Найти тему
Alterlit Creative Group™

Обзор фильма «Чайка»: Не знаю, как сказать…

Полина Лазарева — ученица легендарной Аллы Суриковой и представительница театральной династии Лазаревых-Немоляевых. Именно по этой причине в дебютной картине Полины — «Чайка» — зрителю посчастливится увидеть как Александра Лазарева мл, так и Светлану Немоляеву собственной персоной.

Жанр: драма, комедия

Сценарий и постановка: Полина Лазарева

В ролях: Юрий Быков, Вера Кинчева, Олеся Железняк, Александр Лазарев мл, Светлана Немоляева, Анастасия Зайцева, Евгения Кузнецова и другие.

Продолжительность: 1 час 33 минуты

Производство: Россия

Год: 2023

18+

В режиссёрское кресло Полина Лазарева угодила прямиком из актёрской кулиски — вполне состоявшаяся театральная актриса. Про кино не могу сказать, что она — помимо династийной крови — сможет похвастать принадлежностью к первому эшелону звёзд. Да и фильмография пестрит совсем уж цеховыми, поточными проектами. Вот она, судя по всему, и решилась сама создавать контент. А до этого, видимо, как главная героиня её дебютного полного метра, совершенно по-чеховски лежала и думала: «Сказать или не сказать…» Хватит ли дыхания на целое кино? Не придётся ли потом гореть на фестивалях со стыда перед зрителем?

Режиссёр дебютант — Полина Лазарева
Режиссёр дебютант — Полина Лазарева

Сюжетная составляющая «Чайки» незатейлива. И это не отсылка к пьесам Антона Павловича Чехова, которые, будучи весьма многогранны, однако, всегда скрывались под личиной лирической комедии.

Чайка — это фамилия главного героя (Юрий Быков, режиссер таких фильмов, как «Жить», «Майор», «Дурак»). Чайка — писатель. Естественно, в творческом кризисе, как же ещё. Но здесь он ещё и в кризисе среднего возраста, поэтому его метания хоть и прозаичны, но от литературы далеки. Без зазрения совести — ох уж эти писателишки — он похаживает к джазовой певице Алине (Вера Кинчева, дщерь легендарного фронтмена группы АлисАКонстантина Кинчева), которая влюблена в него как кошка и готова прощать всё на свете. Она постоянно его ждёт. Даже можно сказать — тихо мечется. Днём забываясь в уборке, натирая кафель до изнеможения, ночью — опять ждёт, и поёт в баре. Поёт так, как поют те, кто ждёт. Герой Быкова же называет подобные измывательства «свободными отношениями», появляется в драных носках у Алины лишь дважды в месяц и вроде как всем доволен: надев штаны после очередного прихода «в гости» и выслушав столь необходимое для творческого человека «ты у меня самый талантливый» — уходит за линию горизонта. Книжки писать.

Вера Кинчева в роли Алины
Вера Кинчева в роли Алины

Но Валентин Чайка, автор якобы успешного романа «Гумберт Гумберт», в глазах Алины вовсе не является плохим. Она в тумане его очарования. Для неё он самый добрый, красивый, талантливый и далее по списку. А зрителю-то видно, что он тот ещё негодяй и манипулятор, способный перевернуть любую ситуацию в свою пользу. Особенно, если это касается дел сердечных. Ну, как сердечных…

А потом, как в песне питерской электронной группы «Русский Размер» — «Это кто-то третий», появляется третий. Вернее, третья.

«Чайка» — любовная драма, понятная каждому, кто когда-то влюблялся. Особенно, когда неудачно.

«Чайка» — любовная драма, понятная каждому, кто когда-то влюблялся. Особенно, когда неудачно.
«Чайка» — любовная драма, понятная каждому, кто когда-то влюблялся. Особенно, когда неудачно.

Загадочная незнакомка заходит в эту зашуганную от любовных страданий игру на двоих и становится для Чайки новой, желанной целью, ради которой он готов предать чувства любящей его девушки. Лазарева вводит нового персонажа не только лишь для арки с любовным треугольником и наполнения кинокартины динамикой, но и чтобы острее показать метания чувств главных героев, которые она подаёт от лица обоих. Каждый из них мечтает прекратить этот мучительный забег по кругу чувств и покончить с этим раз и навсегда. Каждый мечтает, и… Не знает, как сказать!

В «Чайке» Лазаревой все, всё время говорят совсем не то, что хотят. А что хотят — не знают, как сказать. Это и наказание, с одной стороны, и смирение, с другой. Ну, мол, не смогли объясниться и не смогли. Ещё немножко пострадаем. И зритель вместе с нами — от тоски.

При несомненном плюсе каста (Быков и Кинчева очень умело слились со своими персонажами), «Чайке» постоянно чего-то не хватает. Как сил персонажам, чтобы сказать нужные слова. Герои как-то однобоко пытаются разобраться в собственных чувствах, от чего история, несколько раз за скромный по нынешним меркам хронометраж, безжалостно провисает.

Единственное, что в «Чайке» точно по Чехову, так это то, что для каждого зрителя лента прозвучит особенно — либо драмой, либо комедией.

-5

Разбавляет весь этот трип-хоп интересное решение — вместо традиционных флэшбеков для раскрытия персонажей Полина Лазарева предлагает зрителю что-то наподобие грёз главных героев. Вот уж в них чеховских мотивов хоть отбавляй! Несколько это, конечно, напоминает Вуди Аллена и его «Фестиваль Рифкина» (2020), зато прекрасно отвлекает от рефлексирующей реальности героев, которая бежит куда-то от кинозрелища в тёмную подворотню внутреннего монолога. При всей узнаваемости событий — у кого не было опыта запутанных отношений? — при всём наборе трогательных, уместных для этой кинокартины актёрских работ, при всей насыщенности процесса ознакомления с кинопродукцией — фильм Лазаревой действительно интересно смотреть — «Чайка» не способна на послевкусие. Один телефонный звонок — деловой, один телефонный звонок — личные делишки, и он напрочь выветривается из головы.

Юрию Быкову удалось весьма точно снять образ представителя современной боллитры. Написать один захудалый роман, удачно прилепиться к тусовочке, и вот ты уже суперзвезда премиального статуса.

-6

При всей шероховатости и допустимых, пожалуй, для дебюта недочётах, Полина Лазарева с усердием отличницы написала и сняла фильм исходя из формулы: «Пиши дебют о том, что знаешь». О чём больше всего, как ей кажется, знает женщина, прошедшая полный круг эмоциональных качелей на фронтах драматического театра? О любви. О чём так хочется рассказать своей аудитории, когда у тебя появилась возможность аж целого экранного повествования? Конечно же, о расставании. Почему нет-то! Тема сильнейшая, тема понятная. Одно только печалит постановщицу: «Не знаю, как сказать…» А зритель, в ответ, не знает, как отреагировать.

Продолговатый ящик для сайта Альтерлит

Обзор выполнен по заказу нашей биржи Creative Market, где вы можете найти исполнителя для вашего заказа или предложить свои услуги