Законопроект об отмене ЕГЭ, предложенный в этом году, стал настоящей новостной бомбой. Каждый год в сети появляются статьи о том, как очередной общественный деятель хочет отменить ЕГЭ, но инициатива еще не заходила так далеко. Давайте обсудим причины отмены ЕГЭ и подумаем, стоит ли прибегать к радикальным мерам?
Почему ЕГЭ хотят отменить?
Законопроект предполагает, что отмена ЕГЭ избавит от "бездумного проставления галочек в тестах", но вот незадача: тестов уже нигде не осталось! Я сдавала ЕГЭ в 2011-м году, и уже тогда в экзамене по профильной математике были вопросы только типов B и C, то есть вопросы с кратким и развёрнутым ответом, без тестовой части A. Задания, визуально похожие на тестовые, есть в русском языке, но даже там их невозможно сделать наугад, просто отбрасывая лишнее, ведь требуется либо несколько ответов, либо варианты настолько близки друг к другу, что обычными рассуждениями тут не обойдёшься. Про другие предметы уже можно и не говорить, задания там "галочками" не решаются. Таким образом, главная мотивация отмены ЕГЭ не имеет почвы под ногами, едем дальше.
Еще одной причиной такой инициативы стал повышенный уровень стресса, который приводит иногда к непоправимым последствиям. Эта причина может даже быть единственной, чтобы задуматься об изменениях. Но проблема не в существовании ЕГЭ как такового, а в отношении к экзамену как школьников, как их родителей, так и педагогов.
С каждым годом парадигма "самого важного этапа в жизни" на тему ЕГЭ отходит в прошлое, но медленнее всего это происходит именно в стенах образовательных учреждений. Преподаватели часто пользуются устрашением перед ЕГЭ как мотивацией, но полезный эффект от неё полностью нивелируется уровнем тревожности к моменту сдачи экзамена. Школьник перестаёт адекватно относиться к своему распределению времени. Вместо того, чтобы достаточно спать и отдыхать, школьник просиживает часы над учебниками, что не всегда приводит к высокому баллу на экзамене! Еще хуже ситуация обстоит, если отсутствует позитивный настрой у родителей выпускника. Нельзя отрицать, что родители переживают не меньше, а иногда и больше самого школьника, но это не значит, что ребёнок совершит страшную ошибку в жизни, если не сдаст экзамен ЕГЭ.
Еще одной причиной ЕГЭ указывается наличие коррупции. Но стоит на этом шаге вспомнить причины, по которым ЕГЭ в своё время появилось. Эта форма экзамена тогда и предлагалась как решение проблемы коррупции среди принимающих комиссий, ведь человеческий фактор играл гораздо большую роль. На это не делался главный акцент, но количество коррупции действительно заметно снизилось. И то, что факты коррупции есть и в связи с ЕГЭ, говорит плохо совсем не о формате экзамена, а о халатности людей, стоящих за его проведением.
Чего мы лишимся, если ЕГЭ отменят?
Лишимся мы, на мой взгляд, самого главного: равноправия поступающих в ВУЗы из разных школ и регионов. Помимо выпускных экзаменов в школах вернутся полноценные вступительные экзамены в ВУЗы, а значит выпускник должен оценить свои возможности в плане дат проведения экзаменов разных ВУЗах и их местоположения. Ведь если выпускник живёт в отдалении от желаемого образовательного учреждения, то ему придётся не только подготовиться к конкретному экзамену, но и решить проблему с проездом, жильём во время вступительных испытаний.
Школьники также лишатся прозрачной системы подготовки, а еще столкнутся с большей зависимостью от человеческого фактора. Сейчас школьник может подготовиться к экзамену самостоятельно, ведь все необходимые данные о формате, заданиях и критериях оценивания находятся в открытом доступе. А как школьник сможет понять критерии оценивания, например, устного ответа у конкретного преподавателя, который будет принимать итоговое решение? Это остаётся тайной, покрытой мраком.
Можно ли сделать лучше и не отменять ЕГЭ?
В первую очередь, нужно запретить преподавателям использовать негативную мотивацию и вообще устрашение. Причём, это касается и ЕГЭ, и ОГЭ. Необходимо объяснять родителям, что ситуация, когда школьник не сдаёт экзамен, решаемая, и что жизнь на этом не останавливается.
Необходимо пересмотреть процедуру сдачи экзамена, когда школьник боится сделать лишний шаг или сказать лишнее слово, чтобы его не выгнали с экзамена. Процедуру апелляции тоже необходимо сделать более прозрачной и лояльной к ученику. Вопрос металлоискателей - отдельная тема. На мой взгляд, ученик может хоть рулоны шпаргалок приносить, главное - чтобы он ими не пользовался во время экзамена!!! Камеры в аудитории действительно оправданы, а вот металлодетектор - вопрос крайне спорный.
Проблема с уровнем подготовки к экзамену в стенах школы - это отдельная грустная тема. Особенно остро она стоит, если в школе не хватает учителей, и на замену могут поставить преподавателя, который плохо разбирается в темах. Решение кадрового вопроса в стенах школы решит большую часть проблем, связанных с образованием, так как в школу потянется больше педагогов, которые знают и любят то, чем занимаются.
Спасибо, что дочитали до конца!❤️🔥
Буду рада вашей поддержке в виде лайка, комментария или подписки!👍
Ознакомьтесь также с другими публикациями на моём канале: