Найти тему

Церковь надо восстанавливать

   Церковь надо восстанавливать
Церковь надо восстанавливать

В середине лета, 12 июля – в День равноапостольных Петра и Павла, батовчане празднуют День села. Связано это с тем, что первая местная церковь была освящена в честь Петра и Павла.

Краеведы-самородки
Церковь закрыли как религиозный объект при советской власти, в здании был клуб, а потом и его снесли. На намоленном месте располагается памятник участникам Великой Отечественной войны, трудового фронта и героям, погибшим во время специальной военной операции.
Молодая жительница села Александра Досманова, учитель русского языка и литературы Анастасия Молокова и основатель краеведческого музея Батово Елена Гриценко проделали огромную работу, собирая фотографии и записывая воспоминания односельчан. Более того, Александра и Анастасия провели многие часы в архиве Тобольска и Госархиве Югры, чтобы сегодня югорчане могли совершить путешествие в прошлое.
– После похода Ермака в Сибирь, более 400 лет назад, крестьяне искали новые места обитания за Уральскими горами. Две семьи вятских крестьян приплыли сюда на долбленых лодках – батах и обосновались на берегу Иртыша. Это были Воронцовы и Куклины, – рассказывают краеведы. – Бат был брошен на берегу Иртыша. Остяки, жившие в лесу, говорили: «Пойдем к бату». Это и послужило названию села: сначала Батова, а в настоящее время Батово. Иртыш впоследствии изменил свое русло. Сейчас на этом месте протекает речка Старица.
Жители села стали выжигать лес, корчевать пни и заниматься земледелием. Выращивали рожь, овес, ячмень, пшеницу. Почва после раскорчевок была плодородная и давала высокие урожаи. В конце XVII века деревня Батова уже существовала.
Первые упоминания о деревне Батовой относятся к 1740 году и встречаются в книге «Сибирь XVIII века в путевых описаниях Г. Ф. Миллера».



Все началось с церкви
– В XIX веке в селе была построена часовня. К сожалению, на сегодняшний день точное время постройки не установлено. И мы склонны выдвигать разные версии по поводу данного исторического факта, – говорит Анастасия Молокова. – Возможно, здание будущей церкви построено в более ранний период, ведь православие в Сибири интенсивно укреплялось уже с XVIII века, однако этому нет подтверждения. Нет доказательства и другой версии, что часовня построена в конце XIX века, инициаторами чего стали известные до сих пор батовские купцы Федор Куляшов и Стефан Чикирдин.
– По состоянию на 1898 год документально подтверждается тот факт, что в деревне Батовой существует часовня. Однако часовня – это молитвенное сооружение небольшого размера без алтаря. И значит, батовчане не имели возможности принимать участие в церковных таинствах. И тогда, как сказано в архивных документах, «тщанием Феодора Куляшова, Стефана Чикирдина и крестьян деревни Батовой» начинается работа по возведению церкви на селе, – продолжают рассказ исследователи. Тогда же местные жители и религиозные деятели обращаются в духовную консисторию Тобольской епархии с просьбой пристроить и освятить алтарь во имя святых апостолов Петра и Павла. Духовная консистория, заручившись строительным «Проектом на пристройку алтаря к часовне в деревне Батовой Реполовского прихода Тобольского округа», 5 мая 1898 года подает соответствующий запрос в строительное отделение Тобольского губернского управления.
«Проект на пристройку алтаря к часовне в деревне Батовой Реполовского прихода Тобольского округа» был создан 16 апреля 1898 года губернским епархиальным архитектором Богданом Цинке.
18 мая 1898 года строительное отделение Тобольского губернского управления под руководством губернатора Князева одобряет проект. И приблизительно в период с 1900 по 1901 год свершается пристройка деревянного алтаря к часовне Батовской «с таковою же колокольнею», как сказано в Клировой ведомости по Батовской церкви от 1917 года.
По архивным данным, священником в церкви в 1917–1919 годах был Феодор Лебединский.



Из рассказов очевидцев
По рассказам тех, кто принимал участие в разборе строения, мы узнали, что церковь была построена надежно и без единого гвоздя. Были применены такие технологии, что зимой в мороз окна не замерзали и не текли. Потолочные балки были настолько качественно укреплены, что при разборе здания их с большим трудом демонтировали. Пол был сделан из широких плах, которые никогда не скрипели. Между ними не возникало щелей. Крыша была покрыта тесовой кровлей. По непроверенным данным, в церковной колокольне имелось три колокола.
Очевидцы вспоминают очень светлое уютное помещение с большими окнами и красивыми занавесочками. Алтарь всегда был залит светом.
Церковь была построена на месте, которое никогда не затапливалось в период половодья. Здание было окружено могучими вековыми кедрами.
Краеведы узнали, что приусадебной прицерковной земли, по данным 1917-го, не имелось. Однако был отведен сенокосный участок, а на общественной земле прихожанами был построен деревянный дом для священника. Также к церкви относилась деревянная сторожка.
– На территории церкви существовало и, по всей видимости, существует по сей день захоронение. Многие современные жители села помнят несколько надгробных чугунных плит, которые находились изначально на территории церковного здания, в котором располагался клуб. Затем эти плиты замечали то у старого здания почты, то у гаража. Последний раз одну из плит видели на современном школьном участке. Люди говорят, что на плитах были выбиты имена Куклиных Марии и Анны, – сообщают неравнодушные сельчане.
Купцы-добродеятели
К Батовскому приходу относилась церковно-приходская начальная школа, в некоторых документах называемая церковным училищем. Школа была двухклассной трехгодичной и располагалась в частном доме. Попечителем школы был житель Батово, почетный потомственный гражданин, купец неопределенной гильдии Феодор Николаевич Куляшов.
Куляшов родился в 1850 году в Филинской волости Тобольского уезда. Он был внешности статной, благородной, ростом в 2 аршина 7 вершков, крепкого телосложения. Щедрый, добрый, порядочный, всеми уважаемый человек помогал деревенским жителям. За свои заслуги был награжден разными почетными знаками. В Батово держал торговую лавку.
Дом Куляшова помнят многие современные жители села как здание основной школы, которое не так давно, к сожалению, сгорело.
Еще один коренной местный житель, знатный купец прославил село Батово – Чикирдин Стефан Васильевич, по сословию крестьянин из государства. Родился Чикирдин в 1849 году. Характером Стефан был простой, добродушный. Ничего не жалел для односельчан. Было у него небольшое семейство. Держал мелочную лавку.
Именно стараниями этих двух людей была укреплена православная жизнь села.
Однако после смены государственной власти в 1917 году общественно-духовная жизнь Батово кардинально изменилась. Куляшов был лишен собственного дома, здание которого теперь занимал революционный комитет. Позже Федора Николаевича арестовали за участие в контрреволюционном восстании.
– В 1930 году на сходе села постановили церковь перестроить в учреждение для культурных нужд. И с 1931 года церковь именовалась «клуб». Ориентировочно здание церкви-клуба было снесено в 1975 году. Теперь настали другие времена, в селе много верующих, нечасто приезжает из города в село батюшка, а покрестить ребенка или провести службу негде, – подводят итоги исследователи.
Интересный факт



Находка
В Тобольском архиве батовчане обнаружили «Дело об утверждении проекта на пристройку алтаря к часовне в деревне Батовой Реполовского прихода Тобольского округа», содержащее архитектурный план здания (фасада и в разрезе), а также генеральный план местности, на которой располагалось сооружение. На основании этого документа можно восстановить Батовскую Петропавловскую церковь на ее историческом месте нахождения и в ее первозданном виде.
Читать в источнике