Найти тему

Принцип триединства Души в нашем Мире. Что про Душу говорит каббала и что такое Нефеш.

Оглавление

Аристотель в свои давние времена подробно изучал такое явление как Душа. Конечно, до него были и другие исследователи и философы, кто задавался подобным вопросом, и до Аристотеля были и другие школы, кто описывал такое понятие как Душа, но все они имели практически плоское представление и по большей части Душа в ранний период философии была одинаковой для всего и присуща абсолютно каждому явлению в нашем Мире. Аристотель в своей время вступил в жаркое противостояние с учителями старых школ и вывел, обосновал и доказал свою собственную философию о Душе.

До Аристотеля у Души не было разделения в философии людей – в понимании людей Душой обладали люди, птицы, но также камни и моря. В истории сохранился такой эпизод, когда один царь рассердился на море – он собирался переправить свои войска с одного берега на другой через пролив, но в момент переправы поднялся шторм, и много людей утонуло, а оставшуюся часть войск не было возможности переправить из-за шторма. Царь проиграл войну даже ее не начав. Тогда этот царь рассердился и приказал солдатам выпороть кнутами…море… Люди верили что море такое же как и человек – оно обладает Душой, ему больно, оно специально по своей прихоти подстроило ловушку. Люди верили, что вода — это живой организм. Они почти были правы – вода — это действительно стихия, у которой свои правила и законы, вот только болевыми рецепторами она не обладает.

Аристотель подметил это и вступил в противостояние с более ранними школами отделяя Душу у камней, земли, огня, воды от Души, которой обладает человек. При этом он не отрицал наличие Души у камней как таковых, но от отделил Душу неживую от живой, сказав что есть в любом предмете или организме такая сила, которая позволяет этому предмету или организму в нашем Мире существовать. Наши современные ученые уже на научном уровне доказали, что энергетический след есть даже у камней, он отличается, но он есть, то есть подобие Души, о чем говорил Аристотель. Он же заложил фундамент для всех последующих школ философии и ученых, когда вывел стройную и лаконичную систему Душ в нашем Мире – Душа неживая, Душа животная и Душа человеческая. Триединство Души.

Принцип триединства, который вывели многие народы и культуры мира в самое разное время, лег в основу и аристотелевскому учению о Душе.

Так он говорил о том, что у тела или любого другого материального нашего Мира есть своя Душа – та сила, которая позволяет этому предмету существовать в нашем Мире в том виде, в котором оно существует, то что наши современные ученые назвали энергетической решеткой, которая удерживает атомы в единой структуре и которая и дает тот самый энергетический след. Эта сила позволяет нашим клеткам делиться и соединяться, создавая ткани нашего организма. Эта сила позволяет расти цветку и не разваливаться камню – это животная Душа, присуща сугубо нематериальному миру.

Есть Душа человеческая, а позднее Платон и его последователи расширили это понятие и вывели Душу не просто как часть человека, а скорее вывели Душу человеческую как часть вселенской огромной творящей энергии, которая бессмертна и которая едина. Древние философы и ученые заметили, что наш Мир и наша земля существует не в единственном экземпляре, люди наблюдали небосвод и узнали, что там, выше облаков нет никаких бородатых мужиков, которые мечут молнии, но есть звезды, планеты, спутники, астероиды – и все они существуют в том виде, в котором они существуют. Значит существует и какая-то сила, которая им во-первых позволяет существовать, а во вторых которая их создала. Поэтому древние философы и вывели единую вселенскую Душу, ту силу, которая создала все таким какое оно есть в масштабах Вселенной. И человеческая Душа – это часть этой вселенской Души маленькая, крохотная искорка в безграничном океане энергии Жизни.

А есть посредник между ними – Душа животная – та которая соединяет неживую Душу физических объектов с Душой вселенской. При этом что Аристотель, что Платон и их последователи говорили о том, что человеческая Душа – называя ее разумной Душой, не просто бессмертна, но использует физическое тело в своих целях. А именно что бы получать физические ощущения – например, чтобы вселенская Душа или Душа разумная смогла ощутить благоухание роз, Душе физически нужен нос. Что бы почувствовать тепло – ей нужна кожа и рецепторы, чтобы ощутить соленый вкус морской воды – язык, рот и рецепторы. Что бы увидеть радугу Душе нужны глаза способные воспринять цветовые диапазоны Света, а что бы услышать трель соловья нужна барабанная перепонка. То есть чтобы Душа смогла получить все эти ощущения – нужна сложная материальная конструкция с набором не менее сложных рецепторов, а так же посредник между этой материальной конструкцией и Душой разумной, которая их бы связала и работала в обе стороны.

Отец, Сын и Святой Дух – если выразиться словами христиан, где Сын это материальный план то есть люди или физические тела по Аристотелю. Есть Отец – Бог, Душа вселенская или разумная – это часть духовного плана, того который практически никак не проявлен в нашем материальном Мире. И есть Святой Дух – то есть святые, ангелы, или Душа животная – то что связывает первого и второго вместе, выступая их посредником между ними.

Этот же принцип (не известно греческие ли учения так повлияли, или наоборот) но принцип триединства лег и в основы каббалистических учений о Душе. Напомню, что Душа в каббале это единственное Творение, то есть Адам Кедмон – единая вселенская Душа. Тогда когда Душа Адама разбилась образовались маленькие осколки -Души людей. То есть то что Аристотель назвал Душой человеческой или Платон Душой разумной.

Согласно учениям каббалы осколки единой Души Адама Кедмона существовать отдельно не могли в нашем Мире, им понадобился какой-то сосуд, что на иврите, что в каббале это называется «кли» «сосуд», то есть тело физическое. Искра Души разумной «обросла» кли что бы существовать в нашем Мире. В каббале различают два понятия «ор» - «свет» и «кли» «сосуд» для этого света. Это как раз о том, о чем говорил Платон – физическое тело это инструмент для Души, которая выполняет в нашем Мире определённые манипуляции – будь то получение ощущений, или проживание опыта, отработка кармы – тут во что каждый верит. Но в каббале есть небольшое отличие – кли обозначает наше физическое тело, которому присущи животные желания, в числе которых поспать, поесть, получить сиюминутные удовольствия. «Ор» это свет, который заточен в кли, и который позволяет людям ощущать в себе присутствие Творца. И это прерогатива только людей, сказано что Творец сотворил человека и все гады ползучие, животные, птицы и рыбы были созданы только что бы служить человеку, ибо Светом обладать они не могут, соответственно Творца никогда не смогут постигнуть.

Если это перевести на язык Аристотеля и Платона – то Душа разумная, единая хочет получать высокие ощущения – любви, наслаждения, радости и так далее. Но без тела пережить этот опыт Душа не может и уж тем более не может выжить в нашем материальном Мире. А вот тело физическое не оценит красоту Лунной сонаты Бетховена, не сможет переживать горе разбитой любви и жизненные тяготы Скарлетт О’Хара, не сможет оно и восхититься работой художников. Тело напрочь лишено каких либо высоких стремлений вообще, самый максимум что может переживать тело – это умиротворение или непродолжительную выработку гормонов радости. Восхищение, восторг, удивление, впечатление – это уже работа не гормонов, но Души.

И так как вся каббала строиться вокруг Творца и его Света, то кли рассматривается очень даже вскользь и поверхностно. Единственная роль кли в каббале – это удовлетворять свои животные желания, но как раз именно кли обладает самым низким уровнем Души в каббале. И так как каббала все таки о Творец и о человеке высокодуховном, то названия немного другие чем у Аристотеля.

«Душа – это духовный орган, постепенно зарождающийся в человеке, находящемся в нашем мире. Рождение души означает последовательное развитие ощущения, вызванного воздействием духовных сил, появление новых альтруистических желаний, возникновение минимального восприятия Творца.»

-2

Три уровня Души в каббале:

Нефеш (נפש) – которая соответствует самой низкой животной Душе, способности человека выживать.

Руах (רוח) – которая соответствует Душе разумной, это территория разума и его качеств, еще не духовных, но уже и не животных.

Нешама (נשמה) -самая высокая Душа человека или по-другому Божественное виденье. Не сложно догадаться что на этом уровне ясно видят во всем Творца.

При это у Нешама различают еще два уровня – Йехида (יחידה) – это та часть Души которая воплощается на Земле, но отвечает за самые возвышенные земные чувства, некоторые ее называют божественной искрой в человеке. Это та часть в человеке, которая стримиться к прекрасному – восторгается звездами, танцует под дождем, поет от счастья, вопреки всему любит и сострадает.

И Хия (חיה) – это Абсолют если коротко. То есть это и есть единая, вселенская Душа, полное соединение с Творцом, когда от кли, от Эго, от человеческого не остается вообще ничего. Это стадия перед полным и абсолютным Светом.

В книге Зоар говориться что Нефеш связана с Мальхут, Руах – это Тифирет, ну а Нешама – дословно «между огнем и водой» что означает столб равновесия, который уравновешивает Гвуру и Хесед, получая при этом самый высший Свет от верхних сифир.

По большей части вся каббала направлена на постижение и подъему к Нешаме (да простят меня знающие иврит, так как слова в иврите не склоняются), но на самых первых стадиях, когда объясняют что вообще такое Мир и человек, все таки двум другим Душам каббала дает краткое объяснение. При этом из каббалы вообще выпадают камни, стихии, деревья и так далее – ни о какой Душе, следе или чего-то там еще у неодушевленных предметов нет. Каббала четко определяет чтобы была хотя бы низшая Душа – предмет должен жить.

Нефеш – это животная Душа, или Душа, которая по каббале находиться в крови и позволяет всему живому жить. Здесь каббалисты, не все, но сделали маленькую оговорочку – Нефеш имеется у людей и животных, так как они обладают кровью, которая разносит жизненную силу по организму, ибо сказано что «Жизнь есть кровь», но также Нефешем обладают и растения – так как их сок — это подобие человеческой крови, который точно также разносит по всему растению жизненную силу и питательные вещества. Но как я уже сказала – с этим определением соглашаются далеко не все и не всегда. Все таки каббала больше о Творце и творящих энергиях, а не о материальном Мире.

Что такое Нефеш

-3

«Нэфеш - это пока неживая ступень святости, когда человек не может сам двигаться.» - по другому говоря это духовный младенец. Когда рождается ребенок он живет только своими животными инстинктами – поесть, поспать, сопли понадувать. Даже с некоторыми своими физиологическими потребностями новорожденные справиться не могут – например частая беда младенцев — это колики и все мамы, и папы, кто с этим сталкивался знают, насколько это тяжело, крикливо и сложно объяснить, что же нужно сделать ребенку. Мамы и папы в данном случае помогают – ножки поджимают, на ручках баюкают, проводят манипуляции и так далее. Тоже самое происходит и в духовном плане. Человек кто только что осознал себя во Тьме, можно так выразиться родился в мире духовном – он еще не знает что тут как функционирует, он не понимает что нужно делать. У него конечно есть свои духовные родители – будь то батюшка в церкви, будь то раввин в синагоге, мула в мечете, или учитель в буддизме, или какой другой учитель – не важно, но есть кто-то кто помогает и наставляет. Кто физически говорит – сделай это, это и вот это. Например практически всеми религиозными книгами установлен порядок молитвы, свои ритуалы, вводные слова, тексты и так далее. Например священными текстами установлено что мусульмане перед молитвой должны расстилать коврик и снимать обувь, христиане креститься на икону, иудеи повязывать коробочку на голову, буддисты занимать определенную позу для медитации и так далее. Но насколько эти действия приближают к святости или духовности? Разве можно достичь хоть какой-то духовности просто снимая обувь, крестясь или занимая позу для медитации? Нет.

Но на первой стадии человек как ребенок – повторяет за взрослыми как надо делать.

Нефеш – это состояние когда человеческая Душа уже начинает проявляться, но еще в очень примитивном простом своем виде – поинтересоваться, повторить, натренироваться. Нефеш как и маленький ребенок учиться на повторении за взрослыми. И окружение на этом этапе играет важнейшую роль.

Есть очень классное видео, которое сняли китайцы о пандах. Существует два вида панд – первые которые родились и были воспитаны пандами, другие которых воспитывали люди. И на этом видео очень хорошо видна разница и сила повторения – панды, которых учили сородичи, с легкостью как и положено медведям вскарабкиваются по стволу дерева без каких либо усилий – используя когти и лапы. Те панды, которых залезать на дерево учили люди, залазят как люди – они ищут ветку, за которую можно зацепиться, подтягиваются лапой, они и не думают использовать когти как делают их более дикие товарищи. Если дикие панды спрыгивают с высоты одним прыжком, то воспитанные панды слазят по лестнице пятясь задом как люди. Панды научились этому, повторяя за людьми, за теми кого они считали своими учителями. Именно поэтому крайне важно подбирать себе окружение и тех, кто на нас влияет. И в каббале именно окружению уделено не малое влияние.

Каббала говорит о том, что на этом уровне Души человек еще неспособен действовать – он не обладает достаточной волей, что бы поступать сознательно хорошо, он не обладает достаточным разумом, что бы глубоко понять законы Мироздания, он не обладает и глубоким чувством любви – ведь он еще не имеет всеобъемлющего понятие что такое любовь. Но что человек может здесь сделать – это выбрать себе правильное и сильное окружение, кто уже обладает всеми этими качествами, и повторять за ними. Учиться можно не только у специальных учителей, но так же у людей, кто отвечает сильным качествам.

Например, допустим человек растет в глухом городе, где нет занятий по футболу – что ему теперь свою мечту играть в футбол забросить – наставников то нет. Нет, человек может себя окружить такими же кто хочет научиться играть, может смотреть тренировки именитых спортсменов, может читать автобиографию или смотреть фильмы о выдающихся футболистах – как они жили, как тренировались, какие усилия прикладывали. И этот человек может начать повторять за ними, просто копируя их действия. И это уже будет огромным прорывом в обучении этого человека.

Что еще может здесь сделать человек – это осознать себя в том мире, в котором он находиться. Не в рамках глобального Мироздания и всего нашего Мира, а именно свой собственный мир и его условия, его правила и законы Жизни. Например в Африке есть регион где очень много ядовитых змей, настолько много, что люди там ходят на высоких ходулях из деревьев с детства, потому что шанс что не укусит змея крайне низок. А вот жителю севера, где много и часто выпадает снег – зачем носить ходули будет непонятно – ведь они в снег проваливаются и застревают, лучше взять лыжи. И житель Африки и Севера – это жители нашего Мира всего, но их личный маленький мир ограничивается допустим родным регионом, или деревней, краем и так далее. И если вдруг какой-нибудь житель Севера, особенно в субарктической зоне, где кроме рыбы, медведей, мха и оленей его поедающих ничего нет, и ему вдруг скажут что нужно правильно питаться на растительной пище – ведь это единственно верный способ достичь просветления – что он будет есть? Мох у оленей отбирать? Или во льдах пытаться вырастить авокадо для полезных жиров?

Нет, человек должен осознать именно тот мир, в котором он находиться – не искать брокколи среди снегов и камней, а осознать, что я вот сейчас нахожусь вот здесь – среди снегов, оленей и мха или льда. Когда человек осознает, где он и кто он, у него может появиться первое желание его Души, которое будет порождением полностью уровня Нефеш – желание другой лучшей Жизни, чего-то большего, желание чего-то светлого. Вообще тут нужно сделать оговорку что условия Жизни крайне мало влияют на Душу – ведь не важно в какой обстановке находиться человек – вопрос в том человек это или нет?

Нефеш напрямую связана с пятью физическими чувствами человека (слух, зрение, осязание, обоняние, вкус); эта часть души есть у каждого человека с момента его рождения. И она связывает более высокую нашу Душу с понятным физическим Миром. Именно Нефеш позволяет нам улавливать более тонкие материи органами чувств, что называется энергию кожей чувствовать, начать ощущать себя не просто тварным созданием, которое по Земле ножками ходит, но и часть тонкого духовного Мира, который пронизывает все вокруг, позволяя существовать абсолютно всему что есть в нашем Мире.

«Согласно Зоару (главная книга классической каббалы, которая легла в основу практически всех более поздних учений о каббале) служение человека выполняется посредством уровня нефеш: отсюда берется сила, чтобы очистить и проникнуть святостью все мысли, слова и дела. После того как человек приводит нефеш к совершенству, свыше его одаривают уровнем руах в качестве проявления Б-жественной доброты.» Так же согласно учения Зоар Нефеш соответствует сефире Мальхут.

Кстати Алистер Кроули «перевывел» это же соответствие, в своих учениях он так же «открыл» истину читателям и привел свои доводы почему Нефеш соответствует уровню Мальхут, при этом есть небольшое расхождение, ведь в учениях говориться о том, что только нижний уровень Нефеш располагается в Мальхут, то есть непосредственно тело и телесные реакции, а вот мысли, даже если от них хаос в голове, инстинкт самосохранений или интуиция, или например первые попытки ощущения нехватки любви, любовь земная – например от родителей к детям и в обратном направлении – это уже более высокий уровень Нефеш, который частью, а именно корнем находиться в Хохма, но по большей части располагается в Йесод, в то время как Кроули учил о том, что весь Нефеш это Мальхут. Каббала все-таки в этом вопросе дает более объемную картинку происходящего.

Исходя из знания и понимания что же такое Нефеш в каббале и всех течениях, которые берут свои истоки в каббале, возник целый пласт знаний и умения направленных на Нефеш. Например некоторые евреи – ашкенази имеют даже околомедицинские изыскания о том, как воздействовать на Нефеш, чтобы не болеть к примеру. В основу данных учений легла простая и действенная мысль о том, что здоровье физического тела целиком и полностью зависит от Нефеш – нижнего уровня Души, который в том числе связан с остальной Душой, а значит если тело может воздействовать на Душу, мешать, например ей просветляться или получать более высокие эмоции, то и Душа может воздействовать на тело.

Одним из примеров такого воздействия является любовь. Когда мы любим наш организм словно расцветает. Мужчины и женщины прихорашиваются, мы пребываем в хорошем настроении, у нас Жизнь играет новыми красками, все кажется воздушно-розовым и мы любим весь Мир. Но любовь нам дарует не только счастье и радость, но и продлевает нашу Жизнь, снимает тревоги и стресс.

-4

Но помимо этого любовь дарит нам целый букет гормонов счастья, активирует большое количество нейронов в мозге, что является профилактикой и хорошей тренировкой для мозга и отличным противодействием против ряда болезней таких как Альцгеймер, психических заболеваний. Повышается уровень дофамина, а значит увеличивается концентрация внимания – конечно проблема, что это внимание чаще всего направлено на предмет обожания. Отсюда вытекает одно интересное наблюдение – очень часто писателей обвиняют в том, что они использовали женщин в качестве своих муз. Мол влюбляли в себя женщин, пользовались их телом и своим воодушевлением, создавали шедевры, а потом за ненадобностью расставались с музой, до следующей влюбленности. Тут свою роль играло в том числе и концентрация внимания – только авторы концентрировались не на объекте желания, а на работе, используя любовь в своих целях. А вот влюбленные девушки, да и парни тоже помногу и без причины смеются – улыбка как известно продлевает Жизнь, но откуда она взялась? А дело все в том, что любовь активирует у нас целый набор гормонов радости, такой организм не может с ними справиться продолжительное время, а люди в это время надевают «розовые очки», хохочут до упада от самой плоской шутки и обожают весь Мир.

А еще любовь как ни странно хорошее средство против заболеваний сердца – сначала сердце получает учащение от переживаний и желание увидеть объект любви побыстрее, кровь разгоняется, питаются конечности, волосы, клетки, головной мозг, щеки розовеют, а людей бросает в жар, а потом любовь распространяет по телу умиротворение – вот он, объект любви, это как наркотик, как передоз кошачьей мятой – штырит, но уже так спокойно.

И это одна только любовь, которую тоже можно использовать в свою пользу. Приучить себя любить – любить свое утро, любить свою машину, любить свое тело, квартиру, детей, родителей, начальника, работу, свою Жизнь. Если человек сможет полюбить свое пробуждение, его Жизнь кардинально измениться.

Этот уровень подробно изучаем в моем телеграмм канале - подписывайтесь чтобы не пропустить - t.me/AnnaKuzmina05

Статьи связанные с темой

Что такое Мальхт, Йесод и о других сифирах можно просчитать тут - Древо Жизни или Древо сифирот

А что такое каббала вот тут.

Информация о моих сайтах:

Телеграмм - https://t.me/AnnaKuzmina05
Дзен -
https://zen.yandex.ru/id/62e53715e13ed15dc1627870
Инстаграм( запрещен в России) -
@annakuzmina05