Покупка велосипеда - мероприятие ответственное, и к нему надо подходить хорошо подготовленным. Всё потому, что неправильно подобранный тип байка может привести к покупке ненужной вещи, а следовательно, неоправданной потере денег и времени.
Это особенно важно для тех, кто собирается сделать такое приобретение впервые, ведь ошибка может и вовсе отбить желание кататься. Чтобы этого избежать, рассмотрим основные типы велосипедов, их особенности
Городской велосипед.
Его также называют дорожным велосипедом, или ситибайком. Характерными чертами являются удобная вертикальная посадка, большие колёса с узкими накатистыми шинами и минимум передач трансмиссии. Предназначен для поездок на работу, по делам и просто прогулок, поэтому на него устанавливается корзина, багажник и полноразмерные крылья.
Горный велосипед.
Маунтинбайк, или MTB, самый распространённый вид, так как является наиболее универсальным - на нём можно и преодолеть крутой подъём, и разогнаться на асфальте. Собирается на лёгкой и прочной раме из алюминия или карбона, на которую устанавливаются колёса с зубастым протектором, амортизационная вилка и надёжные тормоза, чаще всего дисковые.
Широкий диапазон скоростей достигается за счёт заднего переключателя с большим количеством передач. Существует несколько разновидностей горных велосипедов, каждая из которых ориентирована на свою дисциплину: кросс-кантри, триал/фристайл, даунхилл и другие.
Шоссейный велосипед.
Этот вид рассчитан на скоростную езду и предназначен для шоссейных гонок, в связи с чем имеет спортивную посадку. Он строится на лёгкой обтекаемой раме, имеет узкие покрышки с минимальным протектором или вовсе без него, а также руль “баран”, чтобы спортсмен в процессе соревнований мог менять хват.
Трековый велосипед.
Предназначен для трековых гонок и является самым лёгким среди гоночных велосипедов. Чтобы минимизировать вес, у трековых велосипедов отсутствуют тормоза и трансмиссия, в связи с чем педали крутятся только одновременно с задним колесом, а торможение выполняется путём их замедления или блокировки.
Гибридный велосипед.
Представляет собой симбиоз горных и шоссейных велосипедов. Амортизатор и трансмиссия достались ему от маунтинбайка, а высокая рама и накатистые колёса - от шоссейника.
BMX.
Название происходит от сокращения Bicycle Moto Xtreme, велосипеды предназначены для экстремального катания и выполнения различных трюков. Они были придуманы любителями мотокросса и мотофристайла, чтобы дети могли тренироваться с ранних лет. Эти синглспиды с прочной низкой рамой на 20-дюймовых колёсах полностью лишены подвески, отличаются высоким рулём с поперечиной и пегами - специальными трубками, установленными на осях.
Велосипед для триала.
Предназначен для прохождения трасс с множеством препятствий, как естественных, так и искусственно созданных, например, из поддонов, брёвен и т.д. Отличается низкой лёгкой рамой, длинным выносом и широким рулём, а также отсутствием седла - при выполнении сложных спортивных трюков оно бы только мешало.
Фэтбайк.
Название “fatbike” состоит из двух слов и дословно переводится как “толстый велосипед”. На самом деле у него толстые колёса, на которых можно с лёгкостью преодолевать рыхлые поверхности, такие как песок, сыпучий грунт или мелкий щебень.Широкие покрышки выполняют роль амортизатора при пониженном давлении, и в то же время имеют хороший накат при высоком, так что это отличный вариант для тех, кто любит ездить в труднодоступные локации, на рыбалку или охоту.
Туристический (туринговый) велосипед.
Модели характеризуются прочными рамами, многоступенчатой трансмиссией и удобным седлом, как у дорожных велосипедов. Они рассчитаны на длительные путешествия, поэтому главными требованиями являются высокая надёжность и ремонтопригодность, а значимость веса уходит на второй план. На туристическом велосипеде предусмотрены крепления для багажников (спереди и сзади), усиленные колёса и тормоза.
Грузовой велосипед.
Чаще всего это трёхколёсный байк с большой корзиной сзади, хотя выпускаются и двухколёсные модели с грузовым отсеком непосредственно перед водителем. Рама имеет прочную удлинённую конструкцию, рассчитанную для транспортировки тяжёлых грузов.
Электровелосипед.
Приводится в движение не только педалями, но и двигателем, который бывает двух типов - мотор-колесо и центральный мотор. Первый устанавливается на место одного из колёс (или сразу двух для полного привода), а второй - непосредственно под педальной осью.Энергия запасается в аккумуляторе и нормируется при помощи контроллера. На электробайке не только легче кататься, но и можно проехать в 2-3 раза большее расстояние за то же время, а заряжается он от обычной бытовой розетки через зарядное устройство.
Круизеры и чопперы.
Модели для расслабленной неспешной езды по паркам, пляжам и городским окрестностям. Оснащаются удобным седлом, высоким рулём и колёсами с минимальным протектором. Рассчитаны на комфортную езду по асфальту.
Тандем.
Велосипед, предназначенный для нескольких (чаще для двух) человек, сидящих один за другим. Типичный велотандем представляет собой велосипед с одной рамой и двумя колесами, но каждый человек имеет своё собственное седло и собственные педали.
Как подобрать размер велосипеда по росту?
Если взять слишком маленький велосипед, будут мешать колени, слишком большой — начнет болеть спина, ведь придется прилагать усилия, чтобы держать руль. Чтобы подобрать вариант, на котором действительно будет комфортно и безопасно ездить, нужно в положении стоя отмерить расстояние между верхней дугой рамы и пахом — там должна свободно проходить ладонь.
Ориентироваться можно на размеры рамы, указанные производителем. Обычно под этим параметром понимают расстояние между креплением сидения и местом, где крутятся педали, — осью каретки, рассчитываемое в дюймах. Также встречается обозначение латинскими буквами — XS, S, M, L, XL, XXL. Для удобства можно воспользоваться следующим соотношением:
Рост / размер рамы в дюймах / размер латиницей
- 130–155 см / 13–14 дюймов / XS
- 145–165 см / 15–17 дюймов / S
- 155–175 см / 17–19 дюймов / M
- 175–185 см / 19–20 дюймов / L
- 180–195 см / 21–22 дюйма / XL
- 190–205 см / 23–24 дюйма / XXL
Размерная сетка приблизительная: так, человек с ростом 180 см может использовать велосипед с рамой 19–22 дюйма. Дело в разном анатомическом строении: у кого-то из нас ноги длиннее, у кого-то короче при одинаковом росте. Если вы впервые подбираете велосипед, лучше попросить у продавца разрешения проехать на нем хотя бы несколько метров — и оценить, не задевает ли рама паховую часть, когда вы садитесь на байк или с него слезаете, удобно ли перемещать ногу с педали на землю. Обычно можно сделать небольшую подстройку, отрегулировав высоту седла, но, если велосипед будет слишком большим, есть риск получить травму от удара об раму.
Возможные ошибки при выборе.
При выборе велосипеда важно учитывать стиль катания и физические особенности велосипедиста. Следует опираться не на индивидуальные предпочтения, а консультироваться с профессионалами и, по возможности, перед покупкой тестировать несколько моделей.
Основные ошибки при подборе велосипеда:
- выбор модели “на вырост". Покупка байка с большой рамой приводит к неудобству и снижению контроля управления. Необходимо подобрать велосипед подходящий текущим пропорциям роста и веса.
- несоблюдение стиля катания. Велосипед должен соответствовать предпочитаемому стилю катания. Выбирать его нужно с учетом целей использования (катание по городу, горные походы, длительные велотуры и т.д.).
- покупка без примерки и тестовой поездки. Приобретение велосипеда без примерки может привести к неудачной покупке. Важно стараться протестировать велосипед перед покупкой и убедиться в его комфорте и подходящем размере.
Советы экспертов.
Велосипед должен соответствовать росту и пропорциям тела велосипедиста, чтобы обеспечить оптимальную посадку, эффективную управляемость. Принимая решение о покупке велосипеда важно:
- изучить модели в нужной ценовой категории, ознакомиться с обзорами и выбрать лучший в соотношении “цена-качество”;
- уделить особенно пристальное внимание комплектации модели и состоянию тормозов, переключателей, рычагов и т.д.
- позаботиться о безопасности и приобрести защиту – шлем, фары, стоп-сигналы и т.п.
Выбирайте велосипед правильно, друзья!