Найти тему
Московская газета

Баланс сил российского кинематографа против западного сильно сместился

   Баланс сил российского кинематографа против западного сильно сместился
Баланс сил российского кинематографа против западного сильно сместился

Эксперты рассказали об интересе зрителей к отечественному кинематографу и качестве современных фильмов

Большинство западных кинопрокатчиков и стриминговых сервисов покинули Россию, в результате у отечественной киноиндустрии появилась возможность заполнить освободившуюся нишу. По данным Фонда кино, ещё с середины 2010-х годов отечественные картины стали регулярно попадать в топы по популярности среди посетителей кинотеатров, а за последние два года это преимущество стало тотальным. В 2022 году общие кассовые сборы российских фильмов впервые оказались больше, чем у иностранных. Эту тенденцию оценили и власти. Премьер-министр Михаил Мишустин в начале текущего года рассказывал, что только за новогодние праздники в кинотеатры на отечественные премьеры пришли 14 млн человек, а число проданных билетов в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросло на 10,5%.

О том, что из себя представляет сегодня отечественный кинематограф «Московская газета» побеседовала с режиссером Дмитрием Хахузой и сценаристом, продюсером Евгением Шевченко.

«Индустрия кино в России находится на высоком уровне, — отметил Дмитрий Хахуза. — Сериалы всегда снимались в большом количестве, независимо от западных трендов. В России всегда были темы, которые хочется обсуждать в рамках сериалов, а с появлением стриминговых платформ эта тенденция стала еще более заметной. Сейчас все больше новых авторов поднимают большие социальные и философские вопросы. Многие свежие авторы показывают, что рассказывать можно по-разному, в разных ключах и жанрах, что значительно укрепляет нашу индустрию».

По мнению режиссера, баланс сил российского кинематографа против западных произведений сильно сместился в сторону отечественных фильмов: «С уходом западных фильмов освободилось много окон для показа, которые заполняются яркими и сильными отечественными произведениями. Это дает всё больше возможностей для новых авторов и привлекает зрителей. И, судя по сборам, это успешный подход».

«Благодаря Фонду кино, Институту развития интернета и другим платформам, которые вкладываются в производство, находятся больше качественных авторов, что приводит к росту качества и количества производимых картин. Уровень продакшна в России всегда был на высоком уровне, что также способствует росту качества фильмов. Пример успешного фильма — «Майор Гром: Игра» режиссера Олега Трофима, который отличается проработкой, вниманием к деталям и отличной сценарной работой», — добавил Дмитрий Хахуза.

На вопрос издания о том, показало бы российское кино такой же рост популярности без ухода большей части западных участников рынка сценарист, продюсер Евгений Шевченко, отметил, что, говоря о каком-то невероятном росте, мы говорим по большей части о крупнобюджетном кино, у которого просто практически не осталось в прокате легальных конкурентов после ухода голливудских мэйджеров.

«Если мы посмотрим на так называемый «авторский» кинематограф, мы с вами не увидим сказочного взлета цифр. Люди не стали больше ходить в кино и не воспылали особой любовью к отечественному производству. Пиковые даты и сезонности полностью сохранились, но скудность выбора всегда способствует появлению консолидированных лидеров проката».

Кинопроизводство – это не завод с железобетонными стандартами, по которым мы можем оценить, выросло качество или упало. Кинематограф, в том числе отечественный, не монолитен. Есть удачные примеры, где мы можем порадоваться техническим совершенствам или глубине мысли фильма, а есть чудовищные картины, снятые за большие деньги, которые ничего не прибавляют. Были 10 лет назад, есть сейчас и будут в будущем в нашей стране и любой другой. Но отсутствие конкуренции не идет на пользу никакой области искусства или науки, и кино в том числе, это надо иметь в виду. А доля и прибыль российских картин в прокате, разумеется, связаны с конкуренцией. Я бы не стал «гадать на кофейной гуще», делая предположения о том, собрали бы наши фильмы-миллиардеры такие деньги, если бы в соседнем зале шел фильм условного Marvel», — подчеркнул Евгений Шевченко.