Найти тему

Почему ширина колеи в СССР и Европе была разная, и как это помогло в Битве за Москву?

Как мы знаем, во время вероломного вторжения на территорию СССР фашисты сразу испытали определенные проблемы, связанные с железной дорогой. Дело в том, что колея железной дороги в Европе и СССР была разная. Сделано это было у нас уже давно, причем преднамеренно. Но почему именно у нас в стране решили сделать такую колею и как боролись с этим солдаты, как фашисты, так затем и наши? Об этом и будет сегодняшняя статья.

Железнодорожная колея в нашей стране имела ширину в 1524-мм и просуществовала в таком виде вплоть до 1970 года. В настоящий момент она уже составляет 1520-мм. Что касается СССР, то это не было придумкой большевиков, такой она была унаследована еще от Российской Империи. В свое время Николай первый, имевший военное образование, сам придумал эту идею - сделать отличающуюся от Европы колею. Он прекрасно понимал, что в случае вторжения из Европы, железная дорога будет иметь одно из решающих стратегических значений, поэтому с этим нужно было что-то делать.

Начав оккупировать Советские территории, немцы первое время не могли оперативно перемещать свои подвижные составы и им приходилось перешивать колею. Это, в свою очередь, сильно тормозило продвижение вглубь страны. Да, фашисты имели все разведданные, знали про этот нюанс, но, как оказалось на практике, не были готовы к такой масштабной работе. К тому же, немцы делали ставку на блицкриг, внезапность и скорейший парад на Красной площади. Никто не думал о том, что война затянется и придется довольно продолжительное время снабжать войска. Кстати, судя по мемуарам некоторых штабных офицеров Вермахта, именно нестандартная железная дорога сыграла одну из решающих ролей в отсутствии полноценной подготовки наступления на Москву. Так что, как видите, хоть коммунисты и не любили царскую семью, а все-таки вынуждены были признать, что Николай первый в свое время сделал великое дело.

-2

Но с немцами ладно, все понятно, а ведь чуть позже столкнулись с такой сложностью и наши войска. Фашистов гнали на запад, обратно в Берлин, и дошли до территории бывшей Польши. У наших командирова сразу встал вопрос: "На какую колею в итоге переходить"? Можно было оперативно перегружать грузы, что довольно энергозатратно, а можно перешивать колею, что тоже займет определенные силы и ресурсы. Для решения данного вопроса, по прямому приказу Сталина, был оперативно создан специальный Транспортный комитет. Сталин приказал привлечь к решению данного вопроса минимум людей и обеспечить полную секретность.

Что в итоге решил данный комитет? Было решено, что на фронтах будет по одному направлению вглубь страны и районы боевых действий на ширине в 1524-мм. К тому же, пока решали вопрос, на одном из направлений оперативно перешили колею под Советский размер, вглубь Силезского бассейна в Польше. Именно оттуда на первых порах стали вывозить грузы с освобожденных от немцев территорий. Ну а туда его доставляли просто по автомобильным дорогам. Туда же с территории СССР поставляли и боеприпасы с пополнением. Также, Силезский бассейн - это уголь, поэтому оттуда паровозы им как раз и снабжали. То есть, пока оборудовали остальные пути, у нас уже была одна готовая ветка, к тому же, полностью обеспеченная топливом. Во многих немецких архивах указывалось то, что именно ее нужно уничтожить любыми способами. Собственно поэтому она неоднократно подвергалась авианалетам и различного рода диверсиям.

-3

Но был и еще один нюанс в этой "железнодорожной операции". Командиры на местах приказывали бойцам самостоятельно перешивать ветки под Советский размер. С одной стороны, такая инициатива была похвальной, с другой - вагонный парк терял мощности, потому как пропадал на полях сражений Европы. То есть, картина была примерно следующая - ветку перешили, а фронт ушел еще не совсем далеко, артиллерия или самолет дотянулись, ветка и вагоны разбиты. Получается, что инициатива работала в минус, а ведь была уже готовая ветка в Силезии, находящаяся в относительной безопасности. В итоге, Народный комиссариат путей сообщения приказал прекратить такую самодеятельность и перешивать ветки только по приказу сверху.

Тем не менее, даже несмотря на такое решение Народного комиссариата, были военачальники, которые смели ослушаться. Именно таким был будущий маршал Победы Жуков. Но он не просто ослушался, он решил пойти дальше и приказал во время Берлинской операции сначала перешить ветку из Варшавы на Берлин, доставить войска и боеприпасы, а затем вернуть ее в исходное состояние. Мало ли, вдруг немцы затем снова решат нападать. Ну и вроде как приказ не нарушил, ветка ведь возвращена в исходное состояние, формально не придраться.

-4

Бывали конечно и случаи, когда наши войска использовали и местную колею шириной в 1435-мм. Для этой цели на освобожденных территориях создавались специальные военно-эксплуатационные управления, благодаря которым оперативно решались вопросы снабжения наших войск. Это поистине были железные люди без сна и отдыха. Я таких называю обычно "незаметные герои", о которых не пишут в книгах и не снимают фильмы. А ведь именно благодаря им войска имели возможность оперативно наступать и бить врага, загнав его обратно в Берлин.

В целом, данная тема очень интересна и ей будет посвящена еще не одна статья, поэтому буду рад вашим дополнениям в комментариях. Наверняка среди вас есть большие специалисты в данном вопросе.

Читайте также:

Мой канал в Телеграм, где публикую то, что здесь нельзя

Мой блог в Одноклассниках, там можете писать в личные сообщения, отвечаю сразу

Канал в RuTube, там есть много моих авторских роликов и фильмов