— С Днём рождения, брат! — Ярослав протянул руку брату, похлопал по плечу, осыпал пожеланиями, вручил подарок в денежном эквиваленте в конвертике. Он знал, что брат давно уже копит на машину. За его спиной стояла Полина, его жена, и молчала. Ждала пока хозяйка дома пригласит, если не к столу, то хотя бы в квартиру. Но она не то что пригласить, поздороваться не соизволила выйти.
— Ярослав, пойдём, похоже нам тут не рады! — Полина встала на цыпочки, чтобы дотянутся до уха любимого. Когда он её не послушал, она дёрнула его за руку и вслух, наигранно громким голосом произнесла:
— Пойдём, дорогой, раз нам тут не рады!
Иван хотел что-то возразить, но посмотрел в зал и, опустив голову, произнёс:
— Ещё увидимся ... Брат!
Эта сцены для Полины была огромным потрясением. Она не могла понять, как родной брат не пустил младшего в дом, даже чашки чая не предложил в такой праздник? Ей показалось, что она попала в другой мир, где не брат за брата, а каждый сам по себе.
Когда как в семье Полины сначала были примеры отношений бабушек и дедушек с их братьями и сестрами, а потом и родителей. Если картошку посадить, то сперва - одному брату, потом - второму, потом - сестре и наоборот. Если праздники или торжества, то только в кругу родных. А мама в жёнах братьев вообще души не чаяла, они для неё были больше, чем подруги - родные люди. А тут?
— Ярик, ты заметил, что они сегодня вообще гостей не ждут, даже стулья в кухне у них и то перевернуты на стол?
— Эх, Полин, конечно заметил. Но, что поделать любит он жену свою, любит. И по нему видно, рад бы пригласить нас за стол, да вот только она ...
С этих пор Полина с этой женщиной не общалась, а если приходилось им встречаться на больших праздниках, то они сидели далеко друг от друга, редкий случай перебрасывались ненавистными взглядами.
— У нас же так с тобой не будет?
— Конечно, нет! Любовь моя!!! — Ярослав поднял Полину на руки и закружил. — У нас все родные и родственники будут выходить только из-за стола, — прокричал он.
— Даже мамы? — спросила Полина.
— Да, они должны только так, а не иначе!
Хотела Полечка возразить мужу, что давно кипело на её душе, но решила повременить. Может, всё уляжется само собой? Свекровь месяц назад после свадьбы повадилась их навещать каждый день в их квартиру, пока Ярослав на работе. Для Поли уже казалось наваждением каким-то. Сперва говорила:
— Я тебе помогу и полы вымою и приберусь!
А сейчас и готовить намеревается, то первое, то второе, то ужин, а иногда наготовить столько, что они в мужем дня три едят, ссылается на Полино положение, якобы отдыхать нужно ей больше, но Поля думает наоборот, что она считает её никчёмной хозяйкой.
Один раз она обмолвилась мужу про Нину Павловну, но вскользь и получилось так, что только похвалила её за внимательность. В следующий день прихода в голове у Полины вспыхнула идея:
— Придёт Нина Павловна, а я приглашу в гости маму. Посмотрим кто кого!? Раз у Ярика маме можно каждый день в дом приходить, значит и моей маме вход открыт.
Неделю они жили практически с мамами, которые их оставляли наедине только на ночь, а утром, как только Нина Павловна через порог, так и сваха тут как тут.
В воскресенье Ярослав всех пригласил на ужин и обоим мама строго настрого приказал: входить в их дом только по приглашению или особым случаям. Всё конечно так и было, пока в их семье не появился маленький, тогда обе свахи договорили ночевать через день в двухкомнатной квартире молодых, а нянчиться по графику.
Малыш уже подрос, ему исполнился год, а график бабушек не менялся. Только когда маленький Петенька начал ходить в детский сад, Ярославу снова пришлось напомнить всем о правилах этого дома.
***
Через три года после рождения Петеньки в семье брата Ярослава появился первенец. Но вот из роддома пришлось забирать только Евочку, мама скончалась при родах.
Долго Нина Павловна не могла прийти в себя после трагедии и ревела и бога гневила, но смирилась, глядя какой заботой и любовью окружил крошку отец, словно пытался дать девочке любовь за двоих.
Нина Павловна конечно женщина, мать и бабушка с большой буквы. Бывало нянчилась с обоими внуками, никому в помощи не отказывала, мчалась на помощь по первому звоночку или просьбе.
Но гибель на производстве старшего сына заметно подкосило её здоровье, сердце всё чаще начало прихватить, от малейшего перенапряжения давление резко поднималось до заоблачных цифр. Нина Павловна всё больше и больше времени начала проводить на больничной кровати.
— Полин, давай удочерим Еву? — после первого сердечного приступа Нины Павловны спросил Полину муж.
— Да, конечно, давай! — без особого энтузиазма согласилась Полина так как понимала, что никогда не сможет полюбить дочь той женщины, которую долгие годы так ненавидела.
Но всё изменил случай. Однажды Полина в субботний вечер очень сильно устала: стирка, глажка, приборка, готовка, топка бани - дали о себе знать. Полина от усталости после бани плюхнулась на диван и сказала:
— Сил моих больше нет!
Ева это услышала, прибежала, запрыгнула к Полине на колени, стала её обнимать, целовать и приговаривать:
— Мамочка моя, больше ты никогда не устанешь! Я всегда, всегда тебе помогать буду! И любить, сильно любить!
Растопили слова маленькой девочки сердце Полины. Любит она Еву, с тех пор с рук не спускает и растит, как свою родную и самую дорогую дочь!
Правильно говорят: "Чужих детей не бывает".
Читайте следующий рассказ: