Что такое чип тюнинг?
Многие водители слышали, что автопроизводители специально «задушивают» мотор, ограничивая его мощность. Изменить ситуацию может прошивка двигателя. Разбираемся, что такое чип авто, как происходит и какие последствия могут быть.
Что такое чип тюнинг?
Для работы двигателя автомобиля в него подается топливно-воздушная смесь. При сгорании выделяется тепловая энергия, которую двигатель преобразует в механическую. Количество преобразованной энергии — это мощность мотора. Далее она передается на колеса и вращает их. Это крутящий момент, чем он выше, тем лучше двигатель «тащит» автомобиль.
Всей системой управляет электронный блок управления двигателем — ЭБУ. Это мини-компьютер, который получает с датчиков информацию о работе двигателя и регулирует подачу топлива и воздуха. Именно настройки ЭБУ отвечают за мощность и тягу автомобиля. Настройки автопроизводитель делает так, чтобы двигатель соответствовал экологическим нормам и дольше сохранял свой ресурс без смены расходников.
Чтобы увеличить мощность и тягу двигателя, настройки ЭБУ надо переписать, то есть «перепрошить» блок. В этом и заключается ответ на вопрос: «Чип тюнинг это?»
Как делают чип тюнинг?
Чтобы сделать чип тюнинг, нужно подключить специальный сканер к разъему OBD-II и загрузить новые настройки в ЭБУ. Но это возможно не для всех автомобилей. Иногда приходится доставать блок управления двигателем, вскрывать его и с помощью проводов подключаться к прибору. Лучше уточнить у мастера, делающего чип тюнинг, какой вариант придется применять на конкретно вашем авто.
Есть альтернативный способ сделать чип авто — установить дополнительный блок, его называют бустером. Прошивка с новыми настройками устанавливается в него, а изменения в ЭБУ не вносят.
Варианты чип тюнинга
Существует несколько вариантов чип тюнинга:
- Перепрошивка ЭБУ без вмешательства в техническое устройство автомобиля. В этом случае новые настройки регулируют воздушно-топливную смесь, делают ее богаче. Из-за этого двигатель получает больше мощности и тяги.
- Этот вариант самый безопасный: такой чип тюнинг невозможно обнаружить программно или визуально, поэтому не будет никаких проблем с постановкой автомобиля на учет.
- Перепрошивка ЭБУ и удаление катализатора. Так как при изменении настроек в двигатель начинает поступать более богатая воздушно-топливная смесь, при ее сгорании выделяется больше тепловой энергии. Из-за этого катализатор может не справляться с выводом продуктов сгорания и может оплавиться. Поэтому иногда мастер предлагает удалить катализатор.
- При удаленном катализаторе выхлопные газы автомобиля приобретают отчетливый запах, а двигатель перестает соответствовать экологическим требованиям. С удаленным катализатором невозможно поставить автомобиль на учет в ГИБДД: он не пройдет техосмотр. Специалисты замеряют уровень СО2 в выхлопных газах, и без катализатора этот уровень превысит норму.
- Перепрошивка ЭБУ и внесение изменений в конструкцию двигателя. Это самый глубокий тюнинг, который включает не только настройку системы, но и замену поршня, расточку блока цилиндров и другие конструктивные изменения. Такие изменения невозможно согласовать в ГИБДД, поэтому продать такую машину будет невозможно.
Результат чип тюнинга
Результат отличается для разных типов двигателей. Лучше всего чип тюнинг работает для турбированных двигателей, так как существенно увеличивает подачу воздуха, а это напрямую влияет на мощность.
Двигатель
Мощность (л.с)
Крутящий момент (Н⋅м)
Атмосферный
до +40
до +50
Турбированный бензиновый
+40-90
+100-150
Турбированный дизельный
+30-50
+50-80
В самом автомобиле нет штатных устройств, способных измерить фактические показатели мощности и крутящего момента. Точный результат чип тюнинга в цифрах, а не опираясь на субъективные ощущения водителя, можно узнать только в сервисе, где есть диностенд.
Сколько стоит чип тюнинг
Стоимость чип тюнинга зависит от того, какой вариант выбирает владелец автомобиля: только перепрошивка блока управления или внесение изменений в конструкцию автомобиля.
Обычно перепрошить блок стоит от 2 000 рублей. Цена будет зависеть от модели автомобиля, возможности подключиться к блоку через разъем и наличия прошивки. Если помимо прошивки ЭБУ мастер удаляет катализатор, то чаще всего работы делают бесплатно — в обмен на катализатор автомобиля.
Установка бустера будет самой затратной — за него берут от 50 000 рублей.
Риски и последствия чип тюнинга
В результате чип тюнинга водитель получает много плюсов:
- прибавку к мощности
- более быструю реакцию автомобиля на педаль газа
- отсутствие просадки на нижних значениях оборотов двигателя
- экономию топлива
- уменьшение времени разгона.
Но есть и риски. Главный из них: дилер может отказать в обслуживании, если выяснит, что ЭБУ был «перепрошит». Если в ходе чип тюнинга вносились конструктивные изменения — удаляли катализатор или делали расточку двигателя — машину нельзя будет поставить на учет.
Риск более быстрого износа деталей чипованного двигателя на практике не подтверждается. Если следить за его работой и своевременно обслуживать, он будет работать не хуже, чем обычный.
Кратко
- Чип тюнинг — это изменение настроек электронного блока управления двигателем.
- Чип тюнинг выполняют через специальный разъем в автомобиле или снимают блок управления и подключаются к нему напрямую. Способ зависит от модели машины.
- Можно просто перепрошить блок, а можно внести конструктивные изменения в автомобиль: удалить катализатор или расточить блок цилиндров. Мощность двигателя увеличится сильнее, но такую машину не получится поставить на учет в ГИБДД.
- Лучший результат чип тюнинга показывают турбированные бензиновые двигатели.
- Чтобы замерить изменения показателей в цифрах, необходимо пройти испытания на диностенде.