Знаете, я сама, как обычный человек периодически огорчаюсь, читая негативные комментарии под моими статьями. Чего там только не бывает. Иногда хочется сразу ответить и пожестче, но я же понимаю, что нет смысла спорить и уж тем более огрызаться. Но вот поговорить о том, почему людям, не всем, но довольно многим, нравиться искать ошибки у авторов и гневно негодовать, если что-то не совпадает с представлениями комментатора о жизни.
Вот об этом и поговорим, ведь негативные комментарии встречаются не только у меня, я специально посмотрела статьи моих коллег по Дзену.
Разберемся вместе с тем, что такое реакция человека в психологии, его поведение и стимулы.
Что такое реакция в психологии
Реакция в психологии это некоторое ответное действие организма человека, вызываемое каким-либо раздражением. Если внимательно приглядеться к поведению человека, то можно заметить, что обычно все движения и поступки возникают в ответ на какие-либо импульсы, толчки или раздражения, которые называют стимулом или событием.
Реакции могут быть осознанными или бессознательными, они могут быть сложными и состоять из эмоции, мысли, движения, изменение настроения и даже внутреннего состояния организма.
Реакции бывают инстинктивными и обусловленными прежним опытом человека.
Инстинктивная реакция это автоматические биологически обусловленные реакции, такие как страх или потребность в пище.
Реакции, обусловленные опытом, формируются на основе предыдущих жизненных ситуаций и могут включать в себя ассоциации, представления, различные когнитивные искажения, такие как предвзятость, иллюзия контроля и многие другие.
Реакции могут быть негативными и позитивными, врожденными и выученными, оперативными и реактивными.
Оперативные и реактивные реакции – это те же приобретенные и инстинктивные, только называются иначе.
Ученые давно изучают поведение и реакции человека и выделяют разные типы реакций в психологии.
Широко известная триада реакций - Бей-Беги-Замри практически полностью может описать любую реакцию в отдельно взятый момент времени. Напомню, что это такое:
🔸 Реакция «Бей»
В психологии эта реакция определяется, как агрессия и сопротивление. Возникает она, когда человек ощутил угрозу, и он принимает решение об активном сопротивлении и борьбе. Агрессивное поведение здесь применяется для защиты себя и своих близких.
🔸 Реакция «Беги»
В психологии эта реакция определяется, как реакция бегства от угрозы. Человек мобилизует свои ресурсы для побега от опасности для того, чтобы как можно быстрее оказаться в безопасном месте, где ничто ему не угрожает.
🔸 Реакция «Замри»
Эта реакция в психологии определяется, как реакция оцепенения. Бывают ситуации, в которых человек может как бы «замереть», причем в прямом или переносном смысле, чтобы остаться незамеченным надеясь, что угроза пройдет мимо.
Эти реакции основаны на эволюционной адаптации и дали возможность выжить предкам современного человека в ситуациях, когда угроза со стороны хищников и иных опасностей была обычным делом. Современные люди могут испытывать подобные реакции в ответ на различные факторы, в том числе, когда угрозы связаны с социальными и эмоциональными факторами, а не с физической опасностью.
Ещё одно важное понятие это защитная реакция, которую в психологии определяют, как специальные психологические механизмы и стратегии, которые неосознанно используются человеком для снижения тревожности, защиты, сохранения психологического равновесия и предотвращения негативных эмоциональных или психических состояний.
Защитные механизмы нужны человеку для облегчения обработки информации и снижения негативных последствий стрессовых или травматических ситуаций. Защитные механизмы могут приводить как к позитивным, так и к негативным эффектам.
Защитные механизмы обычно включаются спонтанно, и мы даже не всегда осознаем, какие именно механизмы работают в текущий момент времени. Защитных реакций много, ниже перечислены основные:
🔹 Отрицание
Человек отказывается признавать реальность в случае неприемлемой или болезненной для него ситуации. Это часто помогает человеку временно избежать состояния повышенной тревожности и стресса.
🔹 Проекция
В этом случае человек приписывает свои негативные чувства, мысли или желания другим людям. Человек может таким способом проецировать свои внутренние конфликты на окружающих.
🔹 Рационализация
Эта защита помогает искать логические обоснования или оправдания для своих поступков, чтобы снизить состояние тревожности.
🔹 Сублимация
Это ни что иное, как перенаправление негативной энергии или импульсов в позитивное и социально приемлемое поведение. Например, агрессивные эмоции могут быть направлены в творческую деятельность или занятия спортом.
🔹 Отказ от реальности
Человек в некоторых особо сложных и опасных ситуациях так пытается избежать стресса отказываясь от признания ситуации реальной.
🔹 Регрессия
Человек может начать вести себя, как ребенок под воздействием сильного стресса.
🔹 Компенсация
Чувствуя свои слабые стороны и недостатки в какой-либо области, человек стремится их компенсировать развивая сильные стороны в другой сфере.
🔹 Идентификация с агрессором
Иногда человек начинает подражать поведению и/или убеждениям агрессора в надежде, что так он станет своим и получит защиту. Кстати, так часто ведут себя жертвы в руках насильника.
🔹 Изоляция
Человек может отделять эмоции и мысли от угрожающего содержания события. Он как-бы выстраивает барьер между ситуацией и чувствами.
🔹 Подавление
В неприятной или угрожающей ситуации человек сознательно угнетает или сдерживает негативные эмоции.
Защитные реакции отлично помогают защитить психику в моменте, но в долгосрочной перспективе они могут вызывать психологические проблемы.
Изучая эмоциональные реакции, психология как наука открывает новые возможности взаимодействия между людьми, лучше понимает, как люди реагируют на стрессовые ситуации, как формируются привычки и как развиваются эмоции. Понимание реакций человека помогает разрабатывать и применять различные стратегии для управления эмоциями и разрешения конфликтов. Понимание психологии реакции человека, позволяет лучше разобраться в различных аспектах цифрового поведения, реакциях на мнения и прочий контент сторонних пользователей.
Откуда берутся негативные комментарии
Я не буду касаться темы негативных отзывов на товары и услуги, это отдельная обширная тема, но оставим ее маркетологам и психологам, специализирующимся в бизнес сфере. Разберем откуда так много желающих написать именно негативный комментарий к постам, статьям и видео.
Психологи уже исследуют причины написания негативных комментариев к постам в социальных сетях, если убрать детализацию причин, то выделяется десять наиболее распространенных причин негатива в комментариях:
🌀 Анонимность и удаленность
В сети мы не контактируем напрямую лицом к лицу, мы даже не знакомы друг с другом, так нет рисков получить ответку. Все вместе может подталкивать некоторых людей к более агрессивному поведению, они просто не чувствуют ответственности за свои слова.
🌀 Эмоции
Чаще всего люди выражают свои эмоции гораздо более открыто в виртуальной среде, чем в реальной жизни. Поэтому склонность людей к агрессивному поведению проявляется в комментариях в интернете.
🌀 Троллинг и внимание
Это особый случай - некоторые люди могут намеренно размещать негативные комментарии, чтобы вызвать споры и привлечь внимание к себе.
🌀 Личные проблемы и стресс
Человек может переносить свои личные проблемы и стресс в соцсети, что и проявляется в негативных комментариях.
🌀 Недовольство и разочарование
У многих случаются в жизни разочарования, поэтому люди иногда используют Интернет для выражения своего недовольства и разочарования в определенных событиях, людях или жизни как таковой.
🌀 Зависть и ревность
Ещё одна причина негативных комментариев может быть связана с завистью или ревностью по отношению к успехам, достижениям и вниманию, которое получают другие в соцсетях.
🌀 Конфликты и противоречия во мнениях
Очевидная вещь - различия во мнениях, ценностях и взглядах могут привести к ожесточенным дискуссиям и негативным комментариям. К сожалению далеко не все умеют вести диалог вежливо, так и начинаются негативные комментарии.
🌀 Защита своего мнения или мнения группы
Довольно частый случай, когда люди могут использовать негативные комментарии для защиты своих взглядов, или мнений группы, к которой они принадлежат, или своей идентичности.
🌀 Скрытая реклама или маркетинг
Бывает, что комментатор намеренно добавляет негатива в комментарий, для реализации собственной стратегии скрытой рекламы или маркетинга, направленной на дискредитацию конкурентов.
🌀 Реально существующая проблема
А вот это уже реальная причина негативных комментариев - бывает, что действительно в статье есть ошибки, или написано не понятно. Тогда стоит принять к сведению все, что критикует комментатор и исправить недочеты в дальнейшем.
Да, последняя причина неприятна для автора и поэтому ее не все рассматривают серьезно, обычно гораздо проще обвинить виртуального собеседника в наличии личных глубинных комплексов родом из детства, чем признать свою ошибку.
Это тоже защитная реакция.
Однако, роль прочих деструктивных причин не стоит уменьшать. Кстати, все причины могут проявляться в разных комбинациях. Помните, что в сети собираются люди с очень разными взглядами, позициями, характерами и мотивацией, поэтому негативные комментарии могут быть результатом этого разнообразия.
Как правильно реагировать на негативные комментарии
Я сама часто сталкиваюсь с комментариями читателей, которые откровенно нацелены на меня, как личность, поэтому вот несколько рекомендаций, как реагировать на такого рода личные негативные комментарии.
Это не только мой опыт, но и советы моих коллег.
🙂 Сохранять спокойствие
Увидели неприятный комментарий, вдохнули-выдохнули и дальше контролируйте свои эмоции. Никаких импульсивных реакций. Да, хочется сразу резко ответить, подумайте - а зачем? Сначала хорошо подумайте и только потом можете ответить.
🙂 Не принимайте близко к сердцу
Помните, что чаще всего негативные комментарии связаны с проблемами самих комментаторов и не отражают реальное мнение о вас, вероятнее всего это некие проекции самого комментатора или его личного мнения о теме и ситуации. А он имеет право на собственное мнение.
🙂 Проверьте, не является ли комментатор ботом
Помните, что современные алгоритмы искусственного интеллекта позволяют находить высказывания по острым социально-политическим темам опираясь на ключевые слова и хейтить любое мнение, не совпадающее с официальным.
🙂 Игнорировать
Иногда игнорирование негативного комментария или просто его удаление вполне достаточно. Если негативные комментарии от конкретного читателя продолжаются, то можно заблокировать пользователя или ограничить ему доступ к вашему контенту. Такие действия отлично помогают гасить конфликты в самом начале и создают экологичную атмосферу для тех, кто приходит за конструктивным общением.
🙂 Грамотный ответ
Иногда можно ответить на негативный комментарий, в этом случае стоит делать это вежливо, тактично, не переходя на личности, просто выразить свою точку зрения и дать дополнительную информацию по сути, которая поможет уточнить ситуацию.
🙂 Конструктивная обратная связь
Можно уточнить разные аспекты в негативном комментарии и спросить, что комментатора не устраивает и как изменить ситуацию. Сразу скажу, это не всегда срабатывает, поскольку критиковать без предложений гораздо проще и не все комментаторы готовы переходить к конструктиву.
🙂 Обратиться за помощью
В случае, если негативные комментарии и откровенный хейт от конкретных пользователей становятся навязчивым, агрессивным и угрожающим, стоит обратиться за помощью к администраторам социальной сети или даже, в крайних случаях, к правоохранительным органам.
В любом случае, реагируя на комментарии с негативным посылом, стоит проявлять эмоциональную сдержанность, терпение и тактичность.
Что делаю я сама?
- Да, я читаю все комментарии.
- Удаляю те, что содержат ненормативную лексику, рекламу и любой неприемлемый контент.
- Иногда начинаю писать ответ и понимаю, что не стоит и ничего не отвечаю
- Иногда аргументирую и отвечаю, но часто это не приводит к конструктиву, ведь комментатор живет в собственном мире и пробиться внутрь довольно сложно.
- Блокирую тех, кто задевает меня лично.
Записаться на консультацию можно НАЖАВ ЗДЕСЬ
Если у вас есть вопросы, которые Вы готовы задать психологу и повысить качество своей жизни, то обращайтесь к нам.
Сообщество Психология для жизни
〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️
Дорогие подписчики!
Я уже знаю, что вы любите читать разные истории из жизни, но, возможно, кому-то будет интересны и другие мои тексты, не связанные с вопросами психологии, скорее развлекательные и немного ностальгические романы, тогда заходите на мой новый канал ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ И ДРУГИЕ РОМАНЫ
ИЛЛЮСТРАЦИЯ ДЛЯ ЭТОЙ СТАТЬИ СОЗДАНА ИИ