Найти тему
Планета знаменитостей

Иван Билибин - несказочная реальность художника

Оглавление

Иллюстрации Ивана Билибина к русским сказкам и сказкам Александра Пушкина давно стали классикой графики. Книги с работами художника переиздаются многократно и радуют читателей уже более 100 лет. А созданный им в феврале 1917-го по заказу Временного правительства "республиканский" орел красуется сегодня в качестве эмблемы Центробанка РФ.

Акварели Билибина в полной мере отразили характер русской сказки, с неизменными трудными испытаниями и позитивным финалом. Но реальная жизнь художника разительно отличалась от сказочных сюжетов. Она была насыщена драматичными событиями, да и финал имела трагический.

Иван Яковлевич Билибин, 1901 г., портрет работы Б. Кустодиева.
Иван Яковлевич Билибин, 1901 г., портрет работы Б. Кустодиева.

Художник с дипломом юриста

Иван Билибин родился 4 (16) августа 1876 года в семье военного врача Якова Ивановича Билибина. Мама, Варвара Александровна, посвятила себя семье и детям (у Ивана был еще брат). Именно мама, много читавшая сыновьям, водившая их по различным художественным выставкам, привила Ване любовь к искусству.

Потомок дворянского рода, оправдывая ожидания родителей, заканчивает I Петербургскую гимназию с серебряной медалью и особенной похвалой за успехи в точных науках. Уже в детстве он проявлял интерес к живописи и способность к рисунку. В старших классах Иван посещает Рисовальную школу Общества поощрения художеств, делая серьезные успехи.

Однако отец был категорически против такого будущего для сына: Иван Яковлевич был уверен, что рисование не даст достойного положения сыну. По настоянию отца Иван поступил на юридический факультет университета Санкт-Петербурга.

После двух лет учебы Билибин-младший отправился на лето в Мюнхен. В Германии он ходит по музеям и выставочным залам, посещает частные уроки живописи у словенского художника Антона Ажбе, популярного у начинающих художников из России.

Вернувшись в Петербург, Иван Яковлевич продолжает учебу в университете, чтобы исполнить волю отца. Но параллельно поступает в рисовальную школу княгини Тенишевой, где преподает Илья Репин.

Стиль Ивана Билибина - узнаваемый и неповторимый, изначально отличался от почерка сокурсников по рисовальной школе.
Стиль Ивана Билибина - узнаваемый и неповторимый, изначально отличался от почерка сокурсников по рисовальной школе.

Техника Билибина с самого начала отличается от почерка сокурсников: вместо традиционных широких мазков он использует математически точный, четко выверенный рисунок, проработанный до мельчайших деталей, с одноцветной заливкой пространства. За верность линий и высочайшую сосредоточенность в работе среди молодых художников Иван получает прозвище "Железная рука". При этом сам Билибин, признавая сложность своей техники, определил для себя "дневную норму" работы: "Пять квадратных сантиметров в день и ни миллиметром больше - предельная норма для добросовестного графика".

Летние каникулы 1899 года художник проводит в имении приятеля в дерене Егны Тверской области. Он ездит по окрестностям, рисует пейзажи с натуры, фотографирует людей, постройки, предметы, детали крестьянского быта - эти снимки ложатся потом в основу эскизов. Со свойственной ему точностью, Билибин воспроизводит на "сказочных" сюжетах увиденную реальность: купола церквей и теремов, резные крылечки, печи с лежанками, сундуки, традиционные русские наряды... Все эти элементы в его иллюстрациях достоверные, тщательно прорисованные - и потому такие настоящие.

Именно в Егны художник, вдохновленный увиденным незадолго до поездки полотном Васнецова "Богатыри", создает иллюстрации к "Сказке об Иван-царевиче, Жар-птице и Сером волке". В этот период окончательно формируется характерный авторский стиль Билибина. При кажущейся простоте он очень сложен. Никогда до Ивана Билибина так не рисовал никто, и по сей день никто не смог повторить его работы.

Характерный стиль Ивана Билибина более чем за 100 лет повторить не смог никто.
Характерный стиль Ивана Билибина более чем за 100 лет повторить не смог никто.

В 1900-м, получив диплом юриста и тем самым исполнив волю отца, Иван Билибин по рекомендации Ильи Репина поступает в Высшее художественное училище при Академии Художеств.

Стиль Билибина оказывается неожиданно востребован. Он активно иллюстрирует сказки, создает театральные декорации, рисует обложки и иллюстрации для журналов разных издательств. Ему заказывают этикетки, открытки, рекламные плакаты, календари, почтовые марки. А еще - интерьеры и фасады зданий. Примеры работ Ивана Яковлевича Билибина - редакция "Русского слова" на Тверской в Москве, Госбанк на Большой Покровской в Нижнем Новгороде.

Редакция газеты "Русское слово", г. Москва.
Редакция газеты "Русское слово", г. Москва.

Подтверждением признания стало приобретение работ художника ведущими музейными галереями: оригиналы иллюстраций к "Сказке о золотом петушке" приобрела Третьяковская галерея, к "Сказке о царе Салтане" - Русский музей. Первые иллюстрации, которые принесли успех Билибину - к сказкам "Царевна-лягушка", "Перышко Финиста - Ясна сокола", "Марья Моревна", "Василиса Прекрасная", - остались на сохранении в Экспедиции заготовления государственных бумаг (нынешний Гознак). Сегодня работы Билибина есть в частных коллекциях, Музее Российской Академии художеств, музее им. Бахрушина, Санкт-Петербургском музее А. С. Пушкина, в музейных фондах Саратова, Красноярска, Серпухова, Пензы, Твери, Перми. Представлено творчество Ивана Яковлевича и в музеях Европы.

Три жены, три страны, три революции... два сына

С детства Иван Яковлевич заикался. Но при этом был великолепно образован, владел пятью иностранными языками, имел удивительно широкий кругозор. Современники рассказывали о Билибине как о человеке остроумном и общительном. Неудивительно, что художник имел успех у женщин.

Судьба распорядилась так, что в его жизни были три революции и три женщины, лишь одна из которых стала матерью его детей.

Свойственная русским сказкам тройственность событий воплотилась в судьбе Ивана Билибина.
Свойственная русским сказкам тройственность событий воплотилась в судьбе Ивана Билибина.

Мария Чемберс, сыновья Александр и Иван

Первой (и единственной официальной) женой Ивана Билибина стала в 1902 году подданная Великобритании, ирландка Мария Чемберс. Они вместе учились в рисовальной школе.

9 января 1903 года на свет появился первенец - сын Александр. Спустя почти 6 лет, 26 декабря 1908-го, родился второй сын, нареченный Иваном.

Мария Чемберс-Билибина с сыном Александром.
Мария Чемберс-Билибина с сыном Александром.

Уже в 1911 году семья распалась. Развода Мария не оформляла, но и жить с супругом, который увлекся алкоголем, отказывалась. В 1914-м она с сыновьями выехала в Швейцарию - для консультаций и лечения старшего сына. Начавшаяся Первая мировая война и последовавшие за ней революции навсегда отрезали им обратный путь в Россию. Некоторое время пожив в Италии и Франции, в начале 1917-го Мария Чемберс переехала в Англию, куда социальные бури вытолкнули из России и ее брата Владимира (тоже художника). Приняв во внимание происхождение, английское правительство разрешило Марии с детьми остаться в Англии. Единственная официальная жена Ивана Билибина работала театральным художником и книжным графиком. Ушла из жизни в 1962 году, прожив до 88 лет.

  • Старший сын знаменитого иллюстратора Саша Билибин в положенный срок поступил в 3 классическую гимназию Санкт-Петербурга. Однако вскоре мальчик заболел скарлатиной. Осложнение привело к потере слуха. Ни врачи в России, ни специалисты в Швейцарии помочь не смогли: Александр навсегда остался глухим.

В Англии Александр учился в спецшколе для глухих в Нортхэмптоне. Объясняться знаками рук в заведении категорически запрещалось. Вместо этого за пять лет обучения мальчика научили читать по губам. Учась в школе на английском языке, дома Саша научился понимать мать, говорившую с ним по-русски.

Этот навык позволил Александру Билибину, унаследовавшему дар родителей, поступить в Центральную школу искусств и ремесел в Лондоне. Став профессиональным художником, в 1927-1936 годах он вместе с отцом работал над эскизами росписи церкви Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище в Праге. Под руководством Билибина-старшего Александр совершенствовал свою технику рисунка.

Александр Иванович Билибин, сын знаменитого художника-иллюстратора.
Александр Иванович Билибин, сын знаменитого художника-иллюстратора.

Александр Билибин выполнял декорации для театральных постановок и балетов, работал как сценический художник с британскими кинокомпаниями.

Александр Иванович - участник выставок живописи в Королевской Академии, Русской группы в галерее Prince Vladimir Galitzine (1931), "Лондонской группы" (1935, 1937-й), общества Artistes Silencieux в Брюсселе. Член Королевского общества художников-акварелистов. Пожизненный член Художественного клуба Челси, которому поручалось ежегодно расписывать большой задник клуба в Альберт-Холле к новогоднему балу (до 1958-го). При этом вплоть до 1966 года художник оставался без британского гражданства, формально сохраняя подданство царской России.

Женился Александр Иванович лишь в 60 лет, в 1963 году. С супругой, Гвендолин Джервис, прожил до своей кончины в 1972 году. Детей у пары не было.

  • Иван Билибин, младший сын гениального художника-иллюстратора, покинул Россию в 5 лет. Он стал журналистом: с 1941 по 1973 годы работал на радио Службы мониторинга BBC. Кроме того, Иван Иванович более 40 лет был спичрайтером и политическим советником великого князя Владимира Романова, наследника престола Российской Империи.

Иван Иванович Билибин был женат, однако о том, чтобы у них с супругой Джин Стивенсон были дети, нигде не упоминается. Скончался младший сын художника Ивана Билибина на 85-м году жизни 9 августа 1993 года.

Рене О'Коннель

Второй женой Ивана Билибина уже в 1912-м стала его студентка в рисовальной школе, ирландка Рене О'Коннель. Союз продолжился всего лишь 5 лет: в 1917-м художник, поддержавший февральскую революцию, но категорически не принявший большевиков, уехал из столицы в Крым. Здесь, в крохотном рыбацком домике, ставшим его дачей в поселке художников в Батилимане, на самом побережье он провел последующие 2 года - до 1919-го.

Рене не поехала с Иваном Яковлевичем в Крым. Вскоре после расставания с художником она вышла замуж второй раз, родила сына и дочь (оба они жили в Ленинграде и умерли в блокаду). С середины 30-х и до 1953 года Рене Рудольфовна, попавшая под репрессии, жила в ссылке в Сибири. После реабилитации вернулась в Ленинград. Скончалась в 1981 году.

Александра Щекатихина-Потоцкая

Как и ирландка Рене О'Коннель, Шурочка Щекатихина была ученицей Билибина в рисовальной школе. Девушка была близкой подругой молодой ирландки, некоторое время даже жила в доме Билибиных. Возможно, их отношения с Иваном Яковлевичем навсегда остались бы на уровне дружеских и наставнических, если бы не бурные революционные события.

Александру Щекатихину, свою ученицу и подругу Рене, Иван Билибин называл "Пуговкой".
Александру Щекатихину, свою ученицу и подругу Рене, Иван Билибин называл "Пуговкой".

Именно в доме Билибина Александра познакомилась с поверенным присяжным Николаем Потоцким. После стремительного романа вышла замуж, в 1916-м родила сына Мстислава. Но в 1920-м 39-летний юрист умер, оставив молодую женщину и маленького сына наедине с суровым бытом голодного Петрограда.

Билибин к этому времени уже был в Египте. В конце 1919-го он переехал из Крыма сначала в Ростов-на-Дону, затем, вместе с отступающей белой армией, в Новороссийск. Отсюда в феврале 1920 года Иван Билибин на пароходе "Саратов" отправляется в эмиграцию. Он сопровождает Людмилу и Валентину Чириковых, дочерей своего соседа по Битилиману, писателя Евгения Чирикова, к тому времени уже уехавшего с женой в Прагу. Девушки, в одну из которых художник был безответно влюблен, больны тифом и самостоятельно добраться до родителей не могли.

Пароход направлялся в Турцию. Но, узнав, что среди пассажиров есть больные, Константинополь отказался принимать беженцев. По договоренности с английским правителем эмигрантов приняли во временном лагере в Египте.

Среди уже поселившихся в Каире русских эмигрантов Билибин быстро нашел себе заказчиков. Арендовав домик под жилье и мастерскую, он осел в Египте.

В октябре 1922-го Билибин получил письмо от Шурочки. Она сообщала ему о смерти мужа и о том, как тяжело ей, художнице фарфорового завода, выживать вместе с сыном. Художник ответил короткой телеграммой: "Будьте моей женой".

В одном из писем Людмиле Чириковой Билибин написал: «Шурочка будет мне хорошей женой. Она устала, так же как я, и не ищет бури. Я ее выпишу в Египет. Я хочу мирного очага. Одиночество — моя погибель. Боже, как я устал».

Иван Яковлевич не ошибся: этот брак стал самым прочным и гармоничным в его жизни.

Сумев оформить выезд как командировку от завода, в начале 1923-го Александра с сыном приезжает в Каир. При этом она продолжает получать заказы на роспись керамики из Советской России: она рисует "агитационный фарфор", пользующийся спросом на Западе.

Александра Щекатихина-Потоцкая и ее сын Мстислав стали для Ивана Билибина семьей, без которой он страдал.
Александра Щекатихина-Потоцкая и ее сын Мстислав стали для Ивана Билибина семьей, без которой он страдал.

Некоторое время пожив в Египте, Александра убедила мужа переехать во Францию. Она была уверена, что работы в Европе для них обоих найдется больше. Женщина была права: после переезда в Париж в августе 1925-го денежные заказы потекли к обоим супругам рекой. Билибин получает заказы на создание театральных декораций, роспись интерьеров, книжную графику. Александра продолжает сотрудничество с фарфоровым заводом и выполняет частные заказы.

В 1927-м Александра Васильевна получила заказ на роспись сервиза для семьи Ротшильдов. Заказ был щедро оплачен. Добавив к этим деньгам то, что удалось накопить ранее, супруги смогли приобрести землю в местечке Ла Фавьер на побережье Средиземного моря, по соседству с загородными домами генерала Врангеля и русского политика и историка Павла Милюкова.

Однако уже в 1928-м мода на русских художников в Европе пошла на спад, денег стало значительно меньше. Эмигранты остро чувствуют на себе влияние финансового кризиса начала 30-х. Билибин все больше испытывает желание вернуться на Родину. Причин было много: и ностальгия по русским пейзажам, и тоска по востребованности... Кроме того, Иван Яковлевич непременно хотел побывать на могиле родителей и брата: мать художника Варвара Александровна умерла от голода в Петрограде в 1920-м, - как раз в то время, когда Иван покидал на пароходе Россию.

Возвращение на Родину и смерть

В 1935-м Иван Билибин связался с советскими дипломатами, выразив желание вернуться на родину. Сначала художник получил заказ на создание панно "Микула Селянинович" в здании посольства (погибло в период оккупации), а затем - советский паспорт. Вместе с семьей он вернулся в Россию.

Иллюстрации к былине "Дюк Степанович" стали последней работой Ивана Билибина.
Иллюстрации к былине "Дюк Степанович" стали последней работой Ивана Билибина.

Советская власть простила Ивану Яковлевичу его заблуждения в период Интервенции, сотрудничество с белогвардейскими изданиями. По приезду Билибину предоставили квартиру, место преподавателя в графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств со званием профессора. Параллельно преподавательской деятельности Иван Билибин оформлял оперы и театральные постановки. Александра Щекатихина создавала костюмы, по-прежнему расписывала керамику.

В 1939-м Билибин получил степень доктора искусствоведческих наук. Он был знаменит и востребован. Рядом была соратница-жена, направляющая, поддерживающая, вдохновляющая. Казалось, все наконец-то нормализовалось и утряслось.

Все перечеркнула война. Когда немцы подошли к Ленинграду, Билибину было предложено эвакуироваться, но он наотрез отказался. Вместе с ним в кольце блокады остались Шурочка и Мстислав. Из квартиры, разрушенной в одну из бомбежек, они перебрались в общежитие Академии художеств.

Проявляя силу духа, удивлявшую окружающих, Иван Билибин продолжал работать в самых трудных условиях. В декабре 1941-го он завершил работу над иллюстрациями к былине "Дюк Степанович".

В ночь на 7 февраля 1942 года 64-летний Иван Яковлевич Билибин скончался от истощения в комнате общежития Академии художеств. Его последним приютом стала братская могила профессоров Академии художеств у Смоленского кладбища.

Иван Яковлевич Билибин похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств, умерших в 1942 г. в блокадном Ленинграде.
Иван Яковлевич Билибин похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств, умерших в 1942 г. в блокадном Ленинграде.

Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая и Мстислав пережили войну. Шурочка продолжала работать с росписью фарфора, ушла из жизни в 1967 г. в 75 лет. Мстислав Николаевич Потоцкий стал ученым-биологом, прожил до 1998-го (82 года).

Большую часть коллекции родителей Мстислав Николаевич передал в дар музею Ивангорода (Ленинградская обл.). По его мнению, в небольшом музее эти работы обретут должный почет, а не попадут в запасники. Благодаря этому решению и сегодня желающие могут увидеть подлинные рисунки гениального художника русской сказки Ивана Билибина.

Прочитав статью, поставьте лайк, чтобы она нашла новых читателей! Вам не трудно, а каналу полезно)))))
Просьба в комментариях соблюдать корректность по отношению к собеседникам, даже если ваши точки зрения не совпадают.
Подписка на канал приветствуется.
Поддержать канал можно донатами на Юмани
https://yoomoney.ru/to/410016927954213. Спасибо!