Режиссер: Эльдар Рязанов, 1977г.
В ожидании кого-то взрослого
Нет со мной кого-то
Мне грустно отчего-то….
С самого начала фильма мы погружаемся в казалось бы обыкновенный мир советских людей 70-х годов. Но если приглядеться внимательно, мы увидим, что он очень странный.
Это мир, где все перепутано и все не по-настоящему, как в детской игре. Придя на работу, люди начинают не работать, а приводить себя в порядок. Секретарша Вера легко отмахивается от деловых вопросов, но разговаривает по личным вопросам, примеряет сапоги в присутствии своего начальника. Она учит сексуальной походке, но сама, полусогнувшись, спешит на работу грозной поступью. Новосельцев уверен, что засиделся и достоин повышения, но делает кучу ошибок в отчете. Здесь собирают деньги на похороны, хотя человек жив. Оптимистка Рыжова с грустными и уставшими глазами спешит на работу, покупая перед работой таблетки от больной головы. Все спешат, опаздывают, отвлекаются и суетятся, но четко по звонку срываются с рабочих мест как школьники с уроков.
С первых кадров фильма мы погружаемся в мир, где вроде взрослые люди – дети. Директор Калугина – их родитель. Она раньше всех приходит на работу и позднее всех уходит. Она организует, контролирует, исправляет ошибки…, то есть выполняет родительские функции. Калугина – строгий, контролирующий родитель, поэтому мы не видим счастливых людей, но видим людей, которые в ожидании счастья. Все ждут доброго родителя, который придет и всем организует счастье! Ведь для счастья ребенка необходимо, чтобы кто-то пришел и организовал их жизнь, внес в нее смысл и порядок.
В моей душе покоя нет:
Весь день я жду кого-то.
Без сна встречаю я рассвет,
И все из-за кого-то…
Самохвалов как катализатор
И вот в этот детский мир приходит Юрий Григорьевич Самохвалов. Именно ему мы обязаны развитием сюжета фильма. Он красив, рационален, расчетлив, успешен…Может это взрослый наконец пожаловал в сюжет фильма? Самохвалов на самом деле вносит в фильм свежий ветер. Он дарит надежду, что можно все изменить в жизни, поправить, добавить. При этом своим поведением, он утверждает, что все это можно сделать все легко и просто. Он буквально всех очаровывает, завораживает, обольщает. Секретарше Вере дарит заграничные сигареты, и вот она уже другая, она статусная, у нее есть чем похвастаться. Юрий Григорьевич по-простому просит Калугину поставить своего давнего друга Новосельцева заведовать отделом легкой промышленности, совершенно не думая о том, насколько хорошо он будет справляться в этой должности. Ему важно нравиться, важно получать восхищение. Он не очень думает о последствиях, не собирается нести за это ответственность. Самохвалов обольщает Олю Рыжову, но не собирается с ней иметь отношения. Его чувства поверхностные, легкие и скользящие. Получив отказ от Калугиной, он не предлагает Новосельцеву заняться работой, проявить себя, а придумывает другой простой и легкий ход – обольстить Калугину. Это стиль его жизни, он так живет, так добивается успеха. Новосельцев соглашается, хотя ему не хочется, это ему претит, но он обольщается простотой и доступностью этого способа достичь успеха.
Самохвалов создает иллюзию доброго родителя-волшебника, но на самом деле сам нуждается в поддержке. Люди для Самохвалова функции, которыми можно управлять, использовать как средство для достижения своих целей и для поддержания своей самооценки. Но что-то пошло не так! Люди-то хоть и дети, но живые и чувствующие. Они могут влюбляться…
Самохвалов и Рыжова
В фильме есть замечательный персонаж – Оля Рыжова. История Рыжовой – это грустная история. Можно сказать, что Оленька – типичная демонстративная личность. Не зря ее стихотворение в фильме о театре, о роли, которую она играет. Ей нужны яркие эмоции, красивые события, море внимания и восхищения. А ее жизнь – это рутина и суета. Она дружит с Новосельцевым, так как их объединяет разочарование в жизни. Они оба не выдерживают эту тяжелую жизнь, где каждый день заботы и обязанности. Новосельцев доверчив как ребенок. Когда-то он влюбился в блондинку на работе, поверил в ее любовь. Конечно, он идеализировал ее, верил, что она принесет в ее жизнь счастье, но остался с двумя детьми и вынужден заботиться о них. При такой жизни сил, энергии, а главное, времени на работу, карьеру у него нет. Рыжова, будучи красавицей в молодости, скорее всего, выбрала в мужья того, кто должен был обеспечить ей счастье. Она тоже его идеализировала и тоже не получила предполагаемый результат, так как он не смог... а на данный момент, скорее всего, уже не может переваривать ее требования, так как с язвой желудка лечится в санатории. Оба идеализировали своих будущих партнеров и оба разочаровались. Но есть различие: Новосельцева бросили, а Рыжова сама готова бросить. Кстати, Оля очень похожа внешне на бывшую жену. Может в этом тоже причина того, что они дружат. Они и сейчас поддерживают друг друга в своих идеализациях. Новосельцев видит в Рыжовой оптимистку и красавицу, она в нем прекрасного работника и начальника отдела. Им бы объединиться и жить вместе. Но это невозможно. Оля жаждут чего-то большого, что выдернет ее эмоционально из постоянного скучного мира одинаковых дней.
Рыжова видит Самохвалова и вспоминает свою молодость, когда жизнь обещала счастье, а она, первая красавица, могла выбирать мужчин. Встреча с Самохваловым, как возможность оживить себя, почувствовать пьянящие эмоции влюбленности. У него в гостях она говорит о том, что салатик-то она готовит лучше, чем его жена. А Самохвалов замечает, что она совсем не изменилась. Она всегда хотела чувствовать себя лучше других, чтобы получать внимание и восхищение. И в этом они очень похожи, поэтому, скорее всего, у них не сложилось. Она смотрится в Самохвалова как в зеркало, она хочет через него почувствовать себя счастливой и успешной. Она будет писать ему, просить о встрече, так как хочет чувствовать себя той, молодой и желанной. И Самохвалов не может справиться с ее навязчивостью. Все его слова не имеют никакого эффекта, так как он при встрече ее обнял, поцеловал, дотронулся до ее щеки. А главное, он сказал, что все помнит. Зачем он это сделал? Он тоже хочет нравиться, хочет чувствовать восхищение. Она же все уже придумала, провалилась в свои иллюзии. Ей так необходимы эмоции, чувства, которые ее оживляют, придают смысл ее жизни. На самом деле ей не интересен реальный Самохвалов, она придумала образ и одела его на него: «Как долго я играла роль
Не опираясь на партнера».
А что Самохвалов? У него все замечательно! Его жена дает возможность ему быть в центе внимания и совсем не конкурирует с ним.
Встретившись с настойчивостью Рыжовой, он теряется и как маленький ребенок ищет маму, чтобы пожаловаться на девочку Олю. Шурочка с удовольствием готова побыть этакой псевдо-мамой и помочь двум детям. Она воспитывает Олю, как будто она нарушила правила поведения в детском саду. Оле все-таки пришлось встретиться с реальностью:
Вся наша роль, моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль, моя лишь боль,
Сколько боли, сколько, сколько?
Стоит отметить, что секретарша Вера очень похожа на Олю, поэтому она с таким удовольствие сплетничает о ней, но в тоже время называет Самохвалова гадом. Вера, конечно, более живая, так как ее муж постоянно создает эмоциональные качели, что ей и нужно.
Новосельцев и Калугина
Новосельцев – тихий, скромный и послушный. Жизнь его скучна и однообразна:
Из карманов мы курево тянем,
Популярные песни мычим,
Задевая друг друга локтями,
Извиняемся или молчим.
Но глубоко в душе в нем живет бунтующий ребенок. Он рвется наружу и требует проявления. Воспитание и опыт жизни смогли заставить его замолчать, но он прорывается через поступки его детей и после определенного количества алкоголя. Как ни странно, но именно этот бунтующий ребенок управляет и организует жизнь Новосельцева. Внутри себя он – отвергнутый ребенок. Скорее всего, он был когда-то отвергнут родителями, затем женой, карьерой, жизнью. Он хочет, чтобы его приняли и расправили ему крылья.
Калугина строгая, сильная, организованная. Но в глубине души она тоже ребенок, который ждет, что кто-то ее найдет и избавит от оглушительного одиночества.
Пусть непрочны домашние стены,
Пусть дорога уводит во тьму,
Нет на свете печальней измены,
Чем измена себе самому, себе самому.
Скорее всего, в детстве Калугиной не удалось побыть ребенком. Очень рано ей пришлось стать ответственной, умной, рассудительной. Жизнь заставила ее из девочки превратиться в помогающего родителя. Нельзя стать по-настоящему взрослым, не прожив полноценно детство. Калугина много работает, но управлять она может только детьми, поэтому она вынуждена следить контролировать, проверять. Ей трудно делегировать, доверять, сотрудничать.
Ее встреча с Новосельцевым в квартире Самохвалова стала для нее очень травмирующей. На фоне того, как бунтующий ребенок Новосельцева плясал и пел, ее внутренний ребенок был зажат и практически похоронен под тяжестью долга и обязательства. Но Новоселов своим дурацким поступком разбудил ее внутреннюю грустную и одинокую девочку. На следующее утро она не обрушила на него агрессивность и месть, а стала интересоваться им. А затем она позволила расплакаться перед Новосельцевым, потому что он позволил вчера быть плохим непослушным ребенком. Они встретились как двое детей. Он - неудачник, она - успешный руководитель, но внутри они оба – забитые и недолюбленные дети, которым неуютно и грустно в мире. В этот момент плача Новосельцеву пришлось поменяться с ней местами и стать для нее родителем. Она получила понимание. Анатолий Ефимович еще не способен дать заботу и поддержку, ему комфортнее и привычнее оставаться ребенком (чаще всего послушным), но в нем уже чувствуется решительность и принципиальность. Встреча Калугиной и Новосельцева – это встреча двух травмированных детей, но встреча, как надежда помочь друг другу. Конечно, нам хочется, чтобы они были счастливы! Возможно ли это?
Мы знаем, что Новосельцева бросила жена. И возможно в его душе есть много злости на женщин, которую он умело прячет. Ведь не зря его дети пытаются навредить исключительно женщинам, даже кошке, а не коту. И есть вероятность, что он может обрушить ее на Людмилу Прокофьевну. Его жизнь – это череда унижений и неудач. Его деловые качества, интеллектуальные способности глубоко вытеснены и почти похоронены. Но любовь заставляет его прикоснуться к своим возможностям. Мы пока не видим проявления его деловых качеств, но видим рост его самооценки. У него есть принципы и смелость. Он живой, умный, ироничный.
Калугина не доверяет мужчинам, да и женщинам тоже. У нее есть травматичный опыт предательства. Не зря она сразу верить Самохвалову и не пытается поговорить с Новосельцевым. Сможет ли она быть спокойной и доверяющей. Ее эмоциональность и чувственность глубоко вытеснены, но благодаря Новосельцеву она просыпается. Вспомните, какая она пришла на работу после свидания! Она подчиненна строгой рациональности, но любовь разбудила в ней спонтанность, и она в эмоциональном порыве готова спасать кошку!
Тут нужно отметить, что они не меняются, они открывают в себе то, что было забыто, скрыто, задавлено. Любовь не может поменять человека, но разбудить в нем скрытые таланты, возможности, способности она способна. Наши герои активизируют друг в друге возможности. Хотя есть опасность того, что Калугина останется в своей доминирующей роли родителя, а Новоселов в роли ребенка. Он будет требовать внимания, которого всегда будет мало. Калугиной придется его воспитывать, поучать, ну в общем, у нее будет четверо детей, причем Новосельцев будет самым главным и непослушным.
Самохвалов и Новосельцев
Почему Самохвалов сообщает Калугиной о том, что Новосельцев из-за места начальника отдела решил за ней приударить? Решил отомстить? Конечно. Но важнее другое. Это – зависть. Для Самохвалова Новосельцев – неудачник, он настолько мал и ничтожен по сравнению с ним, что ему с ним легко и комфортно. Почему бы не помочь убогому получить повышение и стать еще прекраснее на его фоне. А он, мало того, что принципиальный и осмеливается в рожу бить, еще и роман (настоящий!) с самой Калугиной закрутил. А он, великий и прекрасный Самохвалов, не имеет право принципы иметь и романы крутить. И завидует он состоянию Новосельцева, который может быть живым, любимым и любящим. Он этого не умеет, и не позволяет себе, но он может это прекратить у других. По крайней мере, ему так хочется в это верить.
Другие мои статьи по теме: Психологический разбор фильмов