("На краю земли", The Convert, 2023, Новая Зеландия и др.)
А пока с предыдущей, до сих пор не вышедшей исторической картиной Ли Тамахори "Император" творится чёрт-те что, - говорят, её авторы что-то в суде усердно делят, - этот знаменитый новозеландец без дела не скучал. И снял новую картину, тоже, вы не поверите, историческую. Только теперь у себя на родине, про первых европейских поселенцев Новой Зеландии. Видимо, на случай, если опять по юридическим разборкам затаскают, так чтобы за тридевять морей в суд не мотаться, а из дома туда на такси доезжать.
Однако, если у Тамахори снова возникнут с коллегами жесткие трения, нынче он будет иметь дело не с вежливыми евробюрократами. Теперь ему придётся спорить с аборигенами маори (см. скриншот №3), что составляли изрядную часть съемочной группы "На краю земли" и, как минимум, 80% массовки (сам Ли тоже полукровка, сын маори и британки). А этим наследникам каннибалов, поди, ничего не стоит ответчика на фрикадельки замясорубить, даром что Ли уже 74 года, и супчик из него выйдет не шибко наваристый.
Но шутки шутками, а ведь никакой романтизации туземцев в новой ленте Тамахори нет и в помине. Вот ни капельки. Что удивляет, поскольку это явно нарушает актуальный культурный тренд. То есть воспевание безгрешных детей природы, живущих с нею в пасторальной и экологической гармонии. Тех, кого белые колонизаторы испортили своей бездуховностью, загеноцидили и научили всему плохому, что только было в их коварных душонках.
Наоборот, здесь именно англичанин, образованный и совестливый, будет выводить маори из их агрессивного каннибализма на худо-бедно цивилизованный уровень. Удастся ему это или нет - тут я вам интригу ломать не стану. Лишь замечу, что такой подход к современному историческому кино непривычен, чем и подкупает. Тем более персонажи-европейцы у Тамахори тоже показаны хоть не паиньками, но и не опустившимся зверьем. Нет, они - абсолютно понятные, нервозные и мнительные пришельцы, за околицей у которых рыщут голодные людоеды.
В итоге послевкусие от "На краю земли" столь же приятное, как от классических фильмов/сериалов про исторические странствия/приключения. Тех, что ещё не замутнены модной психоделикой, чрезмерным мрачняком и гиперактивными барышнями во главе сюжета. И где помимо сурового драматизма есть что-то воодушевляющее и романтичное. При этом история Тамахори снята вполне современно, жёстко, на живописной натуре, а часть её - на настоящем паруснике, а не на его студийной декорации.
Просто олдскульный праздник какой-то, чес-слово!
Несмотря на то, что главный герой Манро (Munro; Гай Пирс) - проповедник-протестант, сам фильм не станет читать вам религиозных нотаций и морализаторства. Так, чисто для галочки, покажет пару раз Манро в церкви, только и всего. Да и служитель культа из него окажется в итоге беспринципный. Почти всё время он будет заниматься чем угодно, только не своими прямыми обязанностями. А однажды вовсе забьёт на них, как Лиам Нисон на карьеру боксера, и пойдет решать проблемы, уже далекие от протестантства.
Между тем Манро очутился в Новой Зеландии в 1830 году неспроста. Он был выписан туда с Озона общиной поселенцев, жителей прибрежной деревушки Эпворт. И был доставлен из Англии на торговой шхуне... вместе со своим конём.
Однако приключения Манро на съемочной площадке будущего "Властелина колец" начались ещё до того, как он высадился в Эпворте.
Во время остановки шхуны на ремонт в одном из новозеландских заливов проповедник и её команда стали свидетелями кровавой разборки двух племён маори. В ходе чего одна большая и злая орава истребила другую, маленькую и злую. Всех её членов - кроме симпатичной дикарки Рангимай. Которую вмешавшийся Манро обменял у победителей живой по невыгодному для себя курсу - вот какой он был джентльмен! И которая теперь стала его везде сопровождать. Ибо у них, маори, было так принято, хотя никакого чека, подтверждающего куплю/продажу, каннибалы англичанину, ясен киви, не выдали.
В Эпворте же, после ознакомительного затишья и недолгой работы Манро по специальности, его и Рангимай приключения будут продолжены. И там уже смешаются в кучу не только конь и люди, но и копья, дубинки, а также улюлюканье и залпы ружей вкупе с одним артиллерийским орудием. Что сольются пусть не в протяжный вой, но шуму тоже наделают изрядно. С непременным итогом в виде горы кровавых тел и...
...Нет, весь каннибализм Тамахори дипломатично оставил за кадром, так что махрового жесткача с поеданием человечины не ждите. Вместо него Ли детально и познавательно изобразит для нас соцкультбыт маори 19 века. Эпохи так называемых Мушкетных войн (1807-1845), когда ружья уже вошли в обиход дикарей, но от своих традиционных палок-убивалок они тоже не отказались. И уничтожали друг друга самым бесстыжим образом просто от нечего делать.
Вот эту их хроническую проблему Манро и вызвался по мере своих сил урегулировать...
***
В общем, неожиданный подарок от дедушки Ли для всех, кто зачитывался в детстве и юности журналами "Вокруг света" и засматривался передачей "Клуб кинопутешественников". Ничего лишнего - только классические исторические приключения благородного (хоть и с мрачным прошлым) героя в туземных краях. Таких, где камнем по башке можно получить совершенно без причины, а за неправильное кольцо в носу или улюлюканье - со 100% гарантией.
Иными словами, если вам уже исполнилось 16 лет, как советует возрастной рейтинг "На краю земли", значит вы вправе смело ознакомиться с фильмом. Поскольку он, как вышеназванные журнал и передача, тоже не научит вас ничему плохому. Напротив, покажет остросюжетную историю "со смыслом" на фоне интересной эпохи и природных красот. А как мастерски умеет снимать кино на природе Ли Тамахори, мы давно в курсе.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):