Начнём не с самого древнего периода, а с начала включения крымских торговых постов в европейскую сеть торговли.
В XIII–XV веках на южном побережье Крыма имели форпосты республики Генуя и Венеция. Эти заядлые торговцы быстро поняли выгоды от полуострова. Через него уже проходили сухопутные караванные пути из Европы, Московского государства и Приуралья.
Морские же пути соединяли полуостров с Италией, Ближним Востоком, Сирией и Египтом, с Дальним Востоком и Китаем. Генуэзцы покупали и перепродавали сукно, ткани и льняной холст, оружие, украшения, ювелирные изделия, драгоценные камни, пряности, ладан, меха, кожи, мёд, воск, соль, зерно, лес, рыбу, икру, оливковое масло, вино и даже людей (работорговля в Крыму цвела пышным цветом вплоть до полного запрета после российского завоевания в 1774 году).
В татарских городах после ухода итальянцев и с приходом турков стали развиты производство войлока, выделка кожи, сафьянов, седел, металлообрабатывающее ремесло.
На рынках торговали и продукцией сельского хозяйства, всегда бывшего одним из хедлайнеров крымского производства: мясомолочные, мёд, воск, виноград, овощи, фрукты, вино.
Помимо имевшейся в обращении денежной системы (навеянной, в основном, итальянцами) нередко практиковалась и традиционная меновая торговля. С приходом Российской Империи пришла и индустриализация. В XIX веке развитие промышленности, сельского хозяйства обусловило дальнейший рост внешней торговли.
Огромное значение в развитии торговли в Крыму имел транспорт, особенно железнодорожный (созданный имперскими властями). Он делал товарообмен более быстрым и дешёвым. Также пришли пароходы и хорошие трактовые дороги для гужевого, а позже и автомобильного транспорта.
Советский союз окончательно закрепил статус Крыма как важнейшего узла Черноморской торговли после проливов Босфора и Дарданеллы.
Автор Артем Рудик