ничейной земле.

Брошенный танк, застрявший в грязи, 1917 год. Источник: Викисклад // Общественное достояние
Брошенный танк, застрявший в грязи, 1917 год. Источник: Викисклад // Общественное достояние

Не умея водить машину и оказавшись так близко к вражеским позициям, Фрай Бентос стал центром вражеского огня. Но хотя двигатель был бесполезен, орудия все еще работали, и F41 стал новой постоянной позицией на ничейной земле.

Артиллеристы смогли обстрелять дот на объекте Галлиполи, успешно заставив замолчать пулеметы, используя шестифунтовку правого борта, которая была единственной из двух шестифунтовых пушек, которые могли стрелять прямо вперед. Но к 7 часам утра того же дня британские войска отступили, и так началась немецкая контратака.

Отчаявшись выбить все еще действующий танк, немецкие солдаты напрямую атаковали их позицию, забравшись на корпус и попытавшись забросить внутрь ручные гранаты. Но снова и снова экипажу Фрай Бентоса удавалось отбиваться от нападавших, используя комбинацию пулеметного и пушечного огня. Они также использовали различное оружие, имевшееся у них на борту, стреляя через люки, предназначенные как раз для такого случая. По словам сержанта Миссена, немцы находились в старой траншее прямо перед гусеницами танка. Слишком низкая мощность для пушек Льюиса, они прибегли к пистолетному огню, чтобы держать врага на расстоянии.

Из-за того, что они находились так далеко от того места, где остановилась атака, британские наблюдатели не знали, что экипаж "Брата Бентоса" все еще активен и борется за свои жизни. Затем британские войска на линии фронта открыли огонь по танку, чтобы предотвратить его попадание в руки врага.

Под испепеляющим огнем, обрушившимся на них с обеих сторон, экипаж "Брата Бентоса" провел три дня и две ночи на ничейной земле, отбив несколько попыток немцев уничтожить их. В течение этого времени они были вынуждены пить воду из радиатора двигателя и терпели жару в своей железной коробке под полуденным солнцем.

В конце концов, у капитана Ричардсона закончились продовольствие, боеприпасы и вода, и он принял решение покинуть танк под покровом темноты. Они находились в тесноте Фрай Бентос с раннего утра 22 августа и собирались покинуть его к 9 часам вечера 24-го. К этому времени почти у всего экипажа были осколочные ранения.

Сержант Миссен согласился идти первым и пополз обратно по густой грязи к британским позициям, чтобы предупредить солдат Черного дозора не стрелять в его товарищей. Прежде чем покинуть F41, экипаж снял ударно-спусковые механизмы со своих шестифунтовых пушек, забрал все карты и документы и, уходя, прихватил с собой пистолеты Льюиса. Один за другим раненые возвращались на британскую передовую в безопасное место.

Что случилось с экипажем Фрай Бентос?

Военный крест (слева) и медаль "За выдающееся поведение" (справа). Источник: Викисклад // Общественное достояние
Военный крест (слева) и медаль "За выдающееся поведение" (справа). Источник: Викисклад // Общественное достояние

Экипаж "Брата Бентоса" получил высокую оценку за их действия в течение трех дней на ничейной земле. За проявленную храбрость капитан Ричардсон и 2-й лейтенант Хилл были награждены Военным крестом. Миссен и наводчик Уильям Морри получили медаль "За выдающееся поведение", а оставшийся экипаж, артиллеристы Эрнест Хейтон, Фредерик Артурс, Перси Бадд и Джеймс Бинли, получили Военную медаль. Тело младшего капрала Бреди затерялось в грязи и так и не было найдено.

Немцам так и не удалось захватить F41. В конечном итоге танк был передан полевой роте № 2 для утилизации, а затем отправлен на слом после окончания войны, немногим более года спустя. К сожалению, официальных фотографий Фрай Бентоса нет, за исключением снимка воздушной разведки, отмечающего его местоположение на ничейной земле недалеко от объекта Галлиполи после битвы.

Всем спасибо, что дочитали до конца. Оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал и ждите новые статьи.