Часть 1. ЕВРЕЙСКИЕ ПОГРОМЫ И БЕЖЕНЦЫ
В самом начале XX века по городам Российской империи с новым невиданным размахом прокатилась волна еврейских погромов. В то время правительство Николая Второго проводило крайне жесткую дискриминационную политику в отношении евреев - как русских, так и иностранных. И политика эта, по сути, мало чем отличалась от аналогичной в Германии 30-х. Евреи жили в зоне резервации, т.н. "черте оседлости", которую не имели права покидать, им было запрещено занимать определенные должности, поступать во многие ВУЗы страны и т.д. Но главное - с санкционирования царя их фактически безнаказанно грабили и убивали. Кого-то в индивидуальном порядке отлавливали на улице и забивали насмерть, а кого-то хоронили под обломками бесчисленных еврейских погромов. Не помогли даже западные санкции: в ответ на погромы, президент США Теодор Рузвельт-младший поставил условие выдачи займа царскому правительству — не чинить препятствий в проживании и перемещении евреев по России, включая евреев — граждан США, так как к ним тоже применялась черта осёдлости. Царь отказался, в итоге, после Кишинёвского погрома многие европейские и американские банки стали отказывать России в выдаче кредитов. Наконец, серьёзный прецедент получило дело "еврейской самообороны" - когда в Гомеле на скамью подсудимых, наряду с насильниками и убийцами, было посажено 36 евреев, защищавших свою жизнь и жизнь близких; обвинённые в учинении 29 августа 1903 года «русского погрома». Эти 36 человек вызвали к себе внимание лучших представителей русской адвокатуры: в лице этих 36 евреев на скамью подсудимых было посажено, в общественном мнении, всё русское еврейство, которому обвинительным актом было как бы дано предостережение не прибегать к самообороне.
За время правления Николая Второго из Российской Империи бежало около 2 млн евреев, что стало самой большой этнической миграцией в истории (для сравнения: из Германии и Австрии с 1933 по 1945 год бежало около 400 000 евреев). Википедия приводит следующие данные: в 1881—1910 годах из РИ только в США эмигрировали 2 млн. 315 тыс. человек. И это было до т.н. "Первой волны" (1917—1924) - когда после Революции из страны побежали решительно все, кто мог. По разным оценкам страну покинули от 1,5 млн. до 3 млн.чел. Причем бежали в основном лучшие из лучших, те, кто хотел развиваться, но упорно натыкался на стену репрессивного неприятия.
Из страны бежало как белое сопротивление, так и те, кто в условиях новой идеологии не мог вести свой бизнес, т.е. люди предприимчивые. А также различные учёные, деятели культуры, искусства и т.д. Чем отчётливее на горизонте маячила перспектива тоталитарной диктатуры, тем активнее граждане драли на запад, да так в этом преуспевали, что на границу в итоге пришлось вешать большой амбарный замок, а ключ от него прятать в нагрудном кармане сталинского кителя. Иначе б в стране вообще ни одного умного человека не осталось. Граница несколько ослабла во время второй мировой, что обусловило наступление новой, "Второй волны" эмиграции (1941-1945) - пользуясь смутой военного времени, дёру из страны дало ещё около полумиллиона человек. Это тоже были лучшие из лучших.
В период между поздним Сталиным и ранним Горбачёвым ("Третья волна" (1965—1988)) из СССР бежало ещё полмиллиона человек (из них 291 000 по еврейской линии).
Наконец, с падением железного занавеса в период 1989-2000 годов ("Четвёртая волна") Россию по разным оценкам покинуло от 1,2 до 4 млн. чел.
С 2001 по 2005 - ещё около 600 000 человек.
После этого поток эмиграции достиг абсолютного минимума, как вдруг с 2012 года вновь пошел в стремительный рост.
И вот - "Пятая волна" (с февраля 2022г. по наст.время). По данным Росстата, только в первом полугодии 2022 года из России выехало почти 420 тыс. человек. По данным «Новой газеты. Европа» после объявления частичной мобилизации в сентябре 2022г. Россию покинуло более 261 тыс. мужчин.
Цифры в разных источниках могут варьироваться, но сути это не меняет - количество покинувших Россию с начала ХХ века до наших дней - откровенно фантастично. А если учесть, что как сто лет назад, так и сегодня уезжают лучшие и предприимчивые умы, то ситуация тем более плачевна и трагична.
А наибольшую выгоду из сложившейся ситуации извлекли для себя США, которые ещё во времена Романовых разработали программы для приёма и поддержки переселенцев. Это привело к тому, что из 2 млн. русских евреев бежавших от зверств царизма, 80% осели именно в США. Впоследствии США стали вотчиной беженцев не только из России, но и со всего мира: пока СССР и Европа убивали друг-друга, Америка с распростёртыми объятьями принимала у себя всех кто бежал от войны. И за очень короткий срок эта страна из обосранного отстойника, которой была ещё в начале ХХ века - с пьяными ковбоями в облёванных манжетах, линчеванием негров и всеразличными великими и не очень депрессиями - к середине ХХ века превратилась в великую державу. И наиболее значимый вклад в развитие Американской мечты внесли именно российские беженцы, ибо столько, сколько из России - в Америку не бежало больше неоткуда. Невозможно переоценить вклад этих мигрантов в развитие Американской культуры, а с ней и американской экономики и, как следствие - военной мощи США.
Часть 2. РУССКО-ЕВРЕЙСКИЙ ГОЛЛИВУД
Если говорить о самой доходной части Американской культуры, то первым делом на ум приходит Голливуд. И за создание этой части бюджета США могут благодарить Николая Второго. Ведь Голливуд от и до был создан изгнанными им беженцами. Например, создатель киностудии 20th Century Fox ("20-й век Фокс") Джозеф Шенк родился в Рыбинске Ярославской области. Может быть нечто подобное он бы создал у себя на родине в России, но только на свою беду он страдал от одного непростительного для Российской Империи порока - был евреем. Быть евреем в Романовской России было также неприлично и опасно, как в более поздней Германии. Опасаясь за свою жизнь после серии погромов, его семья бежала в Америку, где предприимчивый юноша и основал свою глобальную студию.
Спасаясь от тех же погромов, в США из черты оседлости Российской Империи перед Революцией сбежала и мать Гарри Кона. Кон родился уже в Америке, создав там киностудию "Columbia Pictures".
Также в Российской Империи родилась мать Роберта Шея - будущего основателя "New Line Cinema":
Луиса Майра родители эвакуировали из РИ в возрасте двух лет. В США будущий «Эл-Би» создаст целую империю развлечений, его назовут творцом плеяды кинозвёзд "Metro-Goldwyn-Mayer" её золотых лет, о которых скажут, что «их больше, чем звёзд на небе».
В Америку из Российской Империи убежали и родители братьев Уорнер - будущих создателей одного из крупнейших концернов по производству фильмов и телесериалов в США - Warner Bros. Entertainment, Inc. ("Уорнер Бразерс"):
Совершенно гигантский экономический и творческий потенциал был сосредоточен в РИ на территориях современных России, Украины, Беларуси и Прибалтики. Но который послужил, увы, не РИ..
А как в американской киностудии обстоит дело с режиссёрами и актёрами? И на этом поприще ситуация не сильно отличается. Самый кассовый в истории режиссер Стивен Спилберг тоже мог бы обогащать своими творениями Россию, ведь именно отсюда, вследствие проводимой Николаем Вторым антисемитской политики бежали его бабушка с дедушкой. Следом за родителями Спилберга бежал из РИ и отец братьев Цукеров - создателей жанра пародийной комедии.
Сэм Рэйми даровавший миру киновоплощения "Зловещих Мертвецов" и "Человека-Паука" (одного из самых кассовых фильмов в истории, между прочим), Майкл Бэй - один из самых кассовых режиссёров планеты - даровавший Трансформеров, Плохих парней, Перл-Харбор и тд. Сюда можно отнести и Вуди Аллена. Величайший актёр современности - Леонардо Ди Каприо - имеет русские корни: его бабушка Елена Степановна Смирнова после Октябрьской революции была вывезена родителями в Германию. В конце 1950-х годов бабушка актёра переехала вместе с мужем из Германии в США и поселилась в Нью-Йорке.
Но для успеха фильма также необходимы талантливые сценаристы или хотя бы писатели, по произведениям которых можно производить кино. Для этого пришёлся как нельзя кстати талант родившегося в Смоленске Айзека Азимова - его родители мигрировали после революции спасаясь уже от красного террора. А вот родители Ирвина Шоу оставаясь верными традициям бежали из РИ от Романова. Как и родители Сидни Шелдона. Как и предки куда более поздно родившегося Чака Паланика.
Также голливудской киноиндустрии очень пригодился сбежавший много позже от Сталинских репрессий Михаил Чехов - ученик Станиславского. В Голливуде он создал свою систему актёрского мастерства и назвал её по аналогии с "Системой Станиславского" системой Чехова. И эта система для Голливуда стала такой же отправной точкой, как Станиславского для России. Например, именно Чехов с нуля создал икону Голливуда в лице Мерлин Монро. Также из под его крыла вышли такие легенды американского кино, как Клинт Иствуд, Аль Пачино, Роберт Де Ниро, Джек Николсон и тд. и тп. Список русских успешных актёров, бежавших на запад, приводить нет смысла - за давностью лет о них никто и не вспомнит. Список детей и внуков беженцев из РИ также привести затруднительно, ибо он воистину необъятен. Ограничимся лишь несколькими фамилиями: заслуженный Джокер Америки Хоаким Феникс, Дастин Хоффман, Стивен Сигал, Питер Фальк, Харрисон Форд, Дэвид Духовны, Мэл Брукс, Сильвестр Сталлоне (по материнской линии), Роберт Дауни Младший (по отцу), Памела Андерсон (по матери), Майкл Дугласы, Натали Портман, Гвинет Пелтроу, Шон Пен, Джек Блек и тд. и тп. Даже легенда американского рестлинга Билл Голдберг потомок беженцев из РИ.
А как же озвучка и музыкальное сопровождение фильмов? И здесь беженцы из России стали ключевыми двигателями Голливуда и в данном направлении. Например, братья Бакалейниковы, бежавшие из Москвы от революции – Михаил Бакалейников отвечал за всё музыкальное сопровождение "Коламбии Пикчерз", а Константин – в "Парамаунт". На этом поприще братья получили несколько "оскаров".
А какой же шоу-бизнес без теле и радио рекламы? Так что бежавший ранее от еврейских погромов из России Давид Сорнов в США создал радио-вещание, стал одним из основателей цветного телевидения и основал «Национальную радиовещательную компанию», сегодня известную во всем мире по трем буквам NBC. Ему своими изобретениями хорошо помог Владимир Зворыкин. В отличие от всех вышеперечисленных, Зворыкин был не просто русским, а исконным русичем из города Муром, и бежал он уже не от Романовского, а от большевистского террора после революции. Приехав в Америку он фактически основал все американское телевидение: создал кинескоп, запатентовал электронный способ передачи изображения и через несколько лет завершил создание целостной электронной телевизионной системы. Уже в 1923 году Зворыкин подал патентную заявку на телевидение, осуществляемое полностью на электронном принципе.
А чтобы артисты в кадре выглядели красиво, сексуально и были желанны для американских пролов - как раз пригодились умения некоего Макса Фактора. Он тоже родился в России. Сей удивительный человек в Рязани открыл странный магазин с непонятными приблудами... крема какие-то, пудры, которыми он пудрил румяные рязанские щеки так, что они приобретали изысканную петербургскую бледность... помады. Это был первый в мире художник по женскому лицу. В Америке он основал крупнейшее в мире косметическое производство, в России же ему так и не дали подняться выше владельца небольшого магазинчика в Рязани. Да и тот разгромили черносотенцы, ведь он принадлежал еврею.
Слава о волшебнике Максе Факторе быстро дошла до императорского дворца, и Николай Второй обратил его, фактически в рабство - Фактор должен был обслуживать его семью и не имел права покидать двор без сопровождения. На мечте о создании своей великой компании пришлось поставить крест. До кучи в свой зенит вошла антисемитская кампания, так что даже в случае избавления от гнета Романова у него не было ни едтного шанса на развитие своего бизнеса. При этом на фоне повсеместных антиеврейских погромов он опасался за жизнь своей жены и детей, потому в какой-то момент принял решение о необходимости бежать и эвакуировать из страны свою семью. Загримировав себя должным образом, он сымитировал желтуху и добился провода к врачу. Оказавшись на улице, Макс уличил момент и затерявшись в толпе, скрылся от своих стражей. А дальше был настоящий приключенческий триллер, о том как он с семьей и баночкой денег дни и ночи пробирался через леса в поисках спасительного парохода. В Америке его таланту нашли отличное применение в кино, задав обществу моду на макияж. Очень скоро он стал монополистом женской красоты, и именно с него пошла мода красить губы, ресницы, пудриться и тд. Его компания стала крупнейшей в мире, и вновь в Америку со всей планеты гигантскими водопадами потекли деньги. Могли бы потечь в Россию, но увы..
*****
Т.е. весь Голливуд, целиком и полностью был построен беженцами из России, вплоть до обслуживающего персонала, до каждого гримёра и костюмера. Например, Барбара Карински (Варвара Каринская) бежала из Москвы после революции, так как новая власть национализировала её модельное ателье по пошиву одежды. После этого, всё что ей светило в стране победившей социальной справедливости - это работа швеи на заводе "Октябрь". Сбежав в Америку, она одела пол Голивуда, за что даже получила Оскар, а среди её постоянных клиентов были такие личности, как Сальвадор Дали.
Не менее весомый вклад в развитие американской моды внес и Олег Кассини (Олег Лаевский). Сбежав в США после убийства своего брата в результате погромов, он сумел найти себя в профессии и.. одел вторую половину Голливуда - ту, которую не успела одеть Каринская. В частности он был личным дизайнером первой леди США Жаклин Кеннеди.
А главным креативным центром "Метро Голдвин Майер и Юниверсал" стал сбежавший с ними за компанию Александр Голицын (потомок тех самых князей) – за свои работы он получил три оскара и около десятка номинаций на оскар. Да и саму премию «Оскар» придумал Лазарь Майер, родители которого бежали от еврейских погромов в РИ.
Как мы видим, принимая беженцев из России, американцы не прогадали с тем, что бежать в первую очередь должны экономически перспективные люди. А что создали евреи, оставшиеся в Одессе, не напомните? Они создали уркагановскую субкультуру, блатную феню, институт воров в законе, породили шансон...
Однако же не одними лишь фильмами славится Американская культура..
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ........
В статье (и далее в продолжении) были/будут использованы материалы Павла Гладкова (hueviebin1) и Википедии.
Мой telegram-канал: https://t.me/uvova1
Мой youtube-канал: https://www.youtube.com/@uvova