Найти тему
Призма времени

Тысячи километров пешком по лесам и болотам: как обыкновенный солдат уберег людей от гибели и плена

История полна парадоксов и несправедливостей, но мало какое событие способно вызвать столько вопросов и недоумения, как арест Николая Киселева – героя, который спас более двухсот евреев от неминуемой гибели во время Второй мировой войны. Его подвиг стал символом человеческой доблести, мужества и самоотверженности.

Осенью 1942 года простой русский солдат Николай Киселев совершил невозможное: вывел и доставил из оккупированной Белоруссии на советскую территорию более 200 людей.

Мирная жизнь в белорусском местечке Долгиново кончилась 22 июня 1941 года. На момент начала войны здесь дружно жили около пяти тысяч человек, три тысячи из которых были евреями. Через несколько дней городок был оккупирован нацистами. Гетто организовали в первый же день. А весной 1942 года начались "акции", последнюю немцы осуществили 5 июня. После этого еврейское население в Долгиново исчезло...

Те, кто успел бежать, пытались укрыться в соседних деревнях и селах. Но запуганное немцами население, чаще всего помощи не оказывало. Что оставалось измученным голодом людям? Кто-то просил еду, а кто-то воровал. Вскоре беглецы, имевшие оружие, представляясь партизанами, начали отбирать продукты у сельчан.

-2

В конце августа штабу партизанской бригады Василия Воронянского пришлось решать сложную задачу. В то время принять в бригаду всех спасающихся от фашистов евреев было невозможно. Что делать? Бросить стариков, женщин и детей на верную смерть? И тогда кто-то предложил вывести через Сурожские ворота на Большую землю всех, кого смогут найти в лесах. Так называемые Суражские ворота представляли собой разрыв в линии фронта на стыке двух немецких армий.

Была одна проблема: до спасительного рубежа было более тысячи километров. И километры эти проходили по занятой врагом земле, где по лесам шныряли карательные отряды. Все в партизанской бригаде осознавали тяжесть и опасность пути. Согласился возглавить и провести операцию Николай Киселев, уроженец Башкирии.

Начало операции было назначено на вечер 26 августа. В числе тех, кого вел Николай, было много женщин, 35 детей, 70-летние старики. Начало похода было отложено из-за начавшейся карательной операции немцев. Пока партизаны вели бой, собранные для спасения люди прятались в лесу. Спустя четыре дня Киселев прибыл на место сбора и насчитал 220 человек.

30 августа группа начала переход, идя только в темное время суток, обходя города и крупные деревни, неся детей в мешках. Ослабленные старики и раненые отставали, но приказ бросить кого-либо ни разу не прозвучал. Свою судьбу люди решали сами, стараясь облегчить переход остальным. Конечно, Киселев понимал, как понимали и ведомые им евреи, что спасти всех все равно не удастся. С отрядом шла еврейская семья с двухлетней дочерью Бертой, которая часто плакала. Лес шума не любит, а плачущий ребенок рано или поздно привлечет внимание врага. Перед самым опасным участком пути родители девочки решились утопить ребенка в реке. Они долго стояли на берегу, но так и не смогли этого сделать. Спас Берту Киселев: неся на руках ребенка, мужчина что-то тихо ей шептал.

25 сентября группа Киселева оказалась у Суражских ворот. Но счастье людей, перенесших тяжелый переход, было недолгим. Рано утром немцы повели сильный обстрел, стремясь ликвидировать ворота. Киселев метался среди разбегавшихся в панике. Все, кого он сумел собрать, оказались в сложной ситуации: никто не знал, где враг, а где свои. И опять пришлось идти ночами, скрываясь и прячась...

В конце октября в расположении советских войск в районе Торопца неожиданно появилась группа изможденных стариков, женщин и детей, возглавлял которую политрук Ковалев. Казалось бы, конец мучениям и страхам! Но тут сотрудники НКВД арестовали Николая и обвинили в дезертирстве. От неминуемого расстрела мужчину спасли те, кого он вывел из Ада. Благодаря их рассказам, Киселева отпустили. Он пережил войну и умер в Москве в 1974 году.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить другие интересные материалы