Найти тему

Магистральную инфраструктуру обделили миллиардами

Аналитики рассчитывают на стабилизацию во втором полугодии за счет развития новых регионов

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Вложения в один из ключевых профильных нацпроектов «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (КП) за первое полугодие сократились в три раза год к году, до ₽27,8 млрд. Это 21,8% от годового плана, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на исследования профильного аналитического агентства Sherpa Group.

История вопроса:

До подрядчиков было доведено только 21,8% от запланированных на год трат. Годом ранее уровень исполнения по итогам июня достигал 50,6%.

«Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» – один из 13 нацпроектов, принятых в 2018 году для реализации майских указов президента Владимира Путина. В него входят строительство крупной железнодорожной инфраструктуры, автомагистрали «Европа-Западный Китай», объекты Северного морского пути.

Низкий уровень исполнения проекта гендиректор Sherpa Group Александра Галактионова связывает с проведением выборов президента, кадровыми перестановками в министерствах и ведомствах, формированием новых планов на ближайшие шесть лет.

Снижение наблюдается на фоне высокой базы прошлых лет, замечает старший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Элина Кулиева.

Александра Галактионова обращает внимание на то, что значительный объем расходов по нацпроекту в прошлом году обеспечивало строительство участка трассы М-12 от Москвы до Казани. В этом году работы должны вестись на участке до Екатеринбурга, а в 2025 году – стартовать движение до Тюмени.

Снижение финансирования КП усложняет планирование деятельности строительных компаний на ближайшие три-пять лет, предупреждает гендиректор Национальной ассоциации инфраструктурных компаний Мария Ярмальчук. Отрасли важно поддерживать загрузку мощностей: снизив, ее непросто быстро восстановить.

Для строительства инфраструктуры применяется специальная техника, задействовать ее в тех же объемах в других сферах сложно, поясняет гендиректор ГК «Смарт Инжинирс» Хусейн Плиев.

Реальные показатели отрасли пока не сокращаются, но динамика их роста замедляется. В январе-мае 2024 года объем строительных работ в России в сопоставимых ценах вырос на 4,6% год к году, до ₽4,97 трлн. В 2023 году темп составил 7,9%, до ₽15,1 трлн.

Пока сокращение вложений в рамках КП рынку компенсирует другой нацпроект – «Безопасные качественные дороги» (БКД), объясняет Александра Галактионова.

Объем бюджетных вливаний в него в январе-июне вырос на 41,8% год к году, до ₽270,9 млрд. Руководитель лаборатории «Устойчивое развитие международной транспортной инфраструктуры» РЭУ им. Г. В. Плеханова Станислав Мамулат обращает внимание на то, что готовятся новые крупные проекты автомагистралей, в том числе на новых территориях.

Совокупный объем инвестиций в КП и БКД федеральные власти повысили во II квартале года на 4,3%, установив на уровне ₽775,6 млрд. Это на 4,8% больше затрат на 2023 год. Аналитики строят оптимистичные прогнозы относительно второй половины года.

Напомним, Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры скомпонован из мегастроек: расширение БАМа и Транссиба, развитие Севморпути, железнодорожных подходов к портам Азовского-Черноморского и Северо-Западного морских бассейнов и ряда других. LR