Уже почти век стоят на улице Гагарина в Ханты-Мансийске частные дома. Их хозяева первыми решились поселиться в глухой тайге вдоль строящейся дороги между Остяко-Вогульском и Самарово. Кем они были? По своей ли воле они стали обживать дикие холмы чугаса? Мы попытались заглянуть в прошлое.
Заживихины
В виртуальном перемещении в 1930-е нам помогает Нина Заживихина. Это ее дед Федор Васильевич, 1895 года рождения, был первым хозяином дома № 92 на улице Гагарина. Сам раскорчевал и распахал огород, построил дом. Да еще и по указанию местной власти содержал в порядке близлежащий лес за околицей и придорожную территорию напротив своего участка.
– Из редких рассказов стариков знаю, что дедовского брата Сергея Васильевича сослали из Курганской области в Кирзавод. А мой дед Федор с женой Татьяной и детьми Ниной, Ульяной, Анной, Анатолием сам приехал в поселок Кирпичный вслед за ним. Мой отец – Анатолий был младшим, четырнадцатым ребенком в семье, – рассказывает наша героиня. Спустя какое-то время Федор Заживихин подался на заработки в строящийся Остяко-Вогульск.
Поселок строился медленно, своей пристани, как и удобного места для ее возведения, здесь не было. А в пяти километрах, в селе Самарово (тогда это был районный центр), – была. Она принимала грузы для строящегося поселка, но в отсутствие дороги доставлять их в Остяко-Вогульск было крайне сложно.
В 1933-м в тайге между двумя населенными пунктами была прорублена просека. Она была строгой ширины по всей длине. Проехать можно было только на лошади. Дорогу местами пересекали болота, и в дождливую погоду она становилась непроходимой. В 1936 году просеку начали мостить булыжником, к 1937-му по дороге уже можно было проехать на конном транспорте.
Заживихины Федор Васильевич и Татьяна Зиновьевна с детьми слева направо Нина, Анна, Анатолий, Ульяна (1940 г.)
Дорога
В публикациях о Ханты-Мансийске часто можно встретить фразу «В августе 1938 г. началось регулярное автобусное движение по дороге между Самарово и Остяко-Вогульском. Эту главную магистраль города назвали улицей Ханты-Мансийской». Эту фразу копируют друг у друга все авторы.
Но в Государственном архиве Югры мы нашли протокол № 17 заседания президиума Остяко-Вогульского поселкового совета от 15 ноября 1938 года, в котором первым вопросом стоит «Об открытии Окрдоротделом автобусного движения маршрут Остяко-Вогульск – Самарово» (докладчик Поддубный).
На заседании установили: «Проездную плату за 1 станцию – 60 копеек, за 2 станцию – 1 рубль. Время движения автобуса с 7.30 до 12 ночи, с перерывом с 1 до 3 часов дня. Утвердили форму билетов, книжки контролера, схему движения и расписание. Открыть движение с 17 ноября 1938 года». Не августа, а ноября – это раз.
Тем более что и сам кузов автобуса был только что изготовлен, и комиссия должна была осмотреть его и провести испытания машины только 16 ноября. Это два. Товарищ Поддубный доложил, что загрузка автомобиля рассчитана на 13 человек.
Скорее всего, решение открыть движение в ноябре было принято из-за того, что к этому времени дорогу схватило морозцем, и она стала более-менее твердой. Ведь судя по второму найденному нами документу, вымощена она была далеко не вся.
В июле 1939 года представители власти вновь ставят вопрос о строительстве этой дороги. На этот раз отчитываются товарищи Смирнов – окрдоротдел и Чукреев – Самаровский РИК.
На заседании критически оценили недоработки и безответственное отношение к строительству главной магистрали и записали в протокол: «До сих пор не принято решительных мер по организации трудучастия и найма рабочей силы. Из 4 колхозов Самаровского сельсовета на трудучастие выставил бригаду только один, а единоличники из Самарово и Остяко-Вогульска совершенно не работают».
Отчаянные домовладельцы
Власти Остяко-Вогульска приняли решение о предоставлении частникам земли вдоль дороги, с тем чтобы поддерживать пятикилометровую магистраль и обживать глухую тайгу. Это был шанс для первых свободных строителей поселка перебраться из землянок, в которых они жили, в дома. Судя по плану Остяко-Вогульска, хранящемуся в архиве Югры, смелых нашлось немало.
В 1938 году поссовет – комхоз заключил с Федором Заживихиным договор о предоставлении площади 50 на 50 метров для застройки дома и усадьбы в самом центре просеки-магистрали на горе.
Комхоз дал на строительство дома и обустройство участка 2 года и закрепил в договоре дополнительные требования. Провести полную раскорчевку всей зоны усадьбы и улицы перед усадьбой вплоть до главной дороги. Прорыть канавы и сделать водоотвод под руководством специалиста из окркомхоза. Очистить лесную зону за усадьбой на глубину 20 погонных метров от сучьев и мха с уничтожением последних. Согласно документу, через два года приемная комиссия либо одобряет проделанную работу и выдает документы на усадьбу, либо конфискует недострой и штрафует нерадивого хозяина за отсутствие канав, мостков и всего перечисленного в договоре.
Семья с перевыполнением плана закончила строительство. И уже в 1939 году нотариус заверила этот же договор, превратив его в документ на владение усадьбой № 36 по улице Ханты-Мансийской.
Стоит отметить, что по документам у дома в разные годы были разные номера: 36, 55, 84.
В доказательство Нина демонстрирует «План строений, находящихся в Ханты-Мансийске на усадьбе № 55 (84) по улице Ханты-Мансийской, принадлежащих Заживихину Ф. В.», датированный 2 марта 1950 года.
До 1950 года на месте Гагарина было две улицы, идущие навстречу друг другу. Ханты-Мансийская поднималась от Революции (сейчас Мира), а из Самарово тянулась Республики.
В 1950 году, когда две улицы слились, домов, естественно, стало больше. Вот тогда 55-й и стал 84-м. Вся дорога протяженностью пять километров от центральной площади Ханты-Мансийска до площади Свободы в Самарово стала называться «улица Ханты-Мансийская».
Пруд
Дед Федор подошел к освоению земли основательно. Исследовал в округе ручьи и родники. И на одном построил плотину. Получился пруд. Сейчас там, за детским садом, проходит биатлонная трасса. Вода в пруду была питьевая.
– Пока дед был жив, он следил за ним и каждую весну чистил, укреплял запруду. Позже возле нынешнего тубдиспансера построили водокачку. Я ходила с детским коромыслом и маленькими ведрами туда за водой. У взрослых были большие 12-литровые ведра, их называли бадьи. Коромысла висели на стене дома: взрослое – коричневое, а детское – голубенькое. Зимой возили флягу с водой на санках. Натаскивали железную бочку 200 литров. А в деревянной солили капусту, которую сами выращивали в огороде. С уходом главы семьи и пруд стал зарастать, цвести. Дети играли возле лесного искусственного озера и собирали землянику, а в жару даже учились в нем плавать.
Так и жили
Федор Васильевич был человек грамотный. Работал в Горрыбкоопе. Был и заготовителем, и заведующим базой, контролировал забой скота на бойне, а одно время работал продавцом в магазине № 8.
– Магазин располагался в частном доме. Этот дом № 61а и сейчас стоит на нечетной стороне улицы Гагарина. Анна помогала отцу управляться в магазине и маме по хозяйству. Как и многие тогда, они держали коров, обеспечивали себя овощами с собственного огорода, сами шили и вязали одежду, даже создавали предметы интерьера, – рассказывает наша собеседница. – Раз в несколько лет в доме устанавливали огромный деревянный ткацкий станок. А до этого копили, нарезали и пряли веретеном «нитки» из отслуживших свой срок вещей. Стоит отметить, что вся семья была музыкальная. Многие из них без специального образования освоили игру на музыкальных инструментах. Отец Нины Анатолий вообще играл в городском духовом оркестре на бас-трубе и барабане. Мог подобрать любую мелодию на гармошке и балалайке.
– Каждый праздник устраивали семейное застолье и обязательно пели. Однажды записали свои песни на бобинный магнитофон. Потом появились кассетные магнитофоны. И через микрофон запись перебросили на кассету. Недавно на старом кассетнике я прослушала эту запись. Красивые песни. Голоса разные: у бабушки Татьяны – тянучий, у деда – низкий. Там даже я есть: пою и читаю стихи, – говорит наша хранительница истории.
На улице Гагарина
В 1961 году, в честь первого полета человека в космос, улицу переименовали в Гагарина. В округе нашли нефть, и в Ханты-Мансийске открылся геофизический трест.
Он располагался на улице Сутормина, там же, под горой, жили и первые сотрудники конторы. Но численность их росла, и тресту выделили под жилую застройку нечетную сторону Гагарина. Трест стал возводить деревянные многоквартирные двухэтажки. Так напротив дома Заживихиных появился Городок геологов. Многие эти дома до сих пор «живы» и тянутся почти до школы № 8.
Нина была младшей дочерью, любимой внучкой и племянницей. Дед Федор сколотил ей во дворе домик с настоящей дверкой и застекленным окошком. В домике была детская мебель, пол был застелен половиком, а на окошке красовались занавески. В этом домике Нина играла с соседскими «геологовскими» ребятишками, а старшая сестра готовилась летом к выпускным экзаменам.
– Я хорошо помню улицу Гагарина 1980-х лет. Хотя и пишут, что она вся была забетонирована в 1970 году, но это не так. По крайней мере еще летом 1985 года спуск от храма до улицы Чехова был мощенный булыжником. Мы по Гагарина возвращались с танцев пешком. Часто стройотрядовцы приезжали летом, дорогу местами заливали бетоном или укладывали плиты. Например, в районе Городка геологов была и дорога, и тротуары из цемента, – вспоминает жительница города Лариса Поджигалова. Еще жители «городка» рассказывают, что прямо от дома Заживихиных под дорогой лежала огромная труба. И люди ходили по ней с четной на нечетную сторону.
Реконструкция
По воспоминаниям почетного жителя Ханты-Мансийска Владимира Семенова, который до 1998 года был заместителем главы города по капитальному строительству, Гагарина начали глобально реконструировать примерно в 1995 году. Холмы срезали, дорожное полотно расширяли, сносили некоторые дома и рушили устаревшие деревянные мостки-тротуары. Движение шло по объездной дороге вокруг города. Одновременно строили новые объекты. Например, биатлонный центр, две площади.
При реконструкции дороги наткнулись и на остатки фундамента храма Пресвятой Богородицы в Самарово. Вообще, площадь Свободы и южный склон дались строителям тяжело. Комиссарская гора и Бараба слишком близко расположены друг к другу. Здесь снесли почти все частные избушки, магазины, ресторан и остатки школьных мастерских. Плюс грунт на несколько метров оказался сплошным конским навозом – следствие трехвековой ямщицкой слободы. А для дороги необходим твердый слой. Крутые склоны пришлось укреплять и озеленять, чтобы не было оползней.
На горе все объекты остались на месте, включая и дом Заживихиных, так как находились на большем удалении от дорожного полотна.
– Первый асфальт – три тысячи тонн – в город привезли в мае 1993 года из Омска баржами. У нас тогда еще не было своего асфальтового завода. И надо ж такому случиться, ударили заморозки – минус 15 градусов. А гудрону надо плюс 10. Мы готовились к IV Международному фольклорному фестивалю финно-угорских народов. Нам надо заасфальтировать площадь центральную и район речпорта. А у нас каменные горы. Стали мы их долбить, экскаватором в машины грузить. Потеплело, чудом к фестивалю первый асфальт уложили, – вспоминает Владимир Семенов. В начале 1997 года подъемы дороги с двух сторон были готовы. Приступили к реконструкции нагорной части. Рейсовый автобус поднимался от центра до «Чебурашки», потом все люди до Лермонтова шли пешком, а с Лермонтова снова ходил автобус в Самарово и по объездной дороге в «город».
– На «горе» за одно лето срезали холмы. Проложили сливную канализацию и уложили асфальт. Дорога в четыре полосы заработала полноценно к сентябрю 1997 года. Ханты-Мансийск впервые отмечал свой исторический день рождения. 360 лет, – комментирует почетный житель города. – Тогда мы считали дату создания Ханты-Мансийска от 1637 года, когда по указу царя Михаила Федоровича было образовано ямщицкое поселение Самарово. Юбилей столица Югры отмечала масштабно. На самаровских холмах была устроена реконструкция взятия городка князя Самара, вечером прошел музыкальный фестиваль с приглашением нескольких десятков звезд российской эстрады. А по новой дороге на улице Гагарина мимо дома № 92 с удовольствием мчались жители и гости города.
Читать в источнике
Окнами на просеку: история улицы Гагарина
18 июля 202418 июл 2024
6
10 мин