Завершилось 1 полугодие 2024 года. Давайте подведем предварительные итоги того, что у нас происходит в экономике.
Она продолжает расти, расти хорошими темпами. Во многом, к сожалению, по инерции. Но, тем не менее, цифры действительно впечатляют. За январь-май ВВП прибавил 5%. Это очень хорошие цифры. Это выше, чем даже по 23 году, когда у нас было +3,6%.
А вот обрабатывающая промышленность – это самый главный, на мой взгляд, показатель, потому что сейчас вновь актуально именно промышленное производство – высокотехнологичное, инновационное, которое генерирует добавленную стоимость и мультипликативный эффект. Итак, обработка прибавила 9%, чуть-чуть не дотянули до двухзначных цифр, но, тем не менее, очень хорошо, очень большой плюс. Причем если смотреть структуру, то буквально фронтально все отрасли практически развиваются. Есть несколько отстающих, некоторые в минусе по объективным причинам, но абсолютное большинство растет хорошими темпами, а инновационные, кстати говоря, и высокотехнологичные на все 20-30%.
Однако чем подобное обусловлено. В первую очередь, той политикой, которую Правительство еще могло проводить в 2023 году, когда у нас были активные бюджетные расходы, направлявшиеся в экономику. И тогда, при низких ставках, когда у нас ключевая ставка была равна 7,5%, действительно можно было за счет бюджетных расходов профинансировать большое количество различных отраслей, субсидировать кредиты на инновации, на развитие для значительного количества предприятий, осуществлять прямые государственные вложения. Все это сначала дало прирост по инвестициям. Очень приличный по прошлому году – если не ошибаюсь, в районе 12-13% и даже, может быть, 14%.
И это вслед за собой повлекло развитие всей экономики, в частности обрабатывающей промышленности. И если мы тоже за полгода посмотрим бюджетные цифры, то, казалось бы, государственная казна проходит уверенно. Доходы растут опережающими темпами, примерно +35%. За полгода расходы выросли на 22%. Небольшой дефицит в триллион имеется, но это абсолютно управляемый дефицит.
Это тоже очень большой плюс, что Правительство Мишустина работает с управляемым дефицитом бюджета. Потому что если бы скапливался профицит, то это означало бы, что Правительство не компетентно, раз не знает, куда потратить лишние деньги. Вот для коммерческих компаний разница между доходами и расходами – это прибыль. Ее акционеры себе забирают, из компании выводят. А бюджет выводить куда деньги будет? Раньше дополнительные доходы в ФНБ вводили, но сейчас и средства из ФНБ Правительство активно использует и тоже инвестирует в экономику.
Это большой плюс, однако, в общем-то, учитывая денежно-кредитную политику Банка России, у нас, действительно, начинают нарастать определенные проблемы. Я сказал сейчас про дефицит бюджета. Его, конечно, необходимо закрывать. Самый популярный инструмент – это облигации федерального займа. Но когда у нас ставка 16% и нельзя исключать, что 26 июля поднимут до 17 или даже 18%, то, что у нас происходит на долговом рынке во 2 квартале? Минфин планировал разместить ОФЗ на 1 триллион рублей. Разместили только половину на 505 миллиардов. Потому что теперь даже либеральный Минфин, даже Силуанов понимает, что при таких ставках размещать ОФЗ нельзя. Это будет просто убийство бюджета, особенно в долгосрочной перспективе.
Посудите сами. Сейчас ставка по ОФЗ по новым размещениям примерно 15,5%, да, какие что-то на аукцион продается, но не столько, сколько нужно для казны, и эти ОФЗ на 15 лет, то есть даже если через 5, через 10 лет. Ну, представим, ставка условно 0% будет то вот эти вот 15,5% бюджет все равно будет платить на долгосрок. Это Мина замедленного действия. Это проблема, которая имеет долгосрочный характер. И если мы посмотрим, то здесь от нынешней политики Банка России Правительство и государственная казна страдает чуть ли не в первую очередь.
В целом же страдают все: и Правительство, и предприятия, то есть реальный сектор экономики, и население, и даже банковский сектор. Вот раньше бытовало мнение, что у банков все равно все хорошо будет при любых обстоятельствах, но нет. Чистая процентная маржа замедляется, уже меньше и меньше банки начинают зарабатывать. То есть ни для кого абсолютно плюса нет. Но самый главный момент, который здесь присутствует, заключается в том, что из-за высоких ставок теперь меньшее количество компаний Правительство может поддерживать через субсидирование процентной ставки. Сокращаются, сожалению, программы, сокращается инвестиционная активность, индекс. Пимай начинает падать.
Это очень серьезные симптомы, которые говорят нам о том, что во 2 полугодии, но ближе к концу года, в 4 квартале экономика действительно может начать резкое замедление. Вот, казалось бы, 2023 год +3,.6% ВВП начало этого года первые 5 месяцев. Казалось бы, возьмите все консолидируйте свои усилия – Правительство, Центробанк, там другие органы власти – и поддержите этот рост. Это, действительно, нам необходимо. У нас наконец-то началась развиваться экономика, так как нужно не за счет экспорта нефти и газа, не за счет высоких цен на нефть, а за счет роста реального сектора. Но нет, ЦБ своей политикой решил просто все это перечеркнуть, заявляя о каком-то мнимом перегреве, которого нет и быть не может. Перегрев – это когда высокий спрос. Растет спрос, а предложение стагнирует. Соответственно, удовлетворить этот спрос не может. Не растет выпуск товаров и услуг и растут цены из-за этого.
Но у нас выпуск растет существенными темпами. Другое дело, что он пока не может удовлетворить весь спрос. Значит, его поддерживать нужно. Это абсолютно ситуация элементарная. Мы о ней здесь и на Царьграде предупреждали еще осенью, но нет, несмотря на то, что, в общем-то, это было понятно, очевидно, Центробанк свою политику не поменял и настоял на своем, настоял на повышении ключевой ставки.
Сейчас мы в той ситуации, когда экономика может резко замедлиться несмотря на хорошие результаты 1 полугодия. Поэтому 26 июля смотрим, что произойдет. Конечно, на 90% я уверен, что рост ключевой ставки случится. Дополнительный удар будет нанесен по нашей экономике. Но Правительство – еще раз скажу – делает все, что может, но противодействовать такой политике ЦБ практически нереально, хотя новое решение находится и находится вновь. Поэтому дальше наблюдаем. Несмотря даже на политику ведомства Набиуллиной, дела в целом идут неплохо. Катастрофы точно никакой нет, но есть в очередной раз значительное количество упущенных возможностей, которые упускать бы не хотелось.