Найти тему

Освобождение пленных должно быть предварительным условием «мирного» договора - Гарник Керконян

Новости Армении - NEWS.am продолжает серию интервью со специалистами международного права, правозащитниками и занимающимися защитой прав человека экспертами, чтобы понять, что необходимо сделать и какие механизмы существуют для защиты прав 23-х незаконно удерживаемых в Баку армянских заключенных, в том числе военно-политического руководства Арцаха, для недопущения пыток в их отношении и для обеспечения их возвращения.

На этот раз мы побеседовали с американским адвокатом армянского происхождения Гарником КЕРКОНЯНОМ.

- Команда юристов незаконно удерживаемого в Баку Рубена Варданяна в прошлом месяце подала апелляцию специальному докладчику ООН по вопросу о пытках, изложив ужасные эпизоды и факты пыток. Нет сомнений в том, что пыткам и жестокому обращению подвергаются и другие армянские заключенные, о чем неоднократно говорила адвокат Сирануш Саакян, ссылаясь на истории вернувшихся пленных.
Выходит, это первый случай, когда юридическая команда заключенного подает такое заявление и придает проблеме международный резонанс не после возвращения, а во время его пребывания в тюрьме. В этом контексте какое влияние может оказать эта апелляция?

- Апелляция, поданная командой юристов Рубена Варданяна Специальному докладчику ООН по вопросам о пытках, жизненно важна, существенна и может иметь несколько значимых последствий. Апелляция обладает потенциалом, чтобы стать катализатором правовых, политических и гуманитарных действий, что приведёт к более жёсткой международной реакции на нарушения прав человека, совершаемые в отношении г-на Варданяна и других армян, находящихся в незаконном плену. Это может послужить основой для нескольких возможных направлений работы.

Во-первых, доводя проблему до сведения ООН, апелляция повышает осведомленность международного сообщества об обращении с армянскими заключенными в Баку. Это может привести к усилению дипломатического давления на Азербайджан с целью улучшения условий содержания и обеспечения соблюдения международных стандартов в области прав человека.

Во-вторых, вовлечение Специального докладчика ООН может обеспечить независимое и авторитетное подтверждение утверждений о пытках и жестоком обращении. Это документирование очень важно для привлечения виновных к ответственности, а также для будущих юридических и адвокатских усилий.

В-третьих, хотя уровень безнаказанности Азербайджана остаётся ужасающе бесконтрольным, апелляция может вынудить ООН призвать к немедленным мерам защиты г-на Варданяна и других армянских заключенных. Это может включать в себя срочные меры для обеспечения их безопасности и гуманного обращения с ними.

Наконец, апелляция может активировать поддержку со стороны международных правозащитных организаций, юристов и гражданского общества. Эта коллективная защита может стать инструментом для освобождения армянских заложников.

Хотя ни одно из этих направлений не гарантировано, однако апелляция является необходимым и жизненно важным шагом, без которого возможность прогресса на любом из этих направлений застопорится или даже регрессирует. Мы должны постоянно напоминать миру, что пытки и длительность заключения создали условия, угрожающие жизни этих людей. И не может быть, чтобы жизнь в Армении или среди армян во всем мире просто продолжалась как обычно, в то время как наши люди обречены на невыразимые страдания, находятся за решёткой и подвергаются пыткам со стороны государства, которое неоднократно демонстрировало не что иное, как намерение уничтожить армянский народ.

Безразличие в этих обстоятельствах недопустимо, поскольку именно мы должны быть голосом наших незаконно удерживаемых соотечественников, чья жизнь висит на волоске.

- Сложилась ситуация, когда 23 армянина незаконно содержатся в бакинских тюрьмах, подвергаются жестокому обращению и пыткам. По Вашему мнению, что в этом случае должно сделать государство, чтобы защитить своих граждан? Что должны делать правозащитные организации и НПО? И, наконец, что должна делать Диаспора?

- Армянское государство должно предпринимать неотложные, последовательные и решительные действия, бескомпромиссные действия. Это включает в себя вовлечение в интенсивные дипломатические переговоры с участием международных структур, таких как ООН и Евросоюз, а также неустанное возбуждение судебных исков в международных судах для привлечения Азербайджана к ответственности.

Это также включает в себя требование немедленного освобождения политзаключённых в качестве предварительного условия любого «мирного» соглашения.

В то же время правозащитные организации и НПО должны документировать и сообщать об этих нарушениях прав человека, выступать за освобождение заключённых и оказывать юридическую поддержку, одновременно проводя глобальные информационные кампании для мобилизации общественного мнения и политического давления.

Армянская диаспора также должна сыграть здесь важную роль: она должна организовать общинную мобилизацию, взаимодействовать с местными политиками и находить средства для поддержки юридических и адвокатских усилий. В таком серьезном и фундаментальном вопросе, как безопасность находящихся в плену армян, защита жизни и достоинства, государство должно возглавить усилия, чтобы освободить их от пыток и обеспечить их немедленное возвращение.

Это должно стать приоритетным вопросом в повестке Республики, и его необходимо неустанно решать. В противном случае это превратится в угрозу не только для жизни незаконно удерживаемых в Баку выдающихся армянских деятелей, но также подорвёт у армянского народа чувство безопасности и защиты со стороны собственного государства, что, в свою очередь, ослабит и поставит под угрозу веру граждан в роль государства.

Неспособность защитить и вернуть армянских заложников ослабляет суверенитет и безопасность армянского государства, и именно это является одной из основных целей Азербайджана, который также и с этой целью продолжает удерживать армян под незаконным арестом.

- Недавно прокурор Азербайджана заявил, что предварительное следствие в отношении 15 армянских заключенных, в том числе политических деятелей Арцаха, завершено, и дела будут переданы в суд «в ближайшее время». Разумеется, это заявление последовало за заявлениями госсекретаря США Энтони Блинкена и верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Борреля. Последний, кстати, призывал «уважать надлежащую правовую процедуру, касающуюся ситуации относительно арестованных из Нагорного Карабаха».

Тем не менее, даже если дела будут переданы в суд «в ближайшем будущем», понятно, какие разбирательства нас там ждут. По Вашему мнению, есть ли возможности обеспечить присутствие международных наблюдателей и правозащитников, оспорить судебные процессы на международном уровне, поднять вопрос об ограничениях прав наших заключённых, и что нужно сделать в этом направлении?

- Прежде всего, следует решительно подчеркнуть, что судебные процессы в Азербайджане представляют собой явный фарс, и любая попытка третьей стороны нормализовать или легитимировать их должна подвергаться самой жесткой и прямой критике. Крайне важно, чтобы международное сообщество однозначно осудило эти действия и выступило против любой формы политического преследования и злоупотребления правовыми системами в целях геополитического воздействия.

Таким образом, Армения должна решительно бросить вызов самой основе этих преследований, которые явно являются политическими преследованиями и средством обеспечения геополитического влияния для Азербайджана. В то же время армянское государство должно требовать присутствия международных наблюдателей и правозащитников на предполагаемых судебных процессах. Жалобы следует продолжать подавать в соответствующие международные суды и органы по правам человека, такие как Европейский суд по правам человека и Комитет ООН против пыток.

Более того, важно мобилизовать глобальное дипломатическое и общественное мнение вокруг этих вопросов. Это предполагает непростую для правительства Армении задачу - взаимодействие с ключевыми союзниками для оказания постоянного дипломатического давления на Азербайджан. Это решающий шаг.

Одновременно должна быть начата мощная кампания по информированию общественности, чтобы держать эту проблему в центре внимания международного сообщества, с привлечением средств массовой информации, НПО и сообществ диаспоры. Правительство должно делать больше на этом фронте, поскольку незаконное задержание армян любым государством, не говоря уже об Азербайджане, подрывает сам авторитет суверенитета Армении и её способность выполнять главную функцию любого государства: защищать свой народ.

Наконец, необходимо неоднократно подчеркивать, что судебные разбирательства в Азербайджане являются дешевой политической демонстрацией, стремящейся замаскировать незаконный арест Азербайджаном армянских заложников под прикрытием юридического процесса. Это нелегитимные юридические процессы. Это постановочные политические шоу, призванные обелить акты пыток в Азербайджане в глазах международного сообщества и еще больше посеять страх и унижение в сердцах и умах армянского народа.

Азербайджан использует фиктивные юридические процессы, чтобы получить геополитический капитал, нанести психологическую травму заложникам и их семьям, а также подорвать веру армянского народа в святость своего национального сознания.

- И наш традиционный вопрос: не должен ли «мирный договор» включать в качестве предварительного условия освобождение всех пленных и незаконно удерживаемых армян? Есть ли в международной практике прецедент, когда, например, подписано мирное соглашение, но одна страна продолжает удерживать граждан другой страны в качестве пленников или заложников?

- Освобождение всех пленных и незаконно удерживаемых армян, несомненно, должно быть предварительным условием любого «мирного договора» между Арменией и Азербайджаном. Фактически, в международной практике редко и вообще неприемлемо подписание мирного соглашения, когда одна страна продолжает удерживать под арестом граждан другой.

Подобные действия подрывают фундамент усилий по миру и примирению. Они подрываются также тогда, когда не поднимается вопрос о праве арцахских армян на возвращение под эгидой международной защиты и безопасности.

Например, по части возвращения задержанных и мирных соглашений, Парижское мирное соглашение 1973 года, положившие конец войне во Вьетнаме, включало положения о возвращении военнопленных. Аналогичным образом, Соглашение Страстной пятницы в Северной Ирландии включало обязательства по освобождению политических заключенных. Эти прецеденты подчеркивают фундаментальный принцип, согласно которому гуманное обращение и освобождение задержанных являются неотъемлемой частью достижения и поддержания мира.

Настаивание на освобождении всех армянских заключенных должно рассматриваться не только как гуманитарная необходимость, но и как критически важный, более того, абсолютно необходимый шаг на пути к обеспечению любого подлинного, достойного и прочного мира.

Правда в том, что пребывание армянских заложников в плену в процессе подписания мирного соглашения будет означать для каждого армянина, что армянское государство не может и не будет обеспечивать безопасность и благополучие своего народа. Это было бы разрушительным шагом для будущего страны, и это не та реальность, которую армянский народ должен принять.