— Геронда, а в случаях, как с преподобной Марией Египетской, подвизающийся совсем не имеет Божественного утешения?
— Да как же не имеет! Имеет, да ещё сколько! Преподобная Мария достигла такой духовной меры, что при молитве поднималась на локоть от земли. Большие грешники, познав самих себя, естественным образом имеют много исходного материала для смирения.
Вы читаете отрывок из третьего тома "Слов" преподобного Паисия Святогорца "Духовная борьба". М, Орфограф, 2021, стр.138-139
Конечно, любое падение остаётся падением. Но падение — это ещё и исходный материал, «сырьё» для смирения и молитвы. Грехи, которые используются грешником для смирения, всё равно что навоз, которым мы удобряем растения. Так отчего же не использовать это вещество для удобрения нивы своей души, чтобы она стала плодородной и дала урожай?
Человек, совершивший большие грехи, прочувствовав, насколько велика его вина, и сказав: «Мне не должно поднимать главу и смотреть на человека», сильно смиряется и поэтому приемлет многую благодать. Он устойчиво, без сбоев преуспевает и может достичь немалой духовной меры.
А тот, кто больших грехов не делал, не расположив себя правильно, не будет говорить: «Бог сохранил меня от многих опасностей, а я настолько неблагодарен. Я грешнее самого великого грешника». Такой человек духовно уступает смиряющему себя грешнику.