Мне кажется все люди, кто жил в СССР, как минимум несколько раз в неделю ездили на таких известных автобусах как IKARUS (ИКАРУС). Многие их вспоминают только теплыми словами, да я и сам их помню, ездил много раз. Производил их Венгерский завод, который работал на весь социалистический блок. Реально - отгрузки шли тысячами штук. Но вот СССР не стало, последние «ИКАРУСЫ», также ушли с наших дорог (банально сгнили, просто им много лет). Что сейчас стало с легендарным предприятием, может он сейчас также тысячами производит свои автобусы только для Европы, давайте разбираться
Как появился Икарус
История IKARUS уходит корнями в конец 19 века (а именно в 1896 год). Создателем этой легендарной марки был инженер Имре Ури, который работал в небольшой каретной мастерской.
Дела шли хорошо, и постепенно Имре, начал создавать «автобусные кареты» или как их называли «автобусные кузова», тогда они были на конной тяге.
Уже в 1930 годах, в компанию приходят сыновья (которые раньше у него работали подмастерьями). И с этого момента, компания начала носить название ТОО «БРАТЬЯ УРИ»
Нужно отметить, что отец их правильно воспитывал еще с малых лет. Они постоянно были на производстве, и видели, что там происходит. По сути это была семья инженеров самоучек
Но в 1947 году, компанию «БРАТЬЯ УРИ» национализируют. Происходит слияние с АО «ИКАРУС», происходит разработка первых автобусов. Что уже через два года, то есть в 1949 году дает выпуск первых экземпляров, а уже в 1950 – 1951 годах выпущенных единиц уже больше 1000 штук.
Кстати название IKARUS, появилось от греческого героя ИКАРА. По нормам Венгерского языка, правильно произносится ИКАРУШ («Ш» - на конце)
В 1965 году, «ИКАРУСЫ» массово стали поставляться в СССР. Когда я говорю массово, это тысячи штук в год, но про это чуть позже. Это расцвет предприятия ИКАРУС
Первый массовый в Советском Союзе
Одним из первых массовых автобусов, который поставлялся в Советский Союз - был IKARUS 55. По названию понятно, что начало выпуска было с 1955 года. Хотя справедливости ради, он появился еще в 1953 году, но вот массовые поставки в СССР были с 1955 года. Выпускался вплоть до 1973 года.
Это был реально комфортный и современный (по тем меркам автобус). «Люди Союза» из-за его шумности и формы, прозвали «ракетой», он был очень похож на популярный пылесос, который продавался в то время. Вот посмотрите сами
Вообще ИКАРУС 55, ходил как по междугородним маршрутам, так и по рейсовым поездкам в городе. Однако для городов, требовались более вместительные автобусы. Ведь личного транспорта, тогда в СССР было не много.
Промежуточным звеном, был IKARUS 60. Он был заточен специально для города, но и его также по объемам было маловато.
Золотым временем для предприятия, стали 1970 – 1980 – е года. Когда появляется целая линейка «ИКАРУСОВ» 200-й серии.
Предприятие поняло запрос, стало делить автобусы: - на городские, для межгорода, для туристов, специализированные – медицинские, были даже кабриолеты. Да - да, автобусы кабриолеты. Предприятие работало на всю мощь
Вот небольшие примеры 200-й модели,
250-модели
А также знаменитая «гармошка» - 280 модель.
Они были во всех городах, помню, как маленьким хотел прокатиться на этой платформе, которая была посередине. Именно «гармошка», была очень популярна в городах.
Один только автобус ИКАРУС 280, мог заменить на линии до 3 штук обычных автобусов.
Всего ИКАРУС выпустил более 300 000 штук различных автобусов и примерно 85 – 90% были поставлены в СССР.
До «горбачевской перестройки» Советский Союз получал в год примерно 7 – 8000 штук. Для общественного транспорта это реально много
ИКАРУС было настолько большое предприятие, что поставки велись даже в страны Европы, которые не входили тогда в «социалистический лагерь». И даже партию отправляли в США, причем Американцы с удовольствием их покупали!
Представьте, за «тридевять» земель поставляли, где Венгрия, а где США. Вот настолько эти автобусы были популярны.
Падение в бездну
После развала СССР эти автобусы стали не востребованы. В Европе начали поднимать голову свои производители, и они закрыли свои рынки для сбыта. Да и быстро перестроиться не получалось.
А отрытые двери Венгрии, после развала союза, заполнили свой же внутренний рынок марками автобусов с западной Европы. Что нанесло по производителю мощный удар
Так в апреле 1990 года, предприятие останавливается. На стоянках завода было около 1 500 новых автобусов различных модификаций, которые одномоментно стали никому не нужны, СССР больше их не покупал. Да и само СССР не стало.
Не справившись с кризисом, предприятие уходит в «глубокие долги», правительство поддержать его не может. Начинается процесс банкротства и закрытия предприятий. А их было несколько в различных городах. Только в 1990 году увольняют 2500 сотрудников, остается работать только небольшая часть сборочный цех в Будапеште.
Позже полностью закрывается сборочный цех в родном городе Секешфехерваре. Настают «черные дни».
Что сейчас происходит с ИКАРУСОМ
Старые автобусы жили в России вплоть до 2010 годов, но и потом они были признаны аварийными и их банально списали. Сейчас они догнивают на различных свалках и стоянках.
Завод, который в пике (в 1980-х годах), выпускал по 15 – 20 000 штук, просто исчез!
В 2000-х годах, завод окончательно разорился и был закрыт.
Попытка возрождения была предпринята в 2013-2014 годах, когда местный бизнесмен Габор Селеш, выкупил некоторые цеха вместе с остатками оборудования. И попытался перезапустить сборку.
Причем собственная инженерная база автобусов уже утеряна и навряд ли ее кто-то оживит. Поэтому он взял разработки и базу от SKODA и VOVLO. И попытался собрать новый автобус.
Получил он название IKARUS – 125. База тут от VOLVO B8RLE, двигатель – шесть цилиндров объемом 7,7 литра (320 л.с.), АКПП – автомат.
Также есть разработки электрического автобуса, совместно с SKODA.
Однако, продается «все это дело» очень плохо. В России сейчас свои производители, которые делают современные автобусы, тысячами штук на своей базе, ей точно не нужны автобусы из Венгрии. Европа также не спешит поддерживать производство Венгров, поэтому продажи минимальны.
Вот так закончилась история легендарного завода ИКАРУС, даже как-то печально становится.
Если статья понравилась, ставим лайки, подписываемся на канал, будет еще много полезных статей и видео
СОВЕТУЮ ПОЧИТАТЬ: