Найти тему
Забытые моряки

Канал имени Москвы - что это?

Это самый грандиозный проект СССР, который дал Москве жизнь. Большая часть воды в нашей реке и наших кранах из этого канала. Практически никто из москвичей не знает кто его придумал, кто его создавал, где он проходит и что за термин за такой - "храмы на воде".

Шлюз № 8. Фото автора.
Шлюз № 8. Фото автора.
Шлюз № 8. Фото автора.
Шлюз № 8. Фото автора.

Канал имени Москвы - это огромная рукотворная река, намного больше чем Москва-река. В тридцатые годы Волгу, около Дубны перегородили, создав целое море и часть этой воды пустили в Москву, выкопав канал в 128 километров. В основном лопатами. Да не абы как, а с волшебством - воду заставили течь в гору. Канал накачивается насосами через сеть Гидроузлов до больших водораздельных (накопительных) водохранилищ от Икши и за ней. А далее вода уже самотёком, через самую трудную часть - Глубокую выемку Долгопрудного, приходит к Москве.

Строительство шло с осени 1932 года до весны 1938 года. Этот Канал гораздо более сложный, чем тот же Панамский, но Панамский строился порядка тридцати лет. Причём на Панском вся работа была механизирована и там не было гидроузлов, у нас же техники было очень мало, больше половины всех работ было выполнено лопатами. И пришлось изобретать и создавать гидроузлы самим, без привлечения импортной инженерной мысли и механизмов.

Обязательно пройдитесь на корабле по шлюзам, от Москвы до Дубны. Восемь замечательных гидроузлов, о существовании которых вы, возможно даже и не подозревали.

Яхрома. Фото автора.
Яхрома. Фото автора.
Икша. Фото автора.
Икша. Фото автора.
Яхрома. Фото автора.
Яхрома. Фото автора.

Всё это создавалось в монастыре. Да-да, именно в Борисоглебском монастыре города Дмитрова, музей который там располагался выкинули на улицу, а туда заехала всесильна контора Дмитлага, самого большого лагеря в системе ГУЛАГ, именно это организация вела строительство.

В монастыре помимо прочих творили художники, поэты, писатели, музыканты, которые воспевали Канал. И архитекторы со скульпторами, которые создали всю эту красоту.

Барельефы восьмого шлюза в Тушино. Фото автора.
Барельефы восьмого шлюза в Тушино. Фото автора.
Шлюз в Тушино. Фото автора.
Шлюз в Тушино. Фото автора.
Шлюз в Карамышево. Фото автора.
Шлюз в Карамышево. Фото автора.

Все эти творцы в июне 1937 года были расстреляны по делу Семёна Фирина, который возглавлял Дмитлаг. Семёну Фирину вменили то, что собрал армию заключённых и собрался сделать с художниками, музыкантами, поэтами да архитекторами государственный переворот. За два дня до запуска первой флотилии по Каналу его арестовали и через три месяца расстреляли.

Семён Фирин, дружеский шарж.
Семён Фирин, дружеский шарж.
Семён Фирин. А за ним стоит Будасси, начальник Глубоклой выемки (Долгопрудный), самого трудного участка в стройке.
Семён Фирин. А за ним стоит Будасси, начальник Глубоклой выемки (Долгопрудный), самого трудного участка в стройке.

Канал сливается с Москвой-рекой в Тушино, но и за пределами этой исторической встречи лежат несколько участков Канала имени Москвы. Это, например Нагатино - сейчас там находится Нагатинский архипелаг, созданный Дмитлагом. Доступ туда простым гражданам запрещён и тайн там, конечно, предостаточно.

Малый шлюз Нагатинского архипелага. Фото автора.
Малый шлюз Нагатинского архипелага. Фото автора.
Малый шлюз Нагатинского архипелага. Фото автора.
Малый шлюз Нагатинского архипелага. Фото автора.
Большой шлюз Нагатинского архипелага
Большой шлюз Нагатинского архипелага
 Фото автора. Сегментный затвор и большой шлюз Нагатинского архипелага. Фото автора.
Фото автора. Сегментный затвор и большой шлюз Нагатинского архипелага. Фото автора.

На Канале имени Москвы династийно работают замечательные люди. У многих здесь работали родные начиная со строительства Канала. Это хранители уникальной техники, которая находится на гидроузлах.

Механизмы Перервинской плотины. Фото автора.
Механизмы Перервинской плотины. Фото автора.
Работница Канала. Шлюз № 3. Фото автора.
Работница Канала. Шлюз № 3. Фото автора.
Работница Канала. Шлюз № 8. Фото автора.
Работница Канала. Шлюз № 8. Фото автора.

Но, к сожалению, даже работники Канал не знают историю строительства. Ныне об этом ведают только несколько человек из Краеведческого Общества "Москва-Волга", мы создаём музеи, ведём лекции и экскурсии по каналу. У нас есть одноимённый исторический сайт, где собраны уникальные материалы по истории Канала. А ещё снимаем фильмы - всем рекомендуем их посмотреть в ютубе, на канале Забытые моряки, а здесь небольшое, но красочное видео.