Статья научного сотрудника Лаборатории социологии ПСТГУ Крихтовой Татьяны Михайловны.
*социальная сеть, признанная в Российской Федерации экстремисткой
С помощью дополнительного метода, использованного во время проведения опроса, нам удалось получить материал, интерпретация которого помогла про- яснить некоторые аспекты того, кто и с какими целями посещает церковь в Ве- ликую Субботу.
Празднование Пасхи — это ежегодное событие, которое, так или иначе, за- трагивает всех жителей России, вне зависимости от их уровня религиозности и воцерковленности. Даже люди, считающие себя далекими от религии, в эти дни наблюдают продажу пасхальной еды и украшений, получают поздравления, ви- дят тематические материалы в прессе и по телевизору. При этом многие из тех, кто не является постоянным прихожанином храмов, причащается реже, чем раз в год, и не соблюдает церковных предписаний, часто стараются отмечать Пасху так, как сами считают нужным, и, как правило, не видят в этом проблемы.
Количество людей, посетивших храмы накануне Пасхи с точки зрения Церк- ви может указывать на уровень религиозности населения, его желания следовать православным обрядам. Однако, поскольку в другие дни в храмах не наблюда- ется такого большого наплыва людей, посещаемость храмов на Пасху не может точно свидетельствовать о религиозной ситуации в стране в целом и количестве православных верующих. В результате само празднование Пасхи в каждой семье может принимать самые разные формы, включающие в себя те или иные элементы в произвольном порядке. В этой статье будет описан только один из возможных вариантов.
Результаты опроса «Великая Суббота» показывают, что далеко не все при- шедшие освящать куличи, постились или исповедовались перед Пасхой и соби- раются выполнять другие практики православных христиан после нее. Из этого возникает предположение, что часть людей посещает храм с какими-то другими целями и, возможно, таких групп несколько. Самая очевидная гипотеза заключалась в том, что для части людей Пасха становится просто красивым весенним ритуалом, смысл которого сводится к приготовлению, освящению и последую- щему употреблению праздничной еды и, возможно, украшению дома, поздравлению друзей, без интереса к тому, что эта праздничная еда и другие символы могут означать.
Символизм пасхальной еды
В первую очередь праздничная еда интересна как явление, которое вмещает в себя сразу несколько систем смыслов. Символическая природа пищи и трапезы — распространенная тема в антропологических и социологических исследованиях. Этого вопроса касаются классические труды разных направлений антропологии: М. Дуглас (проблемы разделения еды на чистую и нечистую), М. Харрис (как природные и экономические условия формируют символические аспекты еды), Д. Гуди (влияние политической ситуации на формирование национальных кухонь), Г. Зиммель (о символическом значении совместного принятия пищи). Русскоязычные работы осуществляли главным образом скрупулезное этнографическое описание традиций принятия пищи в разных культурах, для чего была разработана специальная система фиксации питания. Значением еды в ритуально-знаковом аспекте на материале русской культуры занимался С. Токарев.
Р. Барт в книге «Мифологии» помещает сразу несколько эссе о символической природе еды. В них он пишет о том, что еда — это гораздо больше, чем на- бор продуктов с питательными свойствами. Еда — это во многом образы, знаки и практики, которые существуют во всех культурах и необходимы для комму- никации между людьми. Более того, одному и тому же продукту в одной и той же культуре могут приписываться разные свойства в зависимости от контекста, которые будут не конкурировать, а дополнять друг друга. Р. Барт пишет о много- гранном значении привычных продуктов — вина, мяса, картошки — в жизни французов, для того чтобы показать, как они формируют символическую систему, понятную всем ее носителям и влияющую на другие сферы: политику, продажи, семейные отношения. Показывая, что у одного человека блюдо может нести в себе одновременно разные идеи, Р. Барт выделяет основные группы смыслов, приписываемые еде: кулинарные традиции, гендерная идентичность и осознанное питание.
Точно так же куличи занимают свое место в символической системе современных россиян и являются уже не только выпечкой и даже не только пасхальной выпечкой. Кулич — это один из самых символических продуктов в русской культуре (наравне с блинами на Масленицу и едой новогоднего стола, вокруг которых также существует большое количество ритуалов, текстов и практик). Кулич готовится только в определенное время года, по строгим рецептам, его изготовление и потребление сопровождается конкретными действиями и рас- сказами.
Смыслы кулинарных традиций проявляются в том, что рецепты куличей, встречающиеся в интернете, часто представляют собой не просто технологию приготовления блюда, а отсылку к истории своей семьи или своего народа.
«Свой народ» при этом может быть как традиционно русским (часто выкладывают рецепт Молоховец и другие дореволюционные книги), так и советским (традиционным также считается рецепт из «Книги о вкусной и здоровой пище», где присутствует оценка еды по ГОСТу). Может затрагиваться региональная специфика или история семьи, особенно в контексте запрета на празднование Пасхи в советское время (рассказы о том, как куличи пекла бабушка, часто они сопровождаются детскими воспоминаниями о бабушке и домашнем быте тех лет). Речь может идти и о любом другом рецепте, взятом в интернете или книге, но сохраненном и переданном поколениям.
Гендерная идентичность в приготовлении куличей, как часто и другой вы- печки, проявляется в том, что, согласно большинству записей в блогах и исто- риям, связанным с рецептами куличей, их почти всегда пекут женщины, иногда помогают дети. Как мы увидели позже, при анализе фотографий это обстоятельство часто подчеркивается дополнительно. Таким образом, женщина вписывает себя в семейную женскую линию или даже больше — семейную линию своего народа.
Пасха как спектализация, Инстаграм как медиум
Согласно Г. Дебору, современное общество переходит из стадии потребления в стадию спектализации. Главное различие между двумя стадиями заключается в том, что в случае спектализации между людьми возникают хаотичные отношения, обусловленные образами, которые становятся важнее самих потребляемых продуктов. Личные переживания уступают место разыгрыванию определенных ролей, понятных определенным группам людей.
Спектализация характеризуется тем, что «вся жизнь обществ, в которых господствуют современные условия производства, проявляется как необъятное нагромождение спектаклей». Спектакль — это «не совокупность образов, но об- щественное отношение между людьми, опосредованное образами». То есть важным становится не символ сам по себе, а то, какие отношения выстраиваются вокруг него. В ситуации спектализации происходит создание второй, медийной, реальности, в которую человек включается производителями информации, «ре- альная реальность» замещается в сознании человека иллюзорной, искусственно сконструированной масс-медиа.
Спектализация — это термин, который хорошо описывает выкладывание фотографий с продуктами, вещами и «модными местами» в социальные сети. В этом случае важным становится не обладание и пользование некой вещью, а ее демонстрация другим. Поэтому, для того чтобы понять, как освящение ку- личей воспринимают обычные люди, и увидеть освящение «их глазами», нами было решено посмотреть на записи участников опроса в социальных сетях. В качестве социальной сети был выбран Инстаграм как одна из самых популяр- ных социальных сетей среди москвичей на момент опроса.
Фотографии занимают подавляющую часть любого аккаунта Инстаграма, в отличие от других социальных сетей, являются основной составляющей. К фото- графиям всегда можно добавить текст и даже начать этим текстом дискуссию с читателями. При этом изображение в этой социальной сети всегда первично. Оно может быть загружено без текста, но текст без изображения загрузить нельзя.
Фотографии в Инстаграме почти всегда получаются привлекательными за счет специальных фильтров или дополнительных приложений, которым добавляют ретушь, визуальные эффекты или тематическое оформление.
Сопровождающий текст может не быть длинным и содержательным, достаточно только небольшого пояснения того, что происходит на фотографии или просто нужного хэштэга или геотэга. Хэштэги не просто описывают происходящее на фото, но могут показывать настроение автора или передавать любую другую информацию, которую он хочет сообщить, их специально подбирают, для того чтобы больше людей могло увидеть фотографии. Геотеги указывают на место, в котором была сделана фотография, с их помощью можно наблюдать, как пользователи по-разному или, наоборот, одинаково воспринимают те или иные объекты.
Для того чтобы аккаунт стал действительно популярным, обычно пользователям приходится прикладывать некоторые усилия. Популярные пользователи этой социальной сети выстраивают композицию, подбирают цвета, некоторые даже делают специальные фотосессии у профессиональных фотографов или по- купают оборудование для фотографий.
В исследовании «Why we post», которое описывает техники использования социальных сетей в разных странах, говорится о том, что у каждой социальной сети есть свой уровень приватности. Если мессенджеры используются для обще- ния с близкими друзьями, сети вроде Фейсбука для общения с самыми разны- ми знакомыми, часто сформированными в группах по интересам, то Инстаграм воспринимается как наиболее открытая сеть для внешних наблюдателей. Обычно, чем дальше территориально расположен человек, которому понравилась фо- тография, тем большую успешность аккаунта пользователя это означает.
Для того чтобы узнать, какие фотографии выкладывали пользователи Инстаграма, пришедшие освящать куличи 30 апреля 2016 г., мы использовали хэш- тэг #куличи2016. Он был напечатан на анкетах опроса и плакатах, которые были размещены на территории храмов. Хэштэг подбирался так, чтобы с его помощью найти только тех пользователей, которые увидели его в этот день на наших материалах, исключив всех остальных пользователей.
До 2016 г. такой тип хэштэга действительно не был популярен: некоммерческих фотографий по нему не выкладывалось. В 2017–2018 гг. он стал гораздо более распространенным (было выложено 320 и 650 фотографий, большинство из которых частные, а не коммерческие). Также в последние два года повысилось качество фотографий и длина подписей под ними.
В 2016 г. по хэштэгу было выложено 192 фотографии. Правда, большинство этих фотографий коммерческие, которые выкладывают в качестве рекламы про- давцы куличей. Они не рассматриваются в этой статье. Для анализа были взяты только 67 фотографий, сделанных оригинальными пользователями социальной сети, которые, судя по контексту подписи и местоположению, увидели этот хэш- тэг в храме во время или после опроса и решили прикрепить его к своему рас- сказу об освящении куличей.
Получается, что только половина одного процента респондентов, заполнив- ших анкеты, выложила фотографии с этим хэштэгом в Инстаграм. Правда, это не означает, что другие участники опроса не делали этого. В вопросе, собирается ли респондент поздравлять своих читателей с Пасхой в социальных сетях, более 9% отметили, что собираются разместить поздравление в Инстаграме. Причем среди выбравших этот пункт большинство — это молодые люди, без детей, не состоящие в браке, с неполным высшим образованием, пришедшие в храм с родителями. Скорее всего, эта категория заполнивших анкету действительно осуществила это намерение, но не воспользовалась нашим хэштэгом.
В обзор не попали также фотографии из закрытых аккаунтов (настройки сайта позволяют сделать свою страницу невидимой для всех кроме друзей). Можно только предположить, что их авторы не так сильно стремятся афишировать свою жизнь и готовы делиться фотографиями из своей жизни только с теми, кому доверяют или знают лично.
На полученных фотографиях присутствуют три основные темы: еда, дети, храмы. На некоторых снимках можно видеть сразу несколько категорий.
Еда. На 44 фотографиях изображена праздничная пасхальная еда в разных вариациях. При этом только на пяти фотографиях куличи сфотографированы возле храма во время освящения. В остальных случаях еда находится в помещении, на столе. Часто на фотографиях присутствуют различные пасхальные укра- шения: цветы, игрушечные кролики и цыплята, праздничный текстиль, иконы, статуэтки ангелов, печенье в виде пасхальных яиц. В одном случае для того, что- бы показать принадлежность к пасхальной тематике, на фото присутствует пачка постного майонеза.
Возникает впечатление, что авторы фотографий специально создавали эти композиции для того, чтобы получить привлекательное фото. В последние годы действительно появляется все больше пасхальных украшений. Примерно за месяц до Пасхи в продуктовых магазинах самой разной ценовой категории начина- ют появляться тематические украшения и посуда, как оформленные в русском стиле (с использованием мотивов традиционных росписей и изображением церквей), так и с элементами «западной» Пасхи (кролики, тюльпаны). На фотографиях присутствуют оба стиля, иногда одновременно на одной фотографии.
Несмотря на то что анкеты с хэштэгами раздавались на улице, возле храмов, большинство фотографий сделаны в помещении, скорее всего дома у авторов. То есть отчет о праздновании Пасхи для тех, кто разместил свои фотографии по хэштэгу, это статичная, заранее оформленная по определенным правилам кар- тинка, а не спонтанная фотография в момент освящения. Выходит, что боль- шинство авторов фотографий в день проведения опроса дошли до храма, полу- чили там анкету, заполнили ее, увидели и запомнили хэштэг, вернулись домой, сфотографировали там еду и выложили ее на своей странице с указанием хэш- тэга и подписью. Даже подпись «Как хорошо в церкви» сопровождает фотографию, сделанную дома.
Дети. На шести фотографиях изображены дети, которые фотографируются вместе с готовой едой или возле храма вместе с родителями. Подписи к фото- графиям делают ребенка главным героем пасхальных приготовлений и частично автором фотографий: «Мои первые Пасхи», «Девочки такие девочки» и т. д. Если посмотреть на другие фотографии в этих аккаунтах, дети действительно присутствуют практически повсеместно, и почти все события в них описываются от лица ребенка, несмотря на то что фотографии и подписи к ним делают их родители.
Другой вариант изображения детей — празднично одетые дети возле храма, но не в процессе освящения, а просто позирующие. Это постановочные фотографии в отдалении от храма, своеобразная веха из жизни ребенка, фото на память. Храмы. На шести фотографиях присутствует здание или интерьер храма.
Только в одном случае указывается название храма в виде геотэга. Нигде не говорится, что это храм, в который семья ходит регулярно, не упоминается священник или другие прихожане, не рассказывается о происходящем возле храма в этот день. Эти храмы не встречаются на других фотографиях авторов. Храмы выглядят скорее таким же украшением для пасхальной еды, как и аксессуары на статичных домашних фотографиях.
Подписи к фотографиям
Содержательные подписи к фотографиям присутствуют далеко не во всех случаях. Некоторые фотографии сопровождаются только хэштэгом или смайликом. Остальные подписи можно поделить на три категории: поздравления своих читателей с праздником, короткие отчеты о готовке, об участии в освящении и повествовательные тексты.
Пожелания и поздравления под фотографиями достаточно стереотипные. Чаще всего авторы желают мира, добра, счастья, не связывая это пожелание конкретно с Пасхой, например: «Пусть мир и гармония сияют в ваших сердцах, здоровья и благополучия вашим семьям!»
Отчеты о готовке в основном сообщают о том, как важно приготовить пасхальную еду, а не покупать в магазине, и о том, как автор фотографии потратил много времени и сил на готовку, говорится о том, по какому рецепту пекся кулич, и даются советы о технологии их изготовления. Авторам фотографий важно указать, что куличи были приготовлены самостоятельно, с усилиями, по проверенным рецептам: «Мы с мамой сегодня трудились как пчелки. Готовили».
Еще один вид подписей — длинные тексты, похожие скорее на публицистические заметки, написанные явно заранее в попытке заинтересовать чита- телей, рассказав им что-то новое. В таких текстах авторы дают советы по укра- шению стола и пишут подробнее про пасхальные традиции, причем не свои, а дают их общий обзор. У таких авторов страничка в Инстаграме становится чем-то большим, нежели просто отчетами о жизни, а частично приобретает форму СМИ.
В подписях редко указываются обстоятельства фотографий. Только на одной фотографии в подписи указано, что автор с семьей пришли в 4 часа утра со службы и разговляются, но это единственный подобный пример.
Хэштэги к фотографиям
Кроме хэштэга, по которому мы отслеживали фотографии, под фотографиями присутствуют и другие. К некоторым фотографиям указано более 20 хэштэгов, но обычно присутствует 5–7 штук.
В первую очередь это были пасхальные хэштэги, чтобы обозначить принад- лежность своей фотографии к празднику: #Пасха, #ХристосВоскрес, #светлый праздник и т. д. Вторые по популярности хэштэги указывают на выпечку и го- товку: #куличи, #кексы #выпечка, в том числе иронично: #психанула #уберите- меняскухни.
Также пользователи ставят под своими записями, хотя и не очень активно, хэштэги для привлечения внимания, которые незнакомым с этой социальной сетью могут показаться бессмысленными: #vscocam #feedfeed #pictureoftheday. Эти хэштэги используются как обозначение того, что автор фотографий будет рад добавлению новых читателей и, скорее всего, готов к взаимному добавлению в друзья.
Содержание комментариев от читателей
В комментариях читатели поздравляют авторов аккаунтов в ответ или выражают свой восторг по поводу красоты и сложности выпечки. Чаще всего одобрение выражается емко и просто: «прикольно», «вкусняшки» и т. д. Есть и более развернутые, но выражающие ту же самую мысль: «Ммммм, догадываюсь, что это просто божественно вкусно».
Комментарии часто сопровождаются картинками-имодзи, нужными для того, чтобы полнее передать свои чувства от этой выпечки: сердечками, цвета- ми, кроликами.
В комментариях совершенно отсутствовали религиозные споры или рас- суждения о правильности празднования Пасхи.
Владельцы аккаунтов
Изучив аккаунты авторов фотографий, мы пришли к выводу, что подавляющее большинство из них — это женщины, воспитывающие маленьких детей (часто находящиеся в отпуске по уходу за ребенком). Некоторые из них прямо указывали на это в описании своего аккаунта, например: «Люблю и любима Мама Лизёны (4 года) и Георгия (2 года) Познаю мир глазами своих детей. Рисую красивые брови». Во многих аккаунтах дети и их жизнь — центральная тема всех фотографий. Другие темы фотографий в аккаунтах: готовка, домашнее хозяйство, ведение собственного небольшого бизнеса, прогулки по городу, покупки. Хэштэгом воспользовался только один мужчина и две девушки без детей.
Также, судя по содержанию аккаунтов, большинство этих женщин не пытаются афишировать свою религиозность. На остальных фотографиях, сделанных в другие дни, нет изображений икон, храмов или других религиозных праздников, если накануне выкладывались фотографии еды, это была как постная, так и непостная еда.
Аккаунтов такого типа действительно много в Инстаграме. О популярности этой социальной сети именно у молодых женщин с детьми писали многие по- пулярные издания.
Среди пользователей, употребивших хэштэг, не было тех, кто позиционирует свой аккаунт как православный, часто размещает религиозные символы или рассказы о своем посещении храмов или участии в ритуалах. Правда, судя по субъективным ощущениям от просмотра страниц разных пользователей, акка- унтов, которые полностью посвящены православной жизни, действительно не- много, и у них не очень много читателей. Среди наиболее популярных русско- язычных аккаунтов нет тех, которые позиционируют себя как православные.
Списки весенних дел
Идея о том, что посещение Церкви с целью освящения кулича может быть маркером интересной и насыщенной жизни женщин в отпуске по уходу за ре- бенком, может также подтверждаться распространением в интернете текстов в жанре «Список весенних дел». Тексты подобного рода могут касаться как сезона целиком (они существуют для каждого времени года), так и какого-то определенного месяца. Пользователи берут уже готовые списки или составляют свои, делятся ими с читателями, чтобы показать свои планы на ближайшее время и, возможно, пригласить читателей присоединиться к этим занятиям, иногда выкладывают отчеты о выполнении этих пунктов.
Мы решили посмотреть, какие смыслы празднования Пасхи вкладывают авторы в эти списки. Нами анализировалось около 50 подобных списков. Они были найдены по запросу «Список весенних дел» в поисковой системе Гугл (запрос «весенний to-do list» дал ссылки на те же самые тексты), а также запросы по каждому весеннему месяцу. Были просмотрены первые 10 страниц результатов по всем запросам, а также для ознакомления с общей картиной просмотрено некоторое количество подобных списков для других сезонов. В анализ не попали списки конкретных советов в узких направлениях (сельское хозяйство, здоровье, мероприятия для школьников на весенних каникулах). Несмотря на сильную однообразность и почти одинаковые советы, каждый из этих списков оригинален и встречался только один раз.
Задача списков, по всей видимости, заключается в том, чтобы побудить чи- тателя к тому, чтобы разнообразить свои будни, научиться новому, «выходить из зоны комфорта». В предисловии к спискам обычно говорится об особенностях сезона и том, что именно в этот период надо уделять время внешности, самообразованию, уборке, общению с друзьями. Например, «Весна — отличное время заняться собой, своим внешним видом и внутренним миром».
В более чем половине рассмотренных списков присутствует упоминание Пасхи. Во всех случаях про праздник говорится главным образом в связи с приготовлением яиц и куличей, что является в первую очередь формой досуга: «Вес- на пришла, а значит, скоро придет и Пасха, не успеете вы оглянуться. Поэтому не теряйте зря время. Ищите идеальные рецепты куличей, выпечки и других праздничных блюд на этот светлый праздник»; «Вербное Воскресенье, чистый Четверг, страстная Пятница — очень приятные и добрые денечки».
В контексте с крашеными яйцами говорится о состязании в «стукании» ими как об обязательном элементе празднования. Один раз упоминается пост, который называется «не религиозной, а исторической традицией», полезной для здоровья, один раз говорится про чтение Библии (совет явно относится к тем, кто не читает Библию регулярно). Иногда упоминаются традиции, которые не сильно распространены в России: пасхальное дерево и пасхальный венок. Ни в одном списке дел не говорится о воскресении Иисуса, посещении храма, Причастии, исповеди.
В одном списке все весенние праздники стоят одним пунктом, и их перечисление достаточно хорошо иллюстрирует подход к праздникам во всех списках:
«Печь блины, окунать их в варенье, сжигать чучело, водить хороводы, “чокаться” яйцами, уплетать пасху и свежий кулич с цукатами, носить георгиевскую ленточку, дарить ветеранам цветы…».
Что касается упоминания религиозных праздников в подобных списках дел, составленных для других сезонов, то в них присутствует Рождество, но совершенно не упоминается рождественская служба в храме (чаще всего в связи с Рождеством упоминается ставшая популярной в последние годы традиция изготовления адвент-календарей, что относится к Рождеству по григорианскому календарю, потому что адвент-календари обычно ведутся с 1 по 25 декабря). В списках, относящихся к лету и осени, религиозных праздников в списках дел найдено не было.
Упоминание Пасхи среди весенних дел говорит о том, что для тех, кому эти списки адресованы, этот праздник важен, но только как один из пунктов в их собственном списке составляющих счастливой интересной жизни. На основе предлагаемых дел мы попытались ответить на вопрос, кто эти люди.
В основном такие списки публиковались в женских, родительских и лайфстайл-изданиях (некоторые из них имеют бумажную версию) в начале вес- ны несколько последних лет (самый ранний найденный список был опубликован в 2013 г.). На сайтах, которые ориентированы на православную или другую религиозную аудиторию, такие списки не публикуются.
Почти все списки ориентированы исключительно на женщин, обращаются к читателю в женском роде и перечисляют занятия, которые считаются скорее жен- скими. Много дел в списках касается внешнего вида (новая прическа, спортзал, маникюр), здоровья (правильное питание, витамины), увлечений (украшение квартиры, рисование, чтение книг, курсы). Большая часть списков или упоминает детей, или строится вокруг занятий, которые можно делать вместе с ребенком.
В этом можно увидеть попытку огородить себя от традиционного образа домохозяйки, сложившегося в постсоветской культуре (неряшливая женщина, сидящая дома и не имеющая дополнительных интересов), вместо этого строить свой образ как современной, активной, интересной женщины. Такая тенденция действительно прослеживается не только в списках дел. Например, популярный среди молодых женщин среднего класса сайт Wonderzine пишет о том, что сегодня на смену «традиционной» модели домохозяйки приходит «домохозяйка- хипстер» или «домохозяйка-миллиненал». Главное отличие заключается в том, что новые домохозяйки благодаря постоянному использованию интернета гораздо больше вовлечены в окружающий их мир и имеют возможность выбора. Еда также указывается в этой статье как один из главных факторов отличия:
«...отказавшаяся от работы ради воспитания дочери и готовки органических ужинов для своей семьи», «одной рукой готовят ужин из органических продуктов без ГМО, а второй держат айфон».
Ж. Чернова и Л. Шпаковская пишут, что в среде молодых образованных людей, которых она называет «молодыми взрослыми», происходит изменение понимание супружества и родительства. Теперь родительство — это не просто следующий этап после заключения брака, но и форма личной реализации. Эта реализация может проявляться как раз в таких женских занятиях, которые доводятся до максимально высокого уровня и, по мере возможности, демонстрируются окружающим. И выпечка куличей с последующим украшением пространства — одно из них.
Спектализация у женщин в отпуске по уходу за ребенком
Согласно исследованию «Why we post», для женщин в декретном отпуске использование Инстаграма дает в первую очередь возможность поддерживать общение со своими друзьями и находить новых собеседников в условиях огра- ниченного круга общения и занятий. Старые социальные связи после рождения ребенка нарушены, а социальные сети позволяют найти собеседников в похожей ситуации не только рядом с домом, но и находящихся далеко. Причем в разных странах женщины в период воспитания маленьких детей ведут свои аккаунты в этих социальных сетях разными способами. Если в Британии женщины глав- ным образом выкладывают фотографии своих детей, то в Тринидаде женщины, наоборот, стараются показать удачные фотографии самих себя.
В российском контексте возникает ситуация, когда во время приготовления куличей к Пасхе много женщин одновременно занимается подготовкой праздничного стола и при этом они делятся фотографиями с метками об этом, стараясь сделать это одинаково красиво. Г. Рейнгольд назвал это явление «виртуальной общиной», в которой люди, никогда не видевшие друг друга, общаются как слаженный коллектив.
П. Колозариди провела исследование использования мобильного интернета матерями несовершеннолетних детей в городской среде. В нем говорится, что пользование гаджетом может ограждать женщину от неприятной окружающей среды (например, детская поликлиника), ориентироваться, занять себя. Там же делается вывод, что меньшая мобильность матерей ведет к тому, что они больше будут пользоваться цифровыми устройствами.
Некоторые женщины в декретном отпуске используют свои аккаунты для ведения небольшого бизнеса (продажа рукоделия или выпечки, реклама мани- кюра) либо стараются сделать их настолько популярными, чтобы получать при- быль от размещения рекламы. Безусловно, такой способ заработка не сможет стать основным доходом, однако для женщины, выключенной из социальной жизни, это вполне приемлемый способ поддерживать свою самооценку и связь с внешним миром.
В свою очередь формируется и рынок обучения женщин в декретном отпуске ведению своего аккаунта, так чтобы он становился коммерчески прибыльным. Женщин учат правильно делать фотографии и выкладывать их в нужной после- довательности, писать заметки и общаться с читателями. Например, существует сайт Blogimam, который позиционирует себя как сообщество мам-блогеров. На нем можно не только почитать бесплатные статьи с советами, вроде «Как ча- сто постить в Инстаграм?» и «Бесплатные методы продвижения», но и купить курс лекций и практических занятий либо получить индивидуальные консультации. Среди советов о продвижении своего аккаунта говорится о том, что он должен быть ярким и разнообразным, а значит, его владелица должна как мож- но активнее участвовать в самых разных событиях. Приготовление, освящение куличей и последующее празднование Пасхи — как раз такое событие, которое и использовали участницы исследования в день проведения опроса.
Заключение
Для современных российских женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, социальные сети, в частности Инстаграм, могут стать важным и иногда основным источником общения, возможностью рассказывать о своей жизни, оставаться в курсе новостей, начать свой бизнес. Использование понятных позитивных символов делает аккаунт более интересным и визуально привлекательным. Среди таких символов не слишком часто, но иногда встречаются религиозные. В частности, кулич — понятный и считываемый символ, имеющий сразу несколько позитивных толкований. Он может характеризовать женщину как хозяйку, продолжательницу своего рода, представителя среднего класса, человека с кулинарным талантом и активной жизненной позицией. В этом случае другие смыслы празднования Пасхи уходят на второй план или вовсе исчезают. Читатели аккаунта считывают этот символ по одному изображению и факту приготовления кулича. Возможно, у разных читателей эти смыслы будут разными, но задача автора фотографии не в том, чтобы выложить что-то «идеологически правильное», а в том, чтобы рассказать о своей жизни, привлечь, заинтересовать, пригласить подписаться на свой аккаунт или продолжать его читать. При этом фотографии праздничной еды достаточно однотипны у всех пользователей, они делаются дома с привлечением похожих аксессуаров, композиция фотографий разных авторов не сильно отличается друг от друга, к ним делаются похожие подписи и ставятся похожие хэштэги. В дальнейшем привлеченные та- ким образом люди могут быть использованы для развлечения, создания вокруг себя дружественной группы или заработка денег.
Кулич и празднование Пасхи — один из множества сценариев для спектализации в социальной сети Инстаграм. Безусловно, существуют другие, возможно более популярные и успешные.
Авторы рассмотренных аккаунтов, даже если не проигнорировали возможность причаститься и посетить службу в этот и следующий день, не сочли нужным рассказать о ней как об элементе празднования Пасхи, использовав вместо этого самый очевидный пасхальный символ. Эти действия нельзя назвать про- явлениями личной религиозности. В них нет ни системы ценностей, ни ритуалов, ни сложившейся структуры. Неизвестно, назовут ли их религией авторы фотографий. Скорее всего, они не пытаются осмыслить явление в подобных категориях. Более того, очевидно, что они бы по-разному ответили на этот вопрос, потому что, несмотря на некоторые схожие черты, они не представляют собой единой группы с общим мнением. Религиозность каждой из них определялась другими факторами и, скорее всего, минимально представлена в публикуемых фотографиях и текстах.
Подобное использование религиозных символов — это еще одно свидетель- ство того, что, несмотря на наличие и активную работу религиозных институций, мировоззрение людей теряет религиозную составляющую и религиозное объяснение мира. Кажется, что описанная в статье ситуация мало зависит от конфессии и страны. Такие женщины наверняка есть в странах с другой рели- гиозной ситуацией, отличаться могут социальные сети, форма хэштэгов и дни праздников. В любом случае, благодаря такому анализу хэштэгов, мы увидели, что посещение церкви в Пасху может быть не только соблюдением ритуалов без принятия догматов и этических принципов данной конфессии, но и спектализацией без любого другого участия и эмоционального отклика.
Что касается способа проведения этого исследования, метод использования хэштэгов при проведении анкетного опроса не дал однозначно результативного эффекта. Этот хэштэг добавил к своим фотографиям совсем небольшой процент людей не только по сравнению с числом респондентов, но и с числом тех, кто ответил в анкете, что собирается поздравить с Пасхой своих читателей в социальных сетях. В результате не получилось провести подробный и репрезентативный визуальный анализ всех фотографий, которые участники опроса добавляли в этот день.
Однако, с учетом того, что у социальной сети Инстаграм появляется все больше русскоязычных пользователей и пока никто не говорит о спаде интереса, такой метод, возможно, мог бы быть использован еще раз. Возможно, для этого нужно будет придумать более удачные хэштэги и проводить исследование в другой группе.
Ключевые слова: Пасха, спектализация, антропология еды, цифровая антропология, антропология религии, гендер, материнство, ритуалы.
Источник: Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 79. С. 98–114 / DOI: 10.15382/sturI201879.98-114