Иллюстрации Ивана Билибина к русским сказкам и сказкам Александра Пушкина давно стали классикой графики. Книги с работами художника переиздаются многократно и радуют читателей уже более 100 лет. А созданный им в феврале 1917-го по заказу Временного правительства "республиканский" орел красуется сегодня в качестве эмблемы Центробанка РФ.
Акварели Билибина в полной мере отразили характер русской сказки, с неизменными трудными испытаниями и позитивным финалом. Но реальная жизнь художника разительно отличалась от сказочных сюжетов. Она была насыщена драматичными событиями, да и финал имела трагический.
Художник с дипломом юриста
Иван Билибин родился 4 (16) августа 1876 года в семье военного врача Якова Ивановича Билибина. Мама, Варвара Александровна, посвятила себя семье и детям (у Ивана был еще брат). Именно мама, много читавшая сыновьям, водившая их по различным художественным выставкам, привила Ване любовь к искусству.
Потомок дворянского рода, оправдывая ожидания родителей, заканчивает I Петербургскую гимназию с серебряной медалью и особенной похвалой за успехи в точных науках. Уже в детстве он проявлял интерес к живописи и способность к рисунку. В старших классах Иван посещает Рисовальную школу Общества поощрения художеств, делая серьезные успехи.
Однако отец был категорически против такого будущего для сына: Иван Яковлевич был уверен, что рисование не даст достойного положения сыну. По настоянию отца Иван поступил на юридический факультет университета Санкт-Петербурга.
После двух лет учебы Билибин-младший отправился на лето в Мюнхен. В Германии он ходит по музеям и выставочным залам, посещает частные уроки живописи у словенского художника Антона Ажбе, популярного у начинающих художников из России.
Вернувшись в Петербург, Иван Яковлевич продолжает учебу в университете, чтобы исполнить волю отца. Но параллельно поступает в рисовальную школу княгини Тенишевой, где преподает Илья Репин.
Техника Билибина с самого начала отличается от почерка сокурсников: вместо традиционных широких мазков он использует математически точный, четко выверенный рисунок, проработанный до мельчайших деталей, с одноцветной заливкой пространства. За верность линий и высочайшую сосредоточенность в работе среди молодых художников Иван получает прозвище "Железная рука". При этом сам Билибин, признавая сложность своей техники, определил для себя "дневную норму" работы: "Пять квадратных сантиметров в день и ни миллиметром больше - предельная норма для добросовестного графика".
Летние каникулы 1899 года художник проводит в имении приятеля в дерене Егны Тверской области. Он ездит по окрестностям, рисует пейзажи с натуры, фотографирует людей, постройки, предметы, детали крестьянского быта - эти снимки ложатся потом в основу эскизов. Со свойственной ему точностью, Билибин воспроизводит на "сказочных" сюжетах увиденную реальность: купола церквей и теремов, резные крылечки, печи с лежанками, сундуки, традиционные русские наряды... Все эти элементы в его иллюстрациях достоверные, тщательно прорисованные - и потому такие настоящие.
Именно в Егны художник, вдохновленный увиденным незадолго до поездки полотном Васнецова "Богатыри", создает иллюстрации к "Сказке об Иван-царевиче, Жар-птице и Сером волке". В этот период окончательно формируется характерный авторский стиль Билибина. При кажущейся простоте он очень сложен. Никогда до Ивана Билибина так не рисовал никто, и по сей день никто не смог повторить его работы.
В 1900-м, получив диплом юриста и тем самым исполнив волю отца, Иван Билибин по рекомендации Ильи Репина поступает в Высшее художественное училище при Академии Художеств.
Стиль Билибина оказывается неожиданно востребован. Он активно иллюстрирует сказки, создает театральные декорации, рисует обложки и иллюстрации для журналов разных издательств. Ему заказывают этикетки, открытки, рекламные плакаты, календари, почтовые марки. А еще - интерьеры и фасады зданий. Примеры работ Ивана Яковлевича Билибина - редакция "Русского слова" на Тверской в Москве, Госбанк на Большой Покровской в Нижнем Новгороде.
Подтверждением признания стало приобретение работ художника ведущими музейными галереями: оригиналы иллюстраций к "Сказке о золотом петушке" приобрела Третьяковская галерея, к "Сказке о царе Салтане" - Русский музей. Первые иллюстрации, которые принесли успех Билибину - к сказкам "Царевна-лягушка", "Перышко Финиста - Ясна сокола", "Марья Моревна", "Василиса Прекрасная", - остались на сохранении в Экспедиции заготовления государственных бумаг (нынешний Гознак). Сегодня работы Билибина есть в частных коллекциях, Музее Российской Академии художеств, музее им. Бахрушина, Санкт-Петербургском музее А. С. Пушкина, в музейных фондах Саратова, Красноярска, Серпухова, Пензы, Твери, Перми. Представлено творчество Ивана Яковлевича и в музеях Европы.
Три жены, три страны, три революции... два сына
С детства Иван Яковлевич заикался. Но при этом был великолепно образован, владел пятью иностранными языками, имел удивительно широкий кругозор. Современники рассказывали о Билибине как о человеке остроумном и общительном. Неудивительно, что художник имел успех у женщин.
Судьба распорядилась так, что в его жизни были три революции и три женщины, лишь одна из которых стала матерью его детей.
Мария Чемберс, сыновья Александр и Иван
Первой (и единственной официальной) женой Ивана Билибина стала в 1902 году подданная Великобритании, ирландка Мария Чемберс. Они вместе учились в рисовальной школе.
9 января 1903 года на свет появился первенец - сын Александр. Спустя почти 6 лет, 26 декабря 1908-го, родился второй сын, нареченный Иваном.
Уже в 1911 году семья распалась. Развода Мария не оформляла, но и жить с супругом, который увлекся алкоголем, отказывалась. В 1914-м она с сыновьями выехала в Швейцарию - для консультаций и лечения старшего сына. Начавшаяся Первая мировая война и последовавшие за ней революции навсегда отрезали им обратный путь в Россию. Некоторое время пожив в Италии и Франции, в начале 1917-го Мария Чемберс переехала в Англию, куда социальные бури вытолкнули из России и ее брата Владимира (тоже художника). Приняв во внимание происхождение, английское правительство разрешило Марии с детьми остаться в Англии. Единственная официальная жена Ивана Билибина работала театральным художником и книжным графиком. Ушла из жизни в 1962 году, прожив до 88 лет.
- Старший сын знаменитого иллюстратора Саша Билибин в положенный срок поступил в 3 классическую гимназию Санкт-Петербурга. Однако вскоре мальчик заболел скарлатиной. Осложнение привело к потере слуха. Ни врачи в России, ни специалисты в Швейцарии помочь не смогли: Александр навсегда остался глухим.
В Англии Александр учился в спецшколе для глухих в Нортхэмптоне. Объясняться знаками рук в заведении категорически запрещалось. Вместо этого за пять лет обучения мальчика научили читать по губам. Учась в школе на английском языке, дома Саша научился понимать мать, говорившую с ним по-русски.
Этот навык позволил Александру Билибину, унаследовавшему дар родителей, поступить в Центральную школу искусств и ремесел в Лондоне. Став профессиональным художником, в 1927-1936 годах он вместе с отцом работал над эскизами росписи церкви Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище в Праге. Под руководством Билибина-старшего Александр совершенствовал свою технику рисунка.
Александр Билибин выполнял декорации для театральных постановок и балетов, работал как сценический художник с британскими кинокомпаниями.
Александр Иванович - участник выставок живописи в Королевской Академии, Русской группы в галерее Prince Vladimir Galitzine (1931), "Лондонской группы" (1935, 1937-й), общества Artistes Silencieux в Брюсселе. Член Королевского общества художников-акварелистов. Пожизненный член Художественного клуба Челси, которому поручалось ежегодно расписывать большой задник клуба в Альберт-Холле к новогоднему балу (до 1958-го). При этом вплоть до 1966 года художник оставался без британского гражданства, формально сохраняя подданство царской России.
Женился Александр Иванович лишь в 60 лет, в 1963 году. С супругой, Гвендолин Джервис, прожил до своей кончины в 1972 году. Детей у пары не было.
- Иван Билибин, младший сын гениального художника-иллюстратора, покинул Россию в 5 лет. Он стал журналистом: с 1941 по 1973 годы работал на радио Службы мониторинга BBC. Кроме того, Иван Иванович более 40 лет был спичрайтером и политическим советником великого князя Владимира Романова, наследника престола Российской Империи.
Иван Иванович Билибин был женат, однако о том, чтобы у них с супругой Джин Стивенсон были дети, нигде не упоминается. Скончался младший сын художника Ивана Билибина на 85-м году жизни 9 августа 1993 года.
Рене О'Коннель
Второй женой Ивана Билибина уже в 1912-м стала его студентка в рисовальной школе, ирландка Рене О'Коннель. Союз продолжился всего лишь 5 лет: в 1917-м художник, поддержавший февральскую революцию, но категорически не принявший большевиков, уехал из столицы в Крым. Здесь, в крохотном рыбацком домике, ставшим его дачей в поселке художников в Батилимане, на самом побережье он провел последующие 2 года - до 1919-го.
Рене не поехала с Иваном Яковлевичем в Крым. Вскоре после расставания с художником она вышла замуж второй раз, родила сына и дочь (оба они жили в Ленинграде и умерли в блокаду). С середины 30-х и до 1953 года Рене Рудольфовна, попавшая под репрессии, жила в ссылке в Сибири. После реабилитации вернулась в Ленинград. Скончалась в 1981 году.
Александра Щекатихина-Потоцкая
Как и ирландка Рене О'Коннель, Шурочка Щекатихина была ученицей Билибина в рисовальной школе. Девушка была близкой подругой молодой ирландки, некоторое время даже жила в доме Билибиных. Возможно, их отношения с Иваном Яковлевичем навсегда остались бы на уровне дружеских и наставнических, если бы не бурные революционные события.
Именно в доме Билибина Александра познакомилась с поверенным присяжным Николаем Потоцким. После стремительного романа вышла замуж, в 1916-м родила сына Мстислава. Но в 1920-м 39-летний юрист умер, оставив молодую женщину и маленького сына наедине с суровым бытом голодного Петрограда.
Билибин к этому времени уже был в Египте. В конце 1919-го он переехал из Крыма сначала в Ростов-на-Дону, затем, вместе с отступающей белой армией, в Новороссийск. Отсюда в феврале 1920 года Иван Билибин на пароходе "Саратов" отправляется в эмиграцию. Он сопровождает Людмилу и Валентину Чириковых, дочерей своего соседа по Битилиману, писателя Евгения Чирикова, к тому времени уже уехавшего с женой в Прагу. Девушки, в одну из которых художник был безответно влюблен, больны тифом и самостоятельно добраться до родителей не могли.
Пароход направлялся в Турцию. Но, узнав, что среди пассажиров есть больные, Константинополь отказался принимать беженцев. По договоренности с английским правителем эмигрантов приняли во временном лагере в Египте.
Среди уже поселившихся в Каире русских эмигрантов Билибин быстро нашел себе заказчиков. Арендовав домик под жилье и мастерскую, он осел в Египте.
В октябре 1922-го Билибин получил письмо от Шурочки. Она сообщала ему о смерти мужа и о том, как тяжело ей, художнице фарфорового завода, выживать вместе с сыном. Художник ответил короткой телеграммой: "Будьте моей женой".
В одном из писем Людмиле Чириковой Билибин написал: «Шурочка будет мне хорошей женой. Она устала, так же как я, и не ищет бури. Я ее выпишу в Египет. Я хочу мирного очага. Одиночество — моя погибель. Боже, как я устал».
Иван Яковлевич не ошибся: этот брак стал самым прочным и гармоничным в его жизни.
Сумев оформить выезд как командировку от завода, в начале 1923-го Александра с сыном приезжает в Каир. При этом она продолжает получать заказы на роспись керамики из Советской России: она рисует "агитационный фарфор", пользующийся спросом на Западе.
Некоторое время пожив в Египте, Александра убедила мужа переехать во Францию. Она была уверена, что работы в Европе для них обоих найдется больше. Женщина была права: после переезда в Париж в августе 1925-го денежные заказы потекли к обоим супругам рекой. Билибин получает заказы на создание театральных декораций, роспись интерьеров, книжную графику. Александра продолжает сотрудничество с фарфоровым заводом и выполняет частные заказы.
В 1927-м Александра Васильевна получила заказ на роспись сервиза для семьи Ротшильдов. Заказ был щедро оплачен. Добавив к этим деньгам то, что удалось накопить ранее, супруги смогли приобрести землю в местечке Ла Фавьер на побережье Средиземного моря, по соседству с загородными домами генерала Врангеля и русского политика и историка Павла Милюкова.
Однако уже в 1928-м мода на русских художников в Европе пошла на спад, денег стало значительно меньше. Эмигранты остро чувствуют на себе влияние финансового кризиса начала 30-х. Билибин все больше испытывает желание вернуться на Родину. Причин было много: и ностальгия по русским пейзажам, и тоска по востребованности... Кроме того, Иван Яковлевич непременно хотел побывать на могиле родителей и брата: мать художника Варвара Александровна умерла от голода в Петрограде в 1920-м, - как раз в то время, когда Иван покидал на пароходе Россию.
Возвращение на Родину и смерть
В 1935-м Иван Билибин связался с советскими дипломатами, выразив желание вернуться на родину. Сначала художник получил заказ на создание панно "Микула Селянинович" в здании посольства (погибло в период оккупации), а затем - советский паспорт. Вместе с семьей он вернулся в Россию.
Советская власть простила Ивану Яковлевичу его заблуждения в период Интервенции, сотрудничество с белогвардейскими изданиями. По приезду Билибину предоставили квартиру, место преподавателя в графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств со званием профессора. Параллельно преподавательской деятельности Иван Билибин оформлял оперы и театральные постановки. Александра Щекатихина создавала костюмы, по-прежнему расписывала керамику.
В 1939-м Билибин получил степень доктора искусствоведческих наук. Он был знаменит и востребован. Рядом была соратница-жена, направляющая, поддерживающая, вдохновляющая. Казалось, все наконец-то нормализовалось и утряслось.
Все перечеркнула война. Когда немцы подошли к Ленинграду, Билибину было предложено эвакуироваться, но он наотрез отказался. Вместе с ним в кольце блокады остались Шурочка и Мстислав. Из квартиры, разрушенной в одну из бомбежек, они перебрались в общежитие Академии художеств.
Проявляя силу духа, удивлявшую окружающих, Иван Билибин продолжал работать в самых трудных условиях. В декабре 1941-го он завершил работу над иллюстрациями к былине "Дюк Степанович".
В ночь на 7 февраля 1942 года 64-летний Иван Яковлевич Билибин скончался от истощения в комнате общежития Академии художеств. Его последним приютом стала братская могила профессоров Академии художеств у Смоленского кладбища.
Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая и Мстислав пережили войну. Шурочка продолжала работать с росписью фарфора, ушла из жизни в 1967 г. в 75 лет. Мстислав Николаевич Потоцкий стал ученым-биологом, прожил до 1998-го (82 года).
Большую часть коллекции родителей Мстислав Николаевич передал в дар музею Ивангорода (Ленинградская обл.). По его мнению, в небольшом музее эти работы обретут должный почет, а не попадут в запасники. Благодаря этому решению и сегодня желающие могут увидеть подлинные рисунки гениального художника русской сказки Ивана Билибина.
Прочитав статью, поставьте лайк, чтобы она нашла новых читателей! Вам не трудно, а каналу полезно)))))
Просьба в комментариях соблюдать корректность по отношению к собеседникам, даже если ваши точки зрения не совпадают.
Подписка на канал приветствуется.
Поддержать канал можно донатами на Юмани https://yoomoney.ru/to/410016927954213. Спасибо!