Традиционно дагестанцы заключают браки с односельчанами. И чем дальше вглубь веков смотрим, тем этот обычай строже. Особенно для девушек. Сохранились поговорки: «Хороший камень из аула не вынесут», «Золото ценнее будет там, где его добывают».
Есть предание о мужчине из Согратля, который взял вторую жену из другого села. В итоге между его женами состоялся словесный баттл. Первая язвила: «Чистая рожь реку не перейдет, непорочная девушка из своего села в другое не попадет». Вторая не растерялась: «Если мельница исправна, воду не перекрывают; если бы ты была хорошей женой, он бы меня не взял».
Кое-где за такие браки вводили санкции. Согласно адатам аварцев Келебского общества, если девушка выходила замуж за его пределы, то с опекуна и с нее взыскивался штраф в размере пахотного участка. Если же она вместе с мужем оставалась в ауле, то штраф налагался на того, кто предоставит им кров: 3 овцы за каждый день. По адатам села Харахи, за брак с иноаульцев семья девушки платила десять рубей. Мужчина за брак с женщиной из другого села платил телкой двух лет. Послабления могли делать для бедных семей. Так, в селе Сиух у одного бедняка было шесть дочерей, которых никто не брал замуж из-за их бедности. Джамаат разрешил ему выдать дочерей в другое село.
Согласно адатам лезгин Самурской долины, если житель другого общества брал в жены местную девушку, то должен был внести 3 рубля в пользу сельского магала, к которому принадлежала невеста. Эта подать называлась «барху». В селе Мискинджа в качестве барху было принято отдавать быка. В Табасаране за девушку, выходившую замуж в другое общество, надо было платить десять рублей, за вдову – пять рублей.
Этнограф Сакинат Гаджиева приводит эти факты в своей книге «Семья и брак у народов Дагестана в Xl – начале XX вв». Отмечается, что в основе адатов лежали социально-экономические интересы обществ. Так они стремились сохранить в пределах своего ведения имущество, выдаваемое в качестве приданного, особенно земельные участки.