Найти в Дзене
WorkTruck

Внутригородская логистика в 2024 году

Оглавление

Друзья, не откроем секрета, но рынок внутригородской доставки растет! За счет чего? Это развитие e-commerce и внедрение высокотехнологичных цифровых решений.

Конечно, есть еще ряд нюансов, которые влияют на прибыль ТК. В общем, сегодня, мы постараемся докопаться, куда движется рынок. Чем это закончится? И классическое - Что делать?

Готовы к подробному разбору ситуации? Тогда поехали!

Трансформация

Последние 3 года выдались для логистики непростыми, отрасли пришлось вынужденно отвечать на вызовы в виде западных санкций и изменения глобальных транспортных маршрутов.

Так, основание по переезду части производств за пределы России. И, наоборот, концентрация внутри страны импортозамещающих резервов потребовало пересмотра стратегического развития ТК. На практике это выразилось в перестройке трафика и освоении новой географии.

Не миновали глобальные перемены и сферу внутригородской логистики. Последняя довольно бодро выросла и стала основой для формирования междугородных и международных перевозок. И сейчас от грамотно выстроенной муниципальной логистики зависит скорость, качество доставки и эффективность между городами и даже странами. Следовательно, бизнес и его прибыль зависят от данных показателей.

Исполнительный директор сервиса «Грузовичкоф» Михаил Назаров рассказал об основных трендах в перевозках легким коммерческим транспортом. Среди основных акцентов эксперт делает выводы, что впереди сферу ждут:

  • дальнейший рост грузооборота;
  • увеличение объемов трафика;
  • цифровизация логистики;
  • усиление значения маркетплейсов;
  • неизбежная консолидация грузоперевозчиков;
  • нехватка ключевых кадров;
  • удорожание логистики.

В прошлом году транспортно-логистическая отрасль показал существенную динамику по показателям интенсивности роста. За первые 6 месяцев 2023 года спрос на автоперевозки по России “взлетел” на 61%.

Сегмент грузоперевозок в сегменте e-commerce и непродовольственные товары все еще продолжает ударно расти. Аналитики из Strategy Partners сравнили объем обработанных e-commerce заказов в 2023 году и выявили прирост на 42% по сравнению с 2022 годом. К 2025 году этот показатель достигнет отметки в 4,8 млн заказов.

Капитализация рынка наземных грузоперевозок в РФ к 2030 составит 3 трлн рублей, а это на +40% больше, чем в позапрошлом году.

Главный драйвер изменений - маркетплейсы. Доставка товаров населению через ПВЗ (пункты выдачи заказов) преодолела барьер в 85%. На фоне дальнейшего расширения сети обслуживания заказчиков в текущем году данные значения будут пересмотрены в сторону увеличения.

Тренд довольно четкий - маркетплейсы все активнее будут работать с крупногабаритными товарами. В 2024 году крупные игроки уже предлагают  потребителям и продавцам услуги по доставке мебели, бытовой техники до склада, «последнюю милю» или логистику сборных грузов.

Настоящий год станет временем роста трафика для коммерческого грузового автотранспорта и интенсивности объемов доставки. Маркетплейсы внесли изменения и сократили сроки доставки. Особенно на отрезке «последней мили», когда перевозка по сути выходит на финишную прямую.

Для успеха ТК обязаны переформатировать свои бизнес-процессы в сторону жесткой оптимизации:

  • обновление автопарка;
  • ускорение доставки с соблюдением сроков качества и надежности;
  • улучшение сервиса - через трансформацию операционных и бизнес-процессов;
  • ввод стандартов клиентоориентированности.

Сейчас пользователи помимо стоимости услуг на перевозку учитывают оперативность логистики, надежность доставки. Эти факторы укрепляют уверенность и лояльность клиентов, совершенствуют конкурентоспособность на рынке. Как никогда перевозчики инвестируют в кадры и технические ресурсы, модернизируют клиентский сервис.

Цифровизация

Без нее в 21-м веке никуда. Автоматизация и оптимизация - это важные для ТК показатели. В прошлое уходят рутинные и ручные процессы, а следом и высокие издержки на их оплату.

Цифра помогает в сокращении сроков доставки. Впереди в логистике глобальный и массовый переход на технологии по протоколам SaaS (Software as a Service) и API (application programming interface). Перевозчики будут работать по принципу «уберизации».

Вторым аспектом цифровизации - это неизбежное внедрение электронных сопроводительных документов. То есть договор-заявка, путевой лист, ТТН, заказ-наряд, сопроводительная ведомость при переводе в цифровой формат позволят оперативно и объективно отслеживать перемещение грузов, точнее  формировать ведомость транспортных расходов.

К примеру, в недрах ФНС стартовало проект по разработке формата этого пакета документов. Его утверждение - это вопрос ближайшей перспективы. Неоспоримым преимуществом “цифры” станет снижение издержек и ускорение обработки ряда рутинных этапов.

Схема проста - чем масштабнее ТК, тем быстрее будет экономический эффект от нововведений. Гранды перевозок с каждыми готов будут активнее поддерживать его.

Коллаборация

Еще один тренд - это консолидация с другими игроками рынка перевозок. Связка в виде сотрудничества крупной ТК и мелких частников имеет место быть. Небольшие фирмы на фоне удорожания ГСМ, запчастей и автомашин не могут развиваться, как это было раньше.

Крупный капитал может помочь “малькам” удержаться на плаву, но при этом получит отдачу в виде наращивания операционных мощностей и капитализации. С таким подходом отхватить часть большого пирога не составит труда.

Активно развиваются различные профсообщества, ассоциации, которые укрепляют горизонтальные связи между компаниями-перевозчиками и грузоотправителями.

Однако и со стороны государства требуется деятельная активность в виде ликвидации излишних бюрократических барьеров, что актуально на фоне 60% перевозки грузов наземным автотранспортом.

На примере Москвы, когда до 31 декабря 2024 года было продлено упрощенное получение ночных пропусков для грузовиков, видно стремление ускорить этапы на «последней мили».

Вообще же столичные власти в координации с администрацией Подмосковья разрабатывают до 2035 года расширение сети современных центров обработки грузов. Это подразумевает строительство оптово-распределительных центров и логистических коворкингов.

Такие вот пироги!