Как программирование помогает снизить страх ребенка перед ошибкой.
Проблема
Родители обратились по поводу плохой успеваемости своего сына Игоря по алгебре (восьмой класс). Нанимали разных репетиторов – результата нет. Хотя принято считать, что если ребенок плох в математике, то из него не получится программиста, я предложил родителям начать изучать с ребенком программирование. Обучение программированию – это совместная деятельность. А где как не в совместной деятельности лучше всего проявляется человек? Хотите узнать человека – начните с ним вручную пилить дрова. Через час уже все будет понятно. В нашем случае не через час, а через несколько занятий выяснилось, что Игорь страшно боится сделать ошибку. Он не решал, например, рациональное неравенство только потому, что боялся начать его решать. Конечно, мало какой репетитор по математике сможет помочь такому ребенку.
Как была решена проблема, смотрите в конце текста.
Страх ошибки был связан с...
Первое, что предстояло сделать, это выяснить, почему возникает страх перед ошибкой и каков механизм этого страха. На вопрос о том, кто ругает его за ошибки, ребенок ответил: «Никто». То есть страх наказания за ошибку не являлся причиной страха перед ошибкой. Пока все это выяснялось, мы с Игорем все глубже погружались в программирование. Причем погружение шло с переменным успехом из-за постоянного страха ребенка совершить ошибку, неправильно написать код. В программировании очень легко проверить есть ли ошибка. Для этого надо нажать клавишу F5, чтобы обновить изображение на экране (мы учили вэб-программирование), и тогда изображение либо есть, либо его нет (то есть сделана ошибка). Секунды перед нажатием этой клавиши для ребенка были мучительными. Это привело к тому, что ребенок был уже готов отказаться от занятий программированием. Обычно я провожу уроки без визуального контакта с учеником. Для обучения достаточно только видеть код и слышать голос. Но тут пришлось попросить его включить камеру, чтобы понаблюдать за его мимикой. И я увидел потрясающую картину. Перед каждым нажатием клавиши перезагрузки экрана на лице Игоря явно отражалось чувство стыда. При этом возникал легкий тремор головы (очевидно, из-за напряжения подзатылочных мышц). Получалось, что страх совершить ошибку был как-то связан с чувством стыда. Но этот стыд ребенок не осознавал.
Как правило, нам стыдно перед кем-то и за что-то. За что Игорю было стыдно понятно – за ошибку. А вот как выяснить, перед кем ему было стыдно?
Какой код мы написали с Игорем
Чтобы собрать полезную информацию, мы с Игорем написали небольшую программу. По клику левой кнопки мыши на экране рандомно появлялся один смайлик (программа искала уже готовые смайлики в интернете). От Игоря требовалось сказать, какую эмоцию или чувство, на его взгляд, выражает тот или иной смайлик. Программа замеряла время между кликами в миллисекундах и записывала данные о каждом смайлике в отдельный файл. Таким образом, мы смогли собрать информацию о времени реакции ребенка на различные эмоции. Потом я уже без Игоря посчитал среднеквадратичное отклонение времени по каждой эмоции и увидел четкую закономерность. Разброс длительности реакции на все эмоции (чувства, состояния) был большим. Например, реакция на смайлик «печаль/горе» занимала от 300 до 1500 миллисекунд. Большой разброс давали все эмоции кроме одной. Реакция на смеющийся смайлик была стабильно короткой – около 400 миллисекунд. То есть ребенок старался как можно быстрее миновать эту эмоцию. Очевидно, она была для него неприятна. Ребенок испытывал чувство стыда перед смеющимся человеком. Теперь нужно было только обнаружить в жизни Игоря событие, связанное с этой неприятностью.
Ниже вы видите скриншот сайта, код которого написал Игорь. Если кликнуть мышкой по кнопке Next, то счетчик вверху увеличится на единицу, а слева появится новый смайлик.
Стыд и страх
И такое событие после долгих бесед было найдено. Оказалось, что в начальных классах учительница рассказала детям, какую смешную ошибку Игорь совершил в диктанте. Все дети долго смеялись, а Игорь испытал глубокий стыд. Чтобы подавить стыд, ребенок начал напрягать мышцы плечевого пояса и шеи. Это приводило к нарушению кровотока и, как следствие, к сильным головным болям. Страх ожидания боли привел к страху ожидания ошибки.
Как решили проблему
Осознание ситуации привело к существенному улучшению состояния ребенка. Теперь оставалось только убедить его, что ошибка – это нормальное явление. К сожалению, в школе ошибки запрещены. Нам надо было разрешить ошибки. Для этого на каждом уроке мы обменивались с Игорем кодами, в которых каждый из нас специально допускал ошибку. Мы соревновались, кто быстрее найдет чужую ошибку. То есть для начала надо было искать не свою, а именно чужую ошибку. Так было легче легализовать в психике ребенка существование ошибок. Естественно, в большинстве случаев ребенок находил ошибку первым. Так он научился ощущать себя победителем. Затем возможность преднамеренной ошибки мы распространили на алгебру. «Найти и обезвредить!» - вот с таким настроем Игорь приступал к решению математических задач. Мы учились с Игорем безжалостно уничтожать ошибку. Здесь ключевое слово – безжалостно. То есть я просил Игоря испытать агрессию по отношению к найденной ошибке и удалить ее. Агрессия – одно из немногих чувств, способных справиться со страхом. Чуть позже мы с ним написали код, который включал звук короткой автоматной очереди, если в слове на экране исправлялась какая-нибудь буква. То есть чувство агрессии теперь подкреплялось через аудиальный канал.
Последствия педагогической ошибки первой учительницы будут сказываться на психике Игоря всю оставшуюся жизнь. Но нам удалось с ним создать рабочий психологический "костыль" в форме встречной агрессии на ошибки. Это позволит ему "дотянуть" примерно лет до 25, чтобы, находясь уже во взрослом состоянии, более осознанно пройти психотерапевтическое лечение.
От ошибок в коде к ошибкам в жизни
Даже если ваш ребенок не особо комплексует по поводу ошибок, занятия программированием позволят ему оптимизировать процесс поиска и исправления ошибок. Как я рассказываю в других своих статьях, навыки, полученные в программировании, ребенок затем сможет использовать и в других жизненных ситуациях.
Программирование - это будущее ваших детей. А дети - это ваше будущее.