В 1985 году на фирме "Мелодия" выпустили серию пластинок "Пульс" для занятий аэробикой, которая тогда в СССР набирала неимоверную популярность.
Серия была экспериментальной. За год до выпуска данной серии в 1984 году вышла пластинка "Ритмическая гимнастика", которая приобрела широкую популярность.
На данной пластинке были записаны интересные ансамбли:
Оркестр п\у Павла Овсянникова (треки "К звёздам" и "Веретено"),
Группа "Радар" (трек "Игра" из только записываемого альбома "Трофей"),
Ансамбль "Росконцерта" п\у Владимира Осинского (треки "Сафари", "В движении", "Заход солнца", "Просто так", "Ручей"),
ВИА "Опус" с треком "Танец" за авторством З. Лиепиньша
А. Родионов и Б. Тихомиров, В. Кондратьев (треки "Интродукция", "Ралли", "Аттракцион", "Мираж")
Данные композиции сопровождались комментариями Ольги Чиповской, как правильно делать упражнения, которые были напечатаны на бумажном вкладыше (в случае одинарного конверта):
Либо на внутреннем развороте пластинки:
Разработка серии "Спорт и музыка" велась совместными усилиями фирмы "Мелодия" и Спорткомитета СССР.
Если обратили внимание, то в "шапке" статьи фигурируют 4 пластинки, но вышли только 3:
Серия "Пульс" использовалась для сопровождения различных форм активного отдыха (спортивные тренировки, танцы).
Музыка создавалась непосредственно в студии при помощи самой современной на то время электронной аппаратуры - музыкального компьютера, цифровых синтезаторов звук, студийного компьютера сведения.
Записывали музыку на 45-й скорости с применением новейшей на то время технологии фирмы "Teldec" DMM - Digital Metal Mastering, с использованием медной матрицы для тиражирования пластинок.
Работали над записью:
Андрей Родионов - композитор, заведующий сектором программного обеспечения Института научной информации по общественным наукам АН СССР.
Борис Тихомиров - композитор, старший редактор Всесоюзной студии грамзаписи фирмы "Мелодия".
А. Родионов и Б. Тихомиров рассказали о создании данной музыки:
Стремительно вторгается в нашу жизнь вычислительная техника: уже невозможно представить себе современное производство без компьютеров, управляющих производственными процессами, современный воздушный лайнер или теплоход без бортовой ЭВМ, помогающей экипажу в навигационных расчётах, или музыкальный синтезатор без встроенного микропроцессора, позволяющего музыканту оперировать огромным набором средств выразительности, находящихся в арсенале этого инструмента.
Цифровая техника, используется в самых различных устройствах, от детской игрушки "Луноход" до ядерного реактора, облегчает наш труд, открывает новые возможности, является усилителем творческого потенциала человека. В связи с этим партия и правительство взяли курс на всеобщую компьютерную грамотность населения нашей страны и внедрение персональных компьютеров как в науку и производство, так и в быт в широком понимании этого слова.
Одним из сравнительно новых и нетрадиционных применений персональных компьютеров является их использование для создания музыкальных произведений. нужно сказать, что компьютер для композитора является инструментом, облегчающим детальную проработку партитуры музыкального произведения, а не "искусственным разумом", пишущим музыку вместо человека. Персональный компьютер, используемый композитором, позволяет создавать, а затем и хранить музыкальные произведения в памяти ЭВМ. В дальнейшем эта информация используется для управления работой различных музыкальных синтезаторов, подключённых к компьютеру. Использование персонального компьютера даёт композитору ряд преимуществ по сравнению с традиционным процессом создания музыки. К ним относится в первую очередь возможность электронного редактирования нотного материала на дисплее.
Композитор выписывает партии отдельных инструментов непосредственно на экране в привычной нотной записи. Работа с дисплеем может оказаться значительно более трудоёмкой, чем традиционный процесс нотного письма: здесь необходимо указать абсолютно точно, как исполнять тот или иной отрывок, указать все оттенки и нюансы оркестровки, так как компьютер не обладает опытом и интуицией живого человека и исполняет буквально то, что написано. Но трудности общения с компьютером с лихвой окупаются. Композитор может оперативно внести исправления и добавления и, самое главное, может прослушать отдельные партии и всё произведение в целом без привлечения коллектива профессиональных музыкантов - исполнителей, без использования студийной музыкальной техники.
Тембровые возможности современных синтезаторов являются практически неисчерпаемым, что позволяет получать любые звучания и различные их оттенки, необходимые автору. Управление такими синтезаторами с помощью компьютера даёт возможность композитору наиболее полно реализовать его творческий замысел и максимально воплотить авторскую концепцию исполнения произведения.
Если при создании симфонических полотен многие мастера использовали тембровые микстуры, достигая таким образом яркого художественного эффекта, то в области компьютерной музыки это приём лежит в основе композиторского мышления. Бесконечные сплетения различных синтезированных звучаний становятся характерным приёмом музыкальной выразительности.
В СССР эта была первая попытка использования персонального компьютера для создания музыки.
"Музыкальный компьютер" (Пульс-1) был записан с помощью персонального компьютера "Yamaha CX 5", а так же музыкальных синтезаторов "Yamaha DX 7", "Roland Jupiter 4" и ритмкомпозера "Roland TR 909".
"Пульс-2" за авторством Зигмара Лиепиньша записан уже в инструментальном "ключе", в записи участвовали: Гунтис Везгайлис - бас-гитара, Олег Упениекс - ударные и "Yamaha RX 11", Харри Зариньш - соло-гитара, Зигмар Лиепиньш - клавишные.
Пульс-3" за авторством ансамбля "Арсенал" п/у Алексея Козлова (композиции и аранжировки).
Данная серия была ориентирована в основном на молодёжную аудиторию. Фонограммы создавались и редактировались непосредственно в памяти ЭВМ, там же осуществлялось и сведение фонограммы по звуковым планам и стереопанораме. В одних случаях это было полностью готовое произведение, требующее только окончательной студийной обработки, в других - "полуфабрикат", рассчитанный на доигрывание отдельных партий авторами, как исполнителями. Дописывание осуществлялось в студийных условиях на многоканальном магнитофоне. В связи с экспериментальным характером данной работы пришлось работать в необычных условиях и звукорежиссёру Юрию Грицу, которому авторы были очень признательны за большой вклад, внесённый им в работу над данной пластинкой.
В результате работы с данной моделью ПК выяснился тогда ряд особенностей в его программном обеспечении, которые несколько затрудняли и замедляли работу с ним, хотя и не являлись принципиальными. Авторы, один из которых являлся профессиональным программистом, понимали сложность музыкального программного обеспечения и они со временем эти недостатки устранили.
P.S: Серия "Спорт и музыка" на этом не закончилась, продолжение следует)))
На этом всё. Спасибо всем за внимание!