Найти тему

Буллинг в школе. Причины, последствия, формы проявления , статистика, пути решения.

Буллинг в современном понимании является собирательным термином (феноменом), который включает в себя различные разновидности психологического и физического насилия над личностью человека. Проще говоря, буллинг заключается в травле, эмоциональном потрясении, унижении, ущемлении и ограничение личности в ее правах и свободах. По сути буллинг в основном проявляется в подростковом возрасте, где школьники проходят несколько стадий взросления, имеют нестабильную психику и эмоциональный фон. Все это и многое другое порождает ущемление прав и свобод других школьников, которые могут внешне или физически отличаться от общей массы подростков.

Как уже было сказано, буллинг - это относительно новое явление в современном мире, поскольку ранее его не существовало. Однако, это не совсем так. Безусловно, травля и унижение в школьных годах всегда присутствовала. Однако, буллинг - это собирательный феномен, включающий в себя все виды психологического и даже физического насилия над личностью по различным причинам. Кроме того, исследования области буллинга также затрагивают не только тематику, связанную с взаимоотношениями школьников, но и родителей, учителей. Такое явление также характерно и для любых других общественных отношений, где присутствует неравенство людей по отношению друг к другу. Далее рассмотрим причины появления такого феномена, как «буллинг», а именно:

Во-первых, наличие иерархии.

В школьные годы подростки распределяют роли, где существует более сильный по своему характеру, темпераменту и социальной воли школьник, а также существует более слабый, который никак не может дать отпор своим сверстникам. Дело даже не в физических качествах, а в психологической и эмоциональной стабильности и развитии, которые у каждого человека совершенно разные. Соответственно, школьники выстраивают определенную иерархию, в которой имеются сильные и слабые люди. Отсюда вытекает процесс угнетения и унижения других школьников.

Во-вторых, педагогическое влияние.

В школьные годы идет довольно тесное взаимодействие между школьниками и их учителями. Такой процесс безусловно важен, поскольку учитель является важным субъектом в развитии личности подростка. Идет процесс не только обучения базовым знаниям, но и привитие норм морали, поведения в обществе и взаимодействие с другими людьми. Однако, не всегда бывает так все положительно, поскольку учителя, порой, могут создавать негативную атмосферу в классе, в которой ущемляются интересы конкретного школьника. Например, в каждом классе имеется отстающий по своим знаниям подросток, который по различным причинам не может в полном объеме усвоить весь образовательный материал. Учитель обязан обращать на данный факт внимание и предпринимать определенные действиям, чтобы изменить такую ситуацию. Но при этом, такие действия не всегда являются положительными, а наоборот ставят подростка в неловкое положение, которое видят остальные обучающиеся и тем самым складывается впечатление его слабости, не способности в его обучении и формировании здоровой личности. Такого подростка учитель может постоянно вызывать к доске и давать ему сложные примеры, которые он не способен решить, тем самым показывая публично (перед всем классом), что он не может обучаться и выделяется от остальных школьников. Также учитель может публично ругать и унижать школьника за его неуспеваемость, демонстративно ставить ему отрицательные оценки, привлекать к дополнительным занятиям и тому подобное, что создает впечатление уже предвзятого отношения. Такой буллинг не является редкостью, поскольку не всегда учитель обладает психологическими методиками подхода к школьнику, что на практике вызывает серьезные проблемы.

В-третьих, отсутствие воспитание в семье.

Семья - является фундаментальным институтом в нашем обществе, поскольку она не только формирует демографию в стране, но и направлена на привитие первичных навыков взаимодействия с другими людьми, норм морали, а также установленных правил в обществе. Соответственно, практически весь процесс воспитания ребенка проходит именно в семье, что прямо отражается на поведение ребенка и его коммуникации с внешним миром. Наличие в семье искаженных общественных устоев и норм морали приводит к тому, что подросток ошибочно начинает воспринимать окружающий мир. Отсюда вытекает детская преступность, ущемление прав и свобод своих сверстников без каких-либо причин, беспричинная агрессия, эмоциональная нестабильность и многое другое. Такое негативное поведение подросток по сути «выплескивает» именно в школе, где объектами всегда являются другие школьники и учителя. Отсюда также идет процесс зарождение буллинга, где такой ребенок становится непосредственным агрессором, который начинает унижать других детей и становится носителем агрессии.

Безусловно, указанные причины не являются исчерпывающими, а лишь показывают нам наличие большого количества факторов появления буллинга среди подростков.

-2

Последствия буллинга также могут быть весьма неоднозначными, поскольку все зависит от эмоциональной выдержки и защиты подростка, который стал объектом буллинга. Кроме того, важна степень давления на него со стороны сверстников и учителей, что также является важной категорией при определении последствий. Однако, точно можно сказать, что самыми распространенными последствиями являются: искажение нормального психологического фона, снижение самооценки, утрата интереса к общению с другими людьми, а также к развитию собственных качеств, а в ряде случаев может привести и вовсе к суицидальными наклонностям, что является крайне негативным видом последствия от буллинга.

Буллинг - это по сути негативное социальное явление, которое ущемляет права, свободы и законные интересы того или иного человека по различным причинам. Любое такое явление имеет несколько форм его проявления. Так, буллинг может существовать только в двух формах: физический и психологический.

Во-первых, физический буллинг.

Физический буллинг - это непосредственное применение физической силы в качестве средства подавления воли человека, а также давление на его психику и ущемление его физическое неполноценности (отсутствие возможности защитить себя). Такое физическое воздействие может выражаться в таких формах, как избиение, нанесение побоев, удары, шлепки, подзатыльники, пинки и тому подобное. В целом любой физический контакт, которые направлен на причинение боли или унижения человека, является физическим буллингом. На практике такой буллинг чаще всего проявляется именно у мальчиков, реже у девочек.

Во-вторых, психологический буллинг.

Психологический буллинг - это психологические насилие над личностью, которое связанно с причинением эмоциональных травм, нарушение психи, подавление воли и эмоций у человека. Психологический буллинг может выражаться в виде словесных оскорблений, угроз, психологическим давлением на физическую неполноценность, указание на слабые стороны человека, травля и многое другое. Стоит отметить, что психологический буллинг имеет достаточно много подвидов, а именно:

- вербальный буллинг, которой связанно с приданием объекту определенной клички или прозвища. Такое обращение к человеку безусловно является обидным, поскольку оно может указывать на его несостоятельность, слабость и даже беспомощность. Например, кличка (прозвище) «толстый» напрямую указывает нам, что такой человек имеет лишний вес и выделяется среди других подростков своими физическим данными. Скорее всего такой подросток имеет низкую успеваемость на уроках по физической культуре, что вызывает у него некоторые опасения в занятие спортом, выполнение определенных нормативов и сдаче итоговых экзаменов;

- невербальный буллинг, который никаких не связан с фразами и высказываниями в отношении подростка. Однако, невербальный буллинг состоит из демонстративных действий, которые указывает на слабость личности того или иного человека. Например, плевки, показывание неприличных жестов, замахивание и тому подобное. По сути на человека оказывается больше моральное давлением без каких-либо словесных высказываний. На практике довольно часто вербальный и невербальный буллинг между собой соприкасаются, что приводит к их некой комбинации;

- изоляция, которая связана с исключением объекта из группы, а также с отстранением его от общества в целом. Такой буллинг отчасти можно отнести к невербальному, однако, в данном случае личность напрямую не подвергается какому-либо воздействию, а наоборот полностью игнорируется другими подростками. Изоляция может выражаться в виде игнорирования объекта в спортивных играх, такого подростка не берут в команду, выгоняют из класса, запрещают ему сидеть за одной партой с кем-либо, не пропускают его в очереди, не приглашают на встречи вне школы и тому подобное. По сути идет полный процесс изолирования, что также давит на подростка;

- кибербуллинг - это достаточно новая разновидность психологического буллинга, поскольку речь идет о травле и унижении подростка через различные социальные сети. В сети «Интернет» и на различных социальных площадках объекта могут публично унижать, оскорблять, выкладывать его фотографии, на которых он выглядит нелепо или смешно.

Как показывает проведенный анализ и исследование среди восьмых классов, где принимали участие порядка 112 человек, про такое негативное социальное явление, как «буллинг», знают 94,6 %, где 79,5 % подростков подтвердили, что они стали жертвами такого феномена в различных его проявлениях. Особый интерес вызывает вопрос про формы буллинга, с которыми сталкивались участники исследования. В большей степени все участники указывают именно на физическое воздействие, а именно на различные издевательства, избиения, толчки, удары и тому подобное. Практически 40 % участников указали именно на физическую разновидность буллинга. Исходя из этого следует вывод, что в школьники чаще всего прибегают именно к физическому насилию, а не словесному контакту. Однако, 58 % участников сказали, что они не являлись непосредственными участниками буллинга. 30,4 % на данный вопрос ответили тем, что они являлись очевидцами буллинга и его последствий.

В заключительной части настоящего исследования предложим пути решения буллинга, который существует в нашем обществе:

Во-первых, больше уделять внимание психологии.

Постоянная здоровая коммуникация с детьми позволит намного лучше понять их проблемы, а также помочь решить их. В каждом классе существует более слабое звено, которое возможно ущемляется со стороны сверстников. Отметим, что не всегда удается выявить такого человека, поскольку он не всегда являются самым отстающим по успеваемости. Однако, необходимо постоянно общаться и выяснять какие отношения протекают в том или ином классе.

Во-вторых, укрепление семенных связей. Семья обязана прививать ребенку первичные навыки общения и поведения в обществе, что напрямую отражается на его поведение, взаимодействии с другими людьми и общей успеваемости. Впервую очередь государственным органам стоит обращать внимание на данный факт.

В-третьих, работа психологов в школьных учреждениях. На практике в школе безусловно существует психолог, однако, о нем никто не знает. Поскольку речь идет о детях, то практически все они бояться поделиться своими внутренними проблемами со взрослыми людьми. В связи с этим к школьному психологу ребенок никогда самостоятельно не обращается. Психолог обязан самостоятельно выявлять проблемы, которые существуют в том или ином классе, а после чего предпринимать соответствующие меры.