Меня зовут Слава, мне 19 лет, и в свои годы я ночую в самом дорогом районе Черногории на берегу Адриатического моря. Так бы мог начинаться рассказ про успешного бизнесмена с Уолл-стрит, но это повествование о начале моих странствий по миру. Скоро вы поймете, что представляет собой мое жилище – оно просто находка для такого путешественника, как я.
В начале августа 2023 года я добрался до столицы южно-восточной европейской страны. В город многовековой истории, вкусных блюд и живописных видов. Благодаря историческим событиям меня там должны любить и уважать, как и любого русского. А это, для моего способа передвижения, особенно важно.
Я вышел из аэропорта Никола Теслы уже поздно вечером, но на этот раз направился в дом с точными координатами, куда я был заранее приглашен. Да, это не похоже на мой привычный дом в путешествии, но все же обычные люди привыкли именно к таким: там больше удобств и условий для существования современного человека. Мне тоже приходится иногда оказываться в таких архитектурных сооружениях. Они, как правило, имеют за окном неменяющийся скучный пейзаж, их нельзя быстро и легко сдвинуть с места и упаковать с собой в рюкзак, чтобы снова поставить там, где тебе будет угодно.
Но человек – социальное существо и, чтоб не сойти с ума, ему нужно постоянно с кем-то коммуницировать. Вроде бы я и так делал это, но люди на моем пути постоянно менялись: знакомишься ты с ними каждый день в новом месте, общаешься, узнаешь их и даже привязываешься к кому-то, но через час, через день вы прощаетесь и уже никогда друг друга не увидите. Есть, конечно, исключения, но это большая редкость, когда в одной стране ты знакомишься с человеком, а потом вы договариваетесь о встрече в другой. У меня такое, к счастью, случалось, но об этом чуть позже.
Так, размышляя о предстоящем путешествие, мне захотелось встретить в нем своих близких и родных людей. С которыми я давно не виделся, а главное, которые не исчезнут из моей жизни так же, как мои мимолетные знакомые по пути. В Белграде живет мой двоюродный брат Петя. К нему то домой я и направился по приезде в город. С общественным транспортом мне не повезло, поэтому из аэропорта я уехал привычным мне способом: на попутных машинах. И вот, долгожданная встреча с братом, которого я не видел больше года.
Я остановился у него на несколько дней в уютном частном доме, который он снимает вместе с другом пополам. Будучи в доме и не имея особых забот, я наконец решил отдохнуть от постоянных передвижений. Несмотря на всю их прелесть, они действительно выматывают. Я для себя это понимаю так: путешествие настолько наполняет твою жизнь эмоциями и событиями, что в какой-то момент ты уже не можешь воспринимать происходящее и тебе требуется полежать несколько дней и просто полениться. Вот и у меня так случилось, ведь я уже был в автономном существовании второй месяц подряд (до этого я ездил по приморскому краю России,
об этом вы можете посмотреть).
Но проблема была в том, что я этого не понимал. Когда я просто валялся пару дней на диване, мне казалось, что я очень устал, а мои путешествия меня очень вымотали. Произошло какое-то эмоциональное выгорание. Мешок моих событий, который я нес и постоянно наполнял, я поставил на пол и понял, что в нем уже совсем нет места. Мне нужно было переварить все события в моей голове, как бы перекинуть файлы в облако. А это оказалось непросто, ведь я не знал, как это делать. В итоге просто лежал и ничего не предпринимал. Но потом понял, что лучший способ для переваривания материала - это написать о нем на бумажном или электронном носителе, чтобы не хранить его в одном моем сознании. Жалко, что я понял это спустя несколько месяцев после окончания моего путешествия.
Несмотря на это, мне все же удалось совершить небольшие променады по Белграду и узнать немного самих сербов. Они мне показались очень дружелюбными: многие подходили на улице и пытались что-то узнать. Но я не понимал, что они от меня хотят, и грустно разводил руками, хотя язык славянский и немного схож с нашим. Есть как похожие слова, так и те, которые имеют абсолютно другой смысл для русского человека. Я, кстати, изучал еще один славянский язык – чешский. И хоть для лучшего понимания сербов он мне не особо пригодился, зато я смог здорово поболтать с семьей из Словакии, которую встретил у башни Гардош. Стоял я и любовался красными крышами Земуна и величественными водами Дуная, как вдруг услышал знакомую речь и решил познакомиться:
– (Ahoj, promiňte…) Здравствуйте, извините, а вы случайно не из Чехии?
– Здравствуй, из Кошице в Словакии.
– Ух ты, а можете меня сфотографировать здесь, пожалуйста.
– Да, конечно, а ты откуда?
Тогда я поведал им свою историю о несостоявшейся учебе в Брно. Мужчина, отец семейства, сказал, что я хорошо выучил язык! Это было приятно.
В столице балканской страны я попал в огромный шторм. На протяжении трёх дней шли дожди. Однажды очередной застал меня прямо в центре города. Небо было пасмурное целый день, сам же ураган прилетел только к обеду. Случилось это весьма неожиданно: задул сильный ветер, и поднялась пыль с дорог, затем начал капать дождь, а ветер усилился. Прямо передо мной упало средних размеров дерево. Тут я понял, что все серьезно, и ускорил шаг, а после того как с неба посыпались крупные градины, вовсе срочно начал искать укрытие. Мне удалось забежать в отделение почты, когда я уже насквозь был мокрый.
Там я пробыл добрые 60 минут, пока погодное безумие не прекратилось. Наконец остался моросить небольшой дождик, и я побрел домой, смотря на Белград, выглядевший как будто после апокалипсиса: весь тротуар в листьях и сломанных ветках. Даже некоторые машины пострадали. А одна вообще разбита деревом, как будто она сбила его на большой скорости.
Отдохнув в столице Сербии несколько дней, я решил, что пора мне отправляться дальше. Как-то утром я встал пораньше и поехал в сторону Адриатического моря. В страну, где я уже бывал ранее с родителями, так как это популярное туристическое направление как для русских, так и для всех европейцев, которых я встречал.
Я попрощался с братом и отправился в путь. Сначала мне предстояло доехать до трассы на общественном транспорте. С ним, кстати, лично для меня было все просто: вполне спокойно на автобусах можно ездить “зайцем”, так как с покупками билетов есть некоторые сложности. Даже если зайдет контролер и спросит у вас билет, то можно просто сказать, что не получилось его оплатить, и вопросов к вам больше не будет. Этим способом, как я понял, пользуются и многие местные.
Все ливни уже прошли, так что мне посчастливилось не мокнуть в дороге. Но как это иногда бывает, если все идет хорошо, то ты сам начинаешь накручивать себя. Мной вдруг овладело непередаваемое чувство неизвестности и одиночества. Очень странное ощущение, когда ты один направляешься черт знает куда. Без малейшего понимания, что может произойти в следующие часы. И вообще, получится ли куда-нибудь доехать. В моей родной стране я уже давно перестал испытывать такое чувство, ведь там я много ездил по дорогам и знаю, как все устроено. А вот в новой стране это всегда очень тревожно.
Где-то от городка Сурчин, который располагается на окраине Белграда, и до Чачака ведет скоростная автомагистраль (по-сербски Autoput Miloš Veliki). Оттуда я и решил уехать автостопом.
Подходя к первой позиции, я заметил аппетитные ряды кукурузы. Конечно же захотел ее попробовать. Но увы, наверное, она была еще недозревшая, или сорт такой. По твердости она была схожа с яблоком.
В попытках остановить первую машину я простоял почти час со своим мерзким настроем. Наверное, он, а может и несъедобная кукуруза, стали причиной такого долгого ожидания. На самом деле настрой всегда очень важен в автостопе. Твои чувства и переживания передаются водителю за те короткие мгновения, когда он проносится перед тобой. И когда водитель видит уверенного путешественника, он понимает, что от него хотят.
Принудительно мне удалось улучшить свое настроение, чтобы наконец уже уехать, хоть и недалеко. Ехал с местными, иногда даже очень медленно. С первыми машинами мне пришлось нелегко, ведь мои попутчики в совершенстве говорили на английском, и после Турции я попал “из крайности в крайность”. Но, к счастью, остальные местные на моем пути уже не настолько великолепно владели иностранным языком, и с ними можно было легко общаться.
Расстояние от Белграда до Будвы чуть больше 500 км, и на машине ехать примерно 8 часов. Но я преодолел этот путь почти за целых два дня.
Дорога из Белграда в Черногорию очень красивая и живописная. Она пролегает через долины и горные ущелья. На протяжении всего пути автотрасса извивается среди гор и лесов, открывая неповторимые виды на окружающую природу.
А я тем временем к концу дня подъехал на границу с Черногорией. Последний водитель посоветовал мне нужный пограничный переход, где ездит большинство местных, и подвез меня поближе к нему. Пересекать границу я решил утром, поэтому занялся обустройством своего ночлега. Рядом с дорогой шли небольшие деревушки, в одной из которых я и оказался. Слева меня была огромная гора, за которой уже пару часов назад зашло солнце, поэтому в темноте было сложнее найти место под палатку. Но вдруг я заметил приличных размеров территорию, по периметру которой росли кусты. Внутри нее оказалось поле, на котором аккуратными рядками были высажены какие-то овощи похожие на капусту.
Я прошел в конец этого небольшого участка и заметил отличное место под палатку рядом с холмиком, за которым меня как раз никто не увидит. Решено было спать там, надеясь, что меня никто не заметит и не потревожит мой сон. Но это оказалось опрометчиво. Не успев накинуть тент палатки, я услышал громкий лай собак, которого не было до этого. На секунду подумал, что эта территория может быть охраняема и сейчас придут фермеры и погонят меня. Но мои намерения были ясны, и потому я решил поскорее забраться к себе в домик, чтобы не привлекать внимание. Может тогда и собаки, которые наверняка на привязи, перестанут гавкать. Так я себя успокаивал.
Но как только я залез в спальник и притих, мне показалось, что лай приблизился. И уже вскоре непонятных размеров псина с того самого холмика, не переставая, гавкала на палатку. Она как будто возвышалась надо мной. Как будто через секунду это животное прыгнет на палатку и сломает ее. Будет очень обидно. Да ладно палатка, а со мной что будет?
Я достал из сумки нож, приготовившись сражаться с ней в случае нападения. Иногда лай был очень близко, и приходилось даже прикрываться руками, чтоб успеть если что схватить ее. Но я продолжал лежать, пытаясь лишний раз не двигаться, в полузастегнутом спальнике. Псина никуда не уходила и не переставала гавкать очень долго. В какой-то момент мне захотелось вылезти и посмотреть на нее. Но пока что я на это не решался. Вдруг вдалеке включился еле заметный через ткань палатки прожектор. Лай прекратился. Я начал медленно расстегивать спальник, прислушиваясь к происходящему на улице. Через минуту я вылез наружу. Никого не было.
Утром меня разбудило палящее солнце и мысль, что надо продолжать путь. Собравшись, я решил попробовать капусту. Но как и с кукурузой ничем хорошим это не закончилось, лишь кислый привкус остался у меня во рту от сорванного листика.
Зато, после череды вчерашних неудач, мне быстро остановился Игорь – русский предприниматель из Питера. Он ехал в Добра-Воду, что на самом побережье Адриатического моря. Следовательно, вместе с ним я за очень увлекательной беседой доехал до его пункта назначения. Игорь рассказал, как он организовал фирму по производству наливных полов. Самые его первые шаги, какие сложности и преграды были на его пути. Тогда я тоже решил рассказать свою историю бизнеса. Поведаю ее и вам.
В старшей школе я работал аниматором. Вначале на агентство, а потом и сам выходил на собственные заказы развлекать детей. В то время как раз вышел сериал “Игра в Кальмара”, и я решил написать свой сценарий для выступления на его основе, так как никто из аниматоров в городе еще не предоставлял такую услугу. Так вот моему водителю настолько понравилась эта история, что он предложил мне поработать на него. И когда я вернулся в Питер, я действительно связался с ним, и Игорь уже подробнее рассказал мне о своей деятельности и бесплатно обучил. К сожалению, ничего толкового из этого не вышло. Хотя все-таки я получил полезный и интересный опыт, но это уже совсем другая история.
А я тем временем проехал через всю Черногорию и оказался в Добра-Воде. Время около 16:00. 9 августа 2023 года. Солнце палит. Местные продают на улице сочные фрукты, а туристы идут на пляж. Я смотрю, как лучше пройти к морю. До него чуть больше километра и крутой спуск. Начинаю потихоньку идти, и вдруг мой шаг ускоряется и превращается в бег.
Я вновь обретаю то, чего так давно не испытывал — наслаждение от моих преодолений. На всех парах лечу к этому долгожданному чувству, предвкушая кульминацию моего путешествия. Боже, сколько я ехал до Адриатического моря, потом летел, потом опять ехал. Россия, Грузия, Турция, Сербия, а теперь и вся Черногория. Оно определенно того стоило. Почему-то именно этот момент мне запомнился больше всего из путешествия. Я выбегаю на набережную и вскакиваю на высокий поребрик, который ограждает ее от пляжа. На нем уже собралось много отдыхающих. Я здесь. Счастлив. Смотрю на бескрайнее море. Наслаждаюсь каждым вдохом морского бриза.
Хорошенько искупавшись, я решил проехать через все черногорское побережье: от границы на Юго-Востоке с Албанией до границы с Хорватией на Юго-западе.
В этот день запомнилась мне девушка из Люксембурга на ягуаре, которая единственная не знала английский. Тем не менее все же довезла меня в Ульцинь по живописной дороге. Тем же вечером я прогулялся по этому городку. Посмотрел одним глазком на самый северный албанский курорт Велипойе и решил не оставаться здесь на ночь. Побрел обратно к дороге в обратную сторону. По пути удалось полакомиться инжиром и ежевикой, которые как раз зреют здесь в это время.
Когда уже стемнело, я подъезжал к Бару, где планировал переночевать. Последняя машина туда выдалась лихая. Молодые немки из Мюнхена сказали, что по главному шоссе пробка и надо объезжать дворами. Но Черногория весьма европейская страна, и дворики, как правило, там небольшие. Поэтому наш объезд пробки закончился оторванным зеркалом заднего вида. “Бах..” – услышал я громкий звук. Девушка и сама вздрогнула. Остановила машину. Вышла посмотреть на аварию. Минутой ранее наша машина пролетела рядом с соседней, едва не задев друг друга бочинами. Но довольно быстро участники ДТП пожали руки, и мы поехали дальше под ярко-алый закат и рассказы об украинских беженцах в Германии.
Я оказался в красивом, но темном, как мне показалось, Баре. И направился по своей привычной траектории – к морю. “Раз уж городок с таким названием, то следует мне оказаться в каком-то заведении” – подумал я.
Отличный вечер выдался. Я сел под открытым небом у самого моря за стеклянный стол, откуда еще не успели убрать бокал. И решил здесь перекусить, надеясь, что меня не прогонят. На ужин у меня булка хлеба и рыбные консервы. В заведении я наконец подключился к интернету и передал близким, что со мной все хорошо. Эти разговоры очень важны в длинном путешествии, они помогают прийти в себя и понять, что ты кому-то дорог. В обычной жизни, общаясь с теми же людьми, обычно редко задумываешься о таких вещах. Но когда ты один в чужой стране, все ощущается по-другому.
После кафешки мне стоило искать ночлег, час уже был поздний. Около 23:00. Хотя меня пока это не волновало. Я вышел к набережной, где гуляли туристы, громко играла музыка, и еле заметный шум волн доносился от моря. И побежал, что есть мочи, обгоняя людей то слева, то справа. Я представил себя гоночным болидом среди городских машин. Я понимал, что все эти люди сейчас вернутся к себе в отели и в уютной кроватке будут спать. Но не я.
Радостный, я бежал мимо ресторанов и баров, мимо уличных торгашей и их безделушек, которые так любят туристы. Бежал, пока все это не закончилось. Судя по картам мое местоположение было еще в городе. Но, видимо, в спокойном районе. Рядом находился ресторан с роскошным названием Casablanca. Пройдя через него к воде, я поставил палатку на каменистом пляже. И обычно я сразу закрываю вход в нее, но в этот раз не стал это делать, а долго лежал и любовался темным морем. Прислушиваясь к говорливым волнам, долго не мог понять, что они пытаются сказать. На самом деле звуков было много: и сверчки, и музыканты в соседнем ресторане напевали свои песни. Каждый на своем языке. К сожалению, языка волн я так и не смог понять.
Утром меня разбудили отдыхающие, которые пришли купаться. Я их никак не потревожил. Только они меня. Собравшись, я направился дальше, к северо-западу, вдоль побережья Адриатики. Около полудня уже был в Петроваце. Туда меня подвез немец на автодоме. Он мне рассказывал, как путешествует по Европе, сколько стран проехал и куда направляется теперь. Видимо, для них такие путешествия обычное дело: как для нас по регионам России покататься, так для них по европейским странам. Немец был дружелюбным и угостил меня персиком с бананом. Теперь у меня был завтрак, чтобы утолить свой голод, сидя на высокой скале в Петроваце.
Погуляв по уже четвертому в моем списке прибрежному городку Черногории, я направился в Будву. Там сегодня запланирована встреча с моими кузенами. Прилетит моя сестра из Ниццы и брат, которого я навещал в Белграде. Таким образом, хоть и на один вечер, я тоже стану частью тех туристов, которые приехали на отдых с близкими людьми.
Доехал я до места встречи с парнем Славко из Сантандера (Испания) и с девушкой из Подгорицы, первой местной на моем пути.
– … и какая же страна вам больше нравится, Испания или Черногория?
– Ох, Испания совсем другая страна, промышленная, большая, хотя кому я говорю, ты же из России, бро, та по-настоящему большая.
– Ах-ах-ах, это точно!
Оставшийся вечер я провел в компании с близкими людьми, а после отправился за следующей дозой приключений.
На этот раз я повесил гамак на краю отвесной скалы, что возвышается от самого берега моря. Размеры ее были огромны, так что в этот раз шума волн я не слышал. К тому же добраться до места сна было нелегко. Пришлось наломать пару веток по дороге до обрыва и очистить место для сна, чтобы натянуть гамак. Он здесь оказался отличным решением, так как земля была неровная с большим количеством колючих растений.
На следующий день я продолжил свой путь на север вдоль побережья Адриатики. Моей целью был крайний город Херцег-Нови, граничащий с Хорватией. Туда я ехал с семьей из Нидерландов на автодоме. В пути они две недели, доехали до Албании и сейчас возвращаются обратно.
– Как там в России погода? Сейчас же лето, должно и там быть тепло?
– Хах, да это стереотип, что в России всегда холодно, сейчас там тепло, а местами даже жарко.
Вскоре я проехал Тиват и для экономии времени решил срезать путь водным путем с помощью парома в Каменари. Для людей он бесплатный, а вот за транспорт водителям надо платить. Я хоть и ехал на фургоне, но никто денег с меня, разумеется, не взял.
Небольшое ожидание в пробке на переправу, и вот я уже подъезжаю к Херцег-Нови. Удивился там пляжам, выстроенным из бетонных блоков. Вспомнил, что на границе с Албанией Велика Плажа вся песчаная. А в центральных прибрежных городках в основном галька.Такое плавное изменение структуры и покрытия пляжей я заметил.
Зашёл в магазин купить еды: получилось 2,93. Дал три евро, но кассир не стал давать сдачу. Я подумал, что он мог забыть, либо для них 7 центов это копейки, на которые можно плюнуть. Ну да ладно. Искупавшись в уже прохладной вечерней воде, я решил, что мне снова нужно найти место для сна. Я прошел в конец пляжа и увидел, что дальше начинается порт. Впереди виднеются сначала маленькие, а за ними и большие суда. Я дошел по каким-то веткам и старым покрышкам до веревочки с табличкой, запрещающей дальнейший проход. От греха подальше решил не лезть туда, а здесь и повесить гамак. Снова над колючками, зато в 2х метрах от воды. Удивительно, но комары и мошка меня здесь совсем не тревожили.
Лежа в гамаке, всматриваюсь в морскую гладь. Лодка плывет прямо на меня, поворачивая освещающий дорогу фонарь так, что и гамак с нее можно разглядеть. Но потом ее огонек исчез. Наверное, я не заметил, как она доплыла в порт. Вдруг снова что-то из воды показалось. Это буек, который иногда светит лодкам. Вот снова яхта мимо идет. Я смотрю на буек, а он начинает мигать.
Небо постоянно чистое, мне очень везет с погодой. Столько на нем звёзд. У меня не пятизвездочный отель, а бесконечнозвёздочный.
Вообще, смотрю на них и вижу, как они очень удивительно себя здесь ведут: то чуть гаснут, то наоборот ярче становятся. Странно это, не помню я, чтоб все небо так мерцало. Миг. Звезда упала.
Я выехал из Херцег Нови, утром добрался до парома и проехал чуть обратно в сторону Будвы. Затем мне нужно было пройти туннель, чтобы выйти на хорошую позицию для голосования. Но перед ним был дорожный знак, запрещающий движение пешеходов, да и обочины там действительно никакой не было. Тогда я решил перейти эту сопку через верх пешком, так как по картам туннель был не длиннее, чем 200 метров. Но это оказалось большой ошибкой. Вначале я шел по протоптанной дорожке наверх. Она вела до какого-то технического колодца, который уходил в туннель.
После него она закончилась. До перевала я дошел нормально, а вот спуск вниз оказался просто непроходимыми дебрями, словно джунгли какие-то. Раздвигая ветви сухих деревьев, я пробирался вперед. Сложности добавляло обилие колючего растения под ногами, поэтому я шел не прямо по земле, а немного прыгал с дерева на дерево. И вскоре начался довольно резкий спуск вниз, который я не сразу заметил, и очередной шаг на сухую ветвь дерева обернулся следующей картиной. Я на средних размеров ветке, которая отломилась от дерева, лечу вниз по склону, словно сноубордист со склона.
Спустя час весь грязный и в листве я спустился на чью-то крышу гаража, которая примыкала к склону. Это была частная территория, и мне повезло, что ворота изнутри были открыты, а людей не было. Поэтому, спустившись с гаража, я уверенно и спокойно направился к ним, будто я тут живу.
Далее по дороге мне следовало сворачивать налево, чтобы посетить город Котор, который мне очень советовали. Но мне попался хороший фургон в столицу, особенно хорошо, что там был кондиционер. Поэтому я решил поехать с Вуком в Подгорицу, куда он и ехал. Имя водителя Vuk переводится как волк. Родители в южно-славянских странах давали такое имя своим детям, чтобы нечистая сила не могла навредить ребенку. Её «обманывали», как будто родился не ребенок, а волчонок.
В столице я прошелся по прогулочной улочке Херцеговачка, посмотрел на памятник Пушкина и Высоцкого и окунулся в прохладную горную реку Морача, под красивым мостом Миллениум. Река даже в центре города, на удивление, была прозрачная. Наверное, из-за того, что она горная, весь мусор по быстрому течению уносится в море. Меня там тоже чуть не унесло.
Уже направляясь на выезд из города, я встретил беженца из Палестины на велосипеде. Сначала он долго рассказывал свою историю, как он на велосипеде сюда доехал и что сейчас он направляется в Боснию, так как она подходит ему по религии. И в конце разговора, конечно, оказался простым попрошайкой.
Из Подгорицы меня подвезли ребята из Мадрида, которые на двух машинах отправлялись через Никшич в Дубровник. Это как раз тот городок Хорватии, граничащий с Черногорией. Он является анклавом и граничит с Боснией и Черногорией. Испанцы рассказали, что едут посмотреть места в Дубровнике, где снимали Игру престолов.
Дальше я ехал и любовался природными красотами. Смотришь на горы и, как с облаками в детстве, пытаешься разглядеть в них какой-нибудь рисунок, то, что они могут напоминать. Вот скала, как отрезанная буханка хлеба, только серая и со своими изъянами. А вот холм, похожий на голову человека, половину головы которого остригли налысо, а другая – в густых волосах в виде деревьев. Вообще, холмы здесь необычно бархатные. В очередном мне удалось разглядеть большого лежачего пуделя.
Вместе с сербами я доехал до Жабляка. Еще когда я только въезжал в Черногорию, водитель посоветовал мне заехать в Жабляк на Черное озеро. Так я и сделал. Места там потрясающие. А еще небо чистое, сегодня должен быть звездопад, и мне нужно найти хорошее место для наблюдения.
Прогулявшись вдоль озера, я натянул гамак и на этот раз быстро уснул. Проснулся в пятом часу утра от жуткого холода. Озеро лежит на высоте 1 416 метров над уровнем моря, и ночью температура опустилась до 5 градусов. Я надел на себя все, что у меня было из вещей, но так и не уснул. Зато посмотрел красивейший рассвет. Солнце вышло из-за гор уже ближе к шести утра, и я фотографировал его прямо из гамака, высунув одну руку из спальника. Кажется, получилось здорово.
Таким образом, это был единственный мой столь ранний подъем, и я решил двигаться дальше, так как моя провизия за ночь кончилась. Мне не хотелось долго идти, к тому же до сих пор было холодно. Поэтому обратно все озеро я обходить не стал, а решил пройти по перешейку, который разделяет два отдельных водоема. На картах через него обозначена дорога. Хоть он и оказался весь в воде, я решил преодолеть его. Раздевшись по пояс, я взял свои ботинки в руки и пошел. Рюкзак оставил на берегу, чтобы вернуться за ним, когда успешно преодолею это небольшое расстояние с ботинками. Зайдя в холодную воду, я прошел метров пять и понял, что не намочить торс не удастся. Тогда я вернулся на берег, снял с себя всю одежду и решил, что после прохождения ледяного перешейка я согреюсь, потому что воздух был теплее этого горного озера.
30 жутких метров дались мне непросто. По идее, когда-то этот перешеек высыхает, и на его месте должна быть дорожка из камней. Вроде я ее нащупал ногами в воде и первый раз прошел на носочках по камням, только чуть намочив подбородок. Теперь предстояла самая сложная часть – я вернулся и взял свой рюкзак. Замотал его лямки в узел, чтоб они не намокли, и пошел. Сначала нес вещи перед собой, как младенца на руках, но когда вода подошла к груди, пришлось поднять рюкзак над собой. Со стороны можно было наблюдать следующую картину: Я иду, пытаясь не соскользнуть с гладких камней, а из воды виднеется только моя голова и вытянутые вверх руки, которые несут все мои необходимые вещи для выживания. Я ведь снова один в этой стране. И даже представить не могу, что будет, если мой рюкзак промокнет. Но вдруг моя нога соскальзывает с камня, и я опускаюсь на песчаное дно. Погружаюсь под воду вместе с головой. И только руки с рюкзаком остаются над водой. Всплыть не получится, так как руки заняты. Только если попробовать отпустить одну руку от рюкзака, оставив его балансировать на другой, но тогда есть большой риск, что он упадет в воду. Я сразу же под водой принимаю решение быстро передвигаться вперед. Теперь уже со стороны можно наблюдать картину, как красный рюкзак на двух тонких телесного цвета опорах движется к берегу. Хорошо еще, что никаких волн не было. Тогда шансов выйти из воды с сухими вещами не осталось бы. Но вот, через несколько секунд, я приближаюсь к берегу и поднимаю голову, чтобы носом сделать, как можно быстрее, новый вдох кислорода, которого в моих легких уже оставалось на пределе.
Вышел на сушу, отряхнулся как собака, ведь у меня даже нет полотенца. Оделся и вприпрыжку, чтоб согреться и высохнуть, пошел дальше. Ну и бодрое утро выдалось, конечно.
Обратно, на границу с Сербией, я поехал через другой пограничный пункт, и теперь на теперь на моем пути был Мост Джурджевича – потрясающая достопримечательность. Параллельно с мостом над рекой Тара натянут зиплайн, повышающий популярность моста у туристов. Там я наконец зашел в продуктовый и за 3 евро взял колбаски и кефир, так как больше ничего съедобного в нем не оказалось. Найдя красивый вид на мост, приступил к трапезе. Я был очень голодный, поэтому не особо наслаждался вкусом, а скорее спешил набить брюхо. Было около 9 утра.
Оттуда меня забрали Франческо с Лизой и их сыном Сэмюэлем на минивэне, который переделывается в дом. Взрослые сидели впереди, за ними было много разных кухонных шкафчиков и даже стиралка, а потом новый ряд сидений, где сидели мы с Сэмом. Он показывал мне на потолок их машины и пытался что-то рассказать. Не сразу, но я понял, что наверху крыши находится палатка, в которой они ночуют. Это также можно было увидеть на фотографиях на стенках.
Затем попался серб на стареньком форде, мужчина в возрасте. В школе он учил русский, а сейчас очень любит Россию и поддерживает все действия, которые там происходят.
– Что в российских школах о Сербии говорят?
– Да ничего особо, знаю со школы, что столица Белград, и что это все Югославия была.
– Понятно, Америка зло. Не вздумай ехать туда. Язык их английский тоже к черту никому не сдался. Все скоро будут русский учить, вот увидишь.
– Хорошо, мне уже не придется это делать.
Он действительно был рад встрече со мной только из-за того, что я русский. Решил сделать мне приятное и остановился в кафешке купить мне перекусить.
Наконец-то чехи подвезли из Брно. Первым делом уточнили мою гражданскую позицию. Потом мы общались про языки, в частности славянские, и обсуждали их схожесть. Проехали вместе границу, и я оказался в Чачаке, почти уже на подъезде к Белграду. Впереди была скоростная трасса до столицы, которую можно проехать за час, но я преодолел ее часа за четыре.
Где-то два часа я простоял на заезде на это шоссе около пункта оплаты. И проблема долгого ожидания заключалась не только в плохом автостопе, но и в колбасках с кефиром, которые я съел утром. Хорошо, что я находился не в машине, когда мне стало очень плохо.
Не ожидал я такой подставы от колбасок. После долгого ожидания машины, меня начало разрывать изнутри на части – сильно тошнило, голова начинала кружиться. Я списал это как на отравление, так и на холодную бессонную ночь. К тому же перепад температур получился большой: ночью было градусов 5, а сейчас 38. Жара тоже добавила дискомфорта к моему состоянию. Но все плохое, как и все хорошее, когда-то заканчивается. Это лишь вопрос времени.
Повезло, что в долгожданной машине до Белграда водитель оказался молчаливым. Поэтому я молча терпел, пока не доехал до города. В ужасном состоянии я перелез в автобус, в котором не смог доехать до конца. Пришлось даже выйти раньше времени. Когда я доезжал в автобусе, все еще осталось неприятное ощущение.
Вскоре, наконец, стало легче, особенно от мысли, что у меня на ближайшие дни будет непромокаемая прочная крыша над головой. Я смогу отдохнуть несколько дней: снова полежать и полениться. Иногда это очень помогает. И, думаю, это нужно практиковать каждому человеку, только не злоупотребляя этим. В худшем случае он просто пролежит всю жизнь на диване, так ничего не сделав и не увидев.
Другой вопрос, нужно ли это что-то увидеть, если исход у всех один и тот же? Это уже каждый решает сам для себя. Я свой выбор сделал.