Найти тему

Осетинский орнамент

Оглавление

17 июля - День этнографа. В честь праздника публикуем статью студентки факультета русской филологии СОГУ Дзерассы Эмиралиевой об осетинском орнаменте.

Орнамент – это образ нации, в котором сосредоточены представления о мироустройстве. Это особый язык общения, выражающий чувства народа, его отношения с Богом и земным миром. Через орнамент сохраняется культура сквозь века. В узорах кроется корень истории, а потому орнамент привлекает внимание многих исследователей.

Связь с другими культурами

История аланского орнамента очень богата. Она испытала влияние древнейшей кобанской культуры, содержит элементы скифского и сарматского искусства. Одни из первых мотивов осетинского орнамента, обнаруженных на территории Северной Осетии,принадлежат середине II тыс. до н.э.

С середины I тыс. до н. э. в культуре происходит взаимное проникновение позднекобанских форм и степных скифских в «скифском зверином» стиле. В IV – III в. до н. э. на предгорьях Северного Кавказа осели сарматские племена, искусство которых характеризуется красочным сочетанием драгоценных и полудрагоценных камней, золота. Этот стиль считается характерно аланским со II в. н. э.

Элементы алано-осетинского орнамента, а особенно растительные узоры, берут своё начало из скифо-сарматской культуры, где появляются волнообразные ветки с изображением листьев. Распространение растительных мотивов можно отнести к аланскому периоду, а изображение голов животных, а также геометрические узоры, являются исконно традиционными на территории Осетии ещё с периода бронзового Кобана.

Семантическое значение

Орнамент – не произвольный набор рисунков, а упорядоченный рассказ и даже символ, обладающий магическими свойствами. За каждым узором кроется свой особенный смысл.

Осетинский орнамент построен на достаточно обширной системе символов. Так, например, все природные объекты имели свое традиционное обозначение: землю символизировала прямая линия, воду волнистая линия, крест символизировал огонь или солнце, а зигзагами или треугольникацми обозначались горы или жилища.

Кроме того, осетинский орнамент содержит множество образов живых существ: птиц, коней, деревьев и цветов. Считалось, что изображенияживых существ в орнаменте привлекают добрых духов и отпугивают злых.

При этом для осетинского орнамента была характерна вариативность. Например, рогатый скот, как один из важнейших символов в аланской культуре традиционно обозначался в виде спиралей. Однако стадо овец иногда изображалось в виде скопления точек или мелких треугольников.

Основные элементы осетинского орнамента

Солнце. Солнце – один из центральных элементов аланской орнамики. Оно могло обозначать как символ тепла, света, жизни, рождения и начала, так и злой источник, уничтожающий посевы и высушивающий источники воды.

Изображалось солнце в виде креста или круга с исходящими линиями. Важен был и цвет орнамента: красное солнце символизировало зной, жару и сухость, а ярко желтое – жизнь, свет и благополучие. Иногда солнце изображалось тёмным — это ночь, смерть, упадок, голод.

-2

Крест. Изображения креста в осетинском орнаменте появились у осетин задолго до прихода христианства. В традиционной культуре крест символизировал огонь – так как форма имитировала орудие для его добывания. Позже крест стал символизировать и солнце. Это значение связано с постоянным циклом обновления: огонь и солнце постоянно умирают и возрождаются, отсюда их символическое обозначение воскресения и бессмертия. Еще одно значение, с котором связывают огненную символику – это очистительная, целебная сила.

-3

Баран. В Осетии баран (фыс) – одно из наиболее почитаемых животных. Связан он с общеиранским божеством «Фарн», которое традиционно изображалось в том числе в образе барана. Это божество играло значительную роль в кобанской культуре, у сарматов, алан. Оно символизировало животворящие силы благодати, и являлось аналогом христианского нимба божественного происхождения. Это значение, связанное с бараном, перешло и в традиционные обрядыосетин – можно говорить о культе «Фыры дзуар» – «божества Барана» – к которому обращались с молитвами о благодати.

-4

Бык. Вмифологии осетин бык был связан с символом плодородия. Существовало архаическое представление о быке, который поддерживал землю с горами и морями. Сохранилось выражение – зæххыл хцæг гал (осет. бык, держащий землю). Поэтому в обрядах Богу, Уастырджи и Сослану в жертву приносили именно быка. Например, в первый день Джеуæргуыба приносили в жертву быка и устаивали праздник Галæргжвджн хуыцаубон (осет. Воскресенье заклания быка).

-5

Змея. Изображение змей в осетинском орнаменте связано с охранительными функциям. Поэтому так часто можно видеть изображения змей на пинцетах, топорах, кинжалах или же украшениях. Например, изображение змеи на шапочке невесты означает пожелание благополучия и изобилия. Змея до сих пор является тотемом родственных фамилий Сагеевых, Дагуевых, Гегкиевых, Таказовых, Хачировых, Туккаевых и Цеовых.

Цветовая и цифровая символика.

Значение орнамента также зависит и от цвета, в который он окрашен. Так традиционно красный цвет был связан с военной сферой. Орнамент, окрашенный в красный цвет, наносился, к примеру на оружие или одеяния воина. Желтый цвет относился к хозяйственной сфере: это цвет зерна, меда и жира. Орнамент желтого цвета наносился на предметы быта и был связан с плодородием и достатком. Белый же цвет – цвет жрецов, был связан с божественной благодатью. Он традиционно использовался в ритуальных обрядах.

Цифровая символика также имела важное значение. Так, самым счастливым числом считалась «тройка», символизирующее троичную организацию пространства. Зачастую орнамент состоял из трех повторяющихся составляющих, для поддержания и усиления символического значения орнамента. «Двойка» же использовалась в поминальной сфере и символизировала нарушение триединства мира. «Семерка» считалась священным числом, символизирующее четыре стороны света и три зоны мира. Культ семи святых («авд дзуары») также отображается в орнаменте в виде частоты повторений элементов.

Сохранение традиций в современности

Сегодня одна из наиболее острых проблем – сохранение самобытности отдельных народов, особенно малых. Орнамент – способов передачи культуры и поверий предков современным поколениям, этим объясняется важность изучения древних орнаментов и сохранение значений узоров.

Случается и так, что из старых орнаментальных узоров не только извлекается имеющийся смысл, но и создаётся совершенно новая система. Так, орнамент становитсяисточникомвдохновения для творчества современных художников, дизайнеров, архитекторов.

На основе национального осетинского орнамента в 90-х годах был изобретён шрифт «Ger». Создатель его – Лев Алборов. Лев родился в городе Цхинвали (Южная Осетия) в 1965 г. Изучая осетинские узоры, его вдохновило, прежде всего, обилие информации и знаний, содержащихся в орнаменте. Тогда Лев решил перенести эти узоры на понятный машине язык. Получившийся шрифт «Ger» выполняет, конечно, скорее декоративную функцию, а использовать его для осмысленного письма вряд ли получится. Названием шрифту послужила родовая деревня Льва – Джер.

-6

Шрифт был разработан для одной из крупнейших российских шрифтовых компаний «Paratype». Кроме того, Лев Алборов был удостоен диплома международного конкурса шрифтов «Кириллица-99».

Страница из каталога конкурса «Кириллица-99», посвященная Льву Алборову.
Страница из каталога конкурса «Кириллица-99», посвященная Льву Алборову.

текст: Дзерасса Эмиралиева