В субботу мои госуслуги взломали. Нет, проникли в них не просто так, исходя из умственных способностей, а по моей вине... итак, смотрим, как быть, что делать, ибо информация на сегодняшний день актуальная!
Немного важной предыстории: в прошлом году меня достал МТС со своим - подойдите в салон, подтвердите номер. Ходила, подтверждала, несмотря на это, еще пол-года мне приходили сообщения о том, что мой номер отключат, если я снова не приду. Пришла снова - в салоне удивились (сильно) - быть такого не может говорят, у вас все данные подтверждены. Ступайте уже, говорят. С миром.
И вот, живу я, и заненравился мне интернет, трафика не хватает на всех домочадцев, инет тупит, даже сериал посмотреть нормально не могу... никакой личной жизни, в общем. Вызываю я Ростелеком, устанавливают ребятушки мне роутер и приложение... и звонят менеджеры постоянно с разных номеров, и я, чтобы техников и свое время установки, и тарифный план подтвердить - на номера эти разные откликаюсь. В общем, инет есть - все ок и чуть не забыла - еще симку мне зачем-то впарили за 200 рублей в месяц к общей плате. У меня как раз старый телефон без дела лежал, я - добрая душа и согласилась.
Так вот, теперь к главному блюду. Суббота, обед, сплю я, полная романтизму и всего, что дает сон в приятный солнечный выходной и тут названивает мне кто-то неизвестный. Что бы сделала я прежняя - закрыла телефон подушкой, но Ростелеком за три дня приучил меня брать трубку... и новая ответственная я, отвечаю на звонок.
Вы не поверите, но мне снова говорят про симку МТС, что ее будут блокировать и что я должна подойти в салон... не открывая глаз, и едва не срываясь на мат, я произвела монолог следующего свойства: "Была там, все подтверждала, задолбали, хотите - отключайте..." и уже была готова со злости выключить телефон, как оператор елейным голосом и говорит: "Не беспокойтесь вы, давайте сейчас и продлим договор, код придет, просто скажите". Глаза пришлось открыть, код сказать. Закрыла и только приготовилась досыпать, как оператор - "а сейчас придет второй код"... второй код был длиннее и я еле его запомнив, проговорила снова.
Та-дам.
Если есть знак отличия идиота, то он мне нужен. Буду носить, чтобы помнить.
Из состояния сна меня таки вывел голос оператора, который сказал: "Не отключайся, я тебя сейчас переключу на портал госуслуг"
(... тебя переключу... тебя... ТЕБЯ!!! ГОСУСЛУГИ!!)
В какой параллельной вселенной вам сами звонили операторы и обращались на ты? Причем тут госуслуги? ..мешанина из фраз пронеслась в моей голове...
и я заверещала, чтобы недооператор куда-то шел, проснулась мигом, зашла в смс... и поняла, что мне приходил код от портала Госуслуг. Это был Epic fatal.
Открыла Госуслуги... не тут то было.
Как по-вашему, что думает человек, когда стащили его все сокровенное?... ну да, да, правильно, что сейчас на его бесценные паспортные данные наберут микрокредитов, а ему придется тикать в Кукуево и полоть там огурцы до конца своих дней. В общем, адекватных мыслей не случилось.
Однако, помощь подоспела откуда не ждали. Снова звонок. Беру. Строгая женщина строго вопрошает: вы пытались поменять логин и пароль на госуслугах?
Я (растерянно) да-а...
Она - на вашей странице замечена подозрительная активность
Я (истерично) - и что делать, что делать, Винни?! (как Пятачок)
Женщина (жестко) - вы же понимаете, что вы взрослый человек. Вы давали коды? Там написано было никому не говорить?
Я (офигевшая и в слезах) - не знаю, сейчас посмотрю... (смотрю). Да, написано.
Женщина (деловито) - если вы хотите, что бы я вам помогла...
Я (в шоке и ором перебиваю) - что вы телитесь? Не видите, у меня данные стащили, говорите скорее что делать, что вы тут очевидное рассусоливаете?!!
Женщина (злобно) - девушка, я не могу вам помочь, вы в неадеквате, но будьте добры - помогите себе сами, запишите номер поддержки.
Я - ааааа... выключаю номер и включаю ноутбук, чтобы помогать себе сама, как я и привыкла. Параллельно наливаю чай и жую какую-то булку.
Ищу в ноуте: что делать, если госуслуги взломали? Советов куча, все попробовала - ничего не помогает. Вот ничего. Булка кажется еще более невкусной.
Снова звонок. Беру.
Женщина - Добрый день. Я представитель портала госуслуг, вы осуществляли вход на сайт?
Я - аха... пыталась
Женщина - ваш личный кабинет заблокирован. Вас взломали. Для разблокировки вам нужно перейти на сайт Росфинанс и подать заявку на разблокировку. Срок ожидания 7 дней.
Я - ммм... (одновременно слушаю видео о верификации в личном кабинете через банк)
Женщина - но я могу помочь вам, так как дело срочное, поскольку мошенники уже запросили вашу кредитную историю и сгенерировали электронную подпись.
Я (оторвавшись от видео) - охренеть говорю. И что, поможете?
Женщина (не без удовольствия) - это моя работа...
Я (перебивая) - То есть с портала госуслуг в СУББОТУ, мне позвонила сотрудница и предлагает помощь?
Женщина (у которой только что спал лавровый венок) - девушка, вы хорошо себя чувствуете? Выпейте воды, успокойтесь.
Я (елейным голосом) - хорошо, конечно, продолжайте. А, нет, стойте... вы знаете, говорю, я в прошлом году меняла права.
Женщина (теряя терпение) - Причем тут права? Вы понимаете, что сейчас на вас уже оформляют кредиты?
Я (не знаю каким голосом, но явно бесячим) - и я неделю валандалась с заявлением на госуслугах, а тут ты, сказочная фея, в выходной день, предлагаешь мне помощь здесь и сейчас??
Женщина (не выдержав и заорав) - у тебя вообще все в порядке с башкой?
Я - спокойно кладу телефон и больше не отвлекаясь на звонки, которые еще поступали, досматриваю полезное видео, записанное представителем безопасности.
Представитель порекомендовал:
1. Сразу же верифицировать свои данные через банк
2. Обязательно сменить привязанный к госуслугам номер телефона (ведь у меня как раз была новенькая симка, Боже Ростелекомм храниии)
3. Сообщить в полицию о попытке мошенничества
Что я и сделала.
Приехавшие полицейские, молодые ребята, узнав что я все сменила сама, изрядно удивились (пришлось поведать им про магию интернета )), а еще сообщили, что они только что 4 часа провели с потерпевшим с точно такой же проблемой... который так сильно испугался утечки данных с госуслуг, что доверился той доброй женщине, подал заявление на липовый сайт, и с ним даже созвонился по вотсапу якобы полицейский, махал в камеру ксивой и убеждал передать управление счетами полиции... для восстановления. И убедил. И человек тот за день потерял 2 миллиона рублей. Возможно, это была сумма, которую он копил всю жизнь.
Спросив, возможно ли будет найти деньги, ответ получила отрицательный - нет, они уже заграницей, сообщил румяный полицейский, но звонившие действуют из России и сразу же меняют симки, отследить не представляется возможным. Заявлений просто тьма. К людям обращаются по всевозможным поводам:
- сим-карта
- права
- смена полиса
- пенсионный фонд
- госуслуги
Думаю, в новостях, в рекламах нужно пустить предупреждение о том, чтобы граждане были бдительны.
Еще раз подведем итоги, если вы ответили на звонок и услышали цепляющий текст:
1. Это может быть:
сим-карта, полис, прописка, права, паспорт, налоговая. Вас уже изучили... и знают как зацепить. К примеру, у меня знали сколько денег на балансе мтс.
2. Если хотите побаловаться - балуйтесь, только ничего не сообщайте... достоверного.
3. Если уже сообщили. Просто бросаем все дела и идем покупать сим-карту.
4. Заходим в ваш основной банк, в строке поиск набираем Госуслуги - появится окно: найти меня, либо подтвердить. Вас найдут, но это ничего не даст, потому что ваши логин и пароль заменены.
5. Делаем следующее: ЗАНОВО регистрируемся ЧЕРЕЗ БАНК на Госуслугах и указываем НОВЫЙ НОМЕР ТЕЛЕФОНА, чтобы коды не приходили на старый! Портал соединит ваши старые и новые данные и вы сможете попасть в свой личный кабинет.
6. Вы попадаете в свой личный кабинет. Теперь у вас новый номер и новый пароль... а у мошенников - все ваши данные. Кажется, все честно ) (шучу))
7. Обращаться в полицию - дело личное. Я решила, что если мошенники умудрятся найти кого-то похожего на меня и подделать паспорт, то у меня будет заявление. Как страховка.
8. Ну и напоследок. Очевидное - сотрудники каких-либо органов никогда не будут спрашивать у вас коды к финансовым структурам.
Схема, как вы увидели, простая, но рабочая: воровство данных=человек в шоке= человек хочет чтобы все заморозили= а потом разморозили побыстрее - посмотреть нет ли кредитов на его честное имя.
В общем, без паники господа. Не спите, как некоторые персонажи (я)) этой истории и полагайтесь на здравый смысл!
А тем, кто дошел до конца этой эпопеи - удачи и материального благополучия !
Как мне взломали Госуслуги, пошаговая обработка жертвы и как ей не стать.
18 июля 202418 июл 2024
20
7 мин