Найти в Дзене

Из произведения святого Амвросия, епископа, О таинствах

 Из произведения святого Амвросия, епископа, О таинствах (№ 29-30. 34-35. 37.42)

Наставление об обрядах, следующих по крещении

Когда вышел ты из воды, привели тебя ко священнику. Размысли, что случилось тогда. Не то ли, о чём речет Давид: "Как елей, стекающий на бороду, бороду Ааронову"? о том же елее говорит Соломон: "Имя твоё подобно излитому елею, потому девы возлюбили тебя и привлекли к себе". Господи Иисусе! Сколь многие обновлённые души возлюбили Тебя днесь и возопили: "Плени меня Ты, и потеку за благоуханием одежд Твоих", дабы насладиться благовонием воскресения.

Потрудись уразуметь значение сего обряда ибо "у мудрого глаза - на голове его”. Елей стекает на бороду того ради, что служит он украшением младости, на бороду же Ааронову -дабы ты сопричтён был к "народу избранному", священническому и драгоценному. Ибо все мы сподобились помазания духовною благодатию, дабы составить Царствие Божие и священство Его.

Затем облачился ты в одежды белоснежные, дабы открылось, что ты совлёкся уже греха, и принял белые одежды невинности, о которых сказал пророк: "Окропи меня иссопом, и буду чист, омой меня, и стану белее снега". Ибо равно и по Закону Ветхому, и по Благовестию, крещаемый очищается. По Закону, ибо Моисей совершил окропление ветвью иссопа, политою кровию агнца, по Евангелию, ибо одежды Христовы были белее снега, когда явил Он славу Воскресения Своего. Белее снега всякий, кому отпущен грех. Посему говорит Господь устами пророка Исаии: "Если будут грехи мои, как багряное, как снег убелюсь".

Церковь получила одежды сии чрез "омытие возрождения" и восклицает словами песни песней: "Дочери иерусалимские! Черна я, но прекрасна”. Черна Церковь по немощи природы человеческой, прекрасна по благодати. Черна, ибо состоит из грешников, прекрасна благодаря таинству веры. Дочери иерусалимские, видя одежды сии, восклицают: "Кто эта, блистающая как заря?". Черна была она, отчего же вдруг соделалась блистающе белою? Христос же, видя Церковь Свою, ради которой облёкся Он в одежды позора, - как сказано о том в Книге пророка Захарии, - в одеждах белых, то есть, видя душу очистившейся и омытою в таинстве крещения, говорит: "О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные", образ коей приял Дух Святой, нисходя на землю. Помысли, что запечатлен ты знамением духовным: "Духа премудрости и разума, духа совета и крепости, дух ведения и благочестия, и страха Господня", и блюдёшь дарованное тебе. Ознаменовал тебя Бог Отец, Господь же Христос утвердил тебя и "запечатлел тебя обетованным Духом Святым", -как учит о том святой апостол Павел.