В фондах Раменского музея хранятся фотографии и документы, рассказывающие о жизни Алексея Тимофеевича Саладина (1876-1918).
Как вспоминал его друг Василий Васильевич Горшков «По натуре, по жизни он был свободным художником. Писатель-прозаик, великолепный натуралист-художник, фотограф, переплетчик, каллиграф, путешественник, социалист-бунтарь, забастовщик и сочинитель всех казенных железнодорожных докладов. И в каждой этой специальности, был действительно спецом, большим оригинальным мастером. Жизнь во всех проявлениях ума котлом бурлила в этом тихом на вид и полумолчаливом человеке».
О родителях известно мало. Отец Тимофей Григорьевич с 1849 по 1863 гг. служил в артиллерийских войсках, имел бронзовую медаль в память о войне 1853-1856 гг. и нашивку за беспорочную службу. В 1865 году женился на девице Анне Филипповне. Умер в 1899 г. похоронен на Ваганьковском кладбище.
Алексей Тимофеевич родился 19 мая 1876 г. в Тверско-Ямской слободе г. Москвы в семье выходцев из крестьянской среды. В 1888 г. после окончания Новиковско-Ямского начального училища поступал в гимназию, но провалив экзамен, начал работу в типографии. Работая наборщиком, Саладин занимается самообразованием, и поступает на курсы сельских учителей. Чтобы быть допущенным к экзамену надо было получить свидетельство в том, что поведения он хорошего, под судом не состоял, своего земельного надела не имеет, всякого рода недоимок перед казенными органами не обнаружено, что дает ему право сдавать экзамены на звание учителя.
В 1896 г. он становится учителем. После учебы Алексей Тимофеевич направлен учителем в одно из Подмосковных сел, но из-за участия в «народном чтении» и политических дискуссиях, попадает в число «неблагонадежных» лишается места.
Перебравшись на жительство на станцию Люберцы, поближе к Москве Алексей Тимофеевич поступает в Управление Московско-Казанской железной дороги на самую низкую должность помощника делопроизводителя. Но вскоре его усердие и аккуратность были замечены по службе. Сослуживцы вспоминали: «На службе… он был идеально порядочным и аккуратным… Его порядку в делах все удивлялись, и в этом отношении начальство ставило его очень высоко, ценило острый, здоровый ум, быстроту догадок, сообразительность в положениях, требующих особого подхода…. Сама его внешность выдавала интересного человека. Худощавый, среднего роста. Брюнет в пенсне, одет просто, но изыскано, всегда в черном. Был сильно близорук и когда решал дать отдых глазам от стекол, то продолжал читать без очков, близко поднося текст к глазам. Никакой теплой одежды не признавал. В холодное время обходился без шапок и перчаток. По натуре был не особенно разговорчивый, но и в себе не замыкался, любил бывать зачинщиком всяких бесед и споров, но начав разговор, больше слушал. Говорил он тихо осторожно, выслушивая, старался раскусить его, понять его «нутро», узнать в нем интересного или не очень, стоящего или нет человека. По взглядам на жизнь и общество был полным анархистом, свободу мысли и действия ставил превыше всего. Но, несмотря на это, был очень резок, и прямым в деловых суждениях, не примерим к своим оппонентам. Его пламенные, ударные речи в политических дискуссиях были видными и оставляли неизгладимое впечатление, что создавало ему уважение в лагере противников. После революции он встал в ряды левых эсеров, по крайне мере читал их газеты, а любимым поэтом стал Блок, который во взглядах был левым эсером».
Обладая такими взглядами, он не мог остаться в стороне от революционных событий 1905 г. За участие в распространении листовок был посажен в Бутырку, за неимением достаточно улик через год выслан в село Рыбное Рязанской губернии. После двух лет ссылки в 1909 г. Саладин возвращается в Москву и поселяется с семьей в с. Раменское, где работает мелким чиновником на железнодорожной станции и проживает в доме Тектовой. На тот момент его семья состояла из жены Натальи Николаевны 1872 г. рождения, детей Любы, Веры 1902 г., Володи, Германа 1907 г.
Еще в 1902 г. Саладин приобрел по случаю фотоаппарат и создал маленькую студию «Саладин и К», которая специализировалась на фотографировании и распространении снимков с видами Москвы и ее окрестностей. И теперь, в свободное время, взвалив на себя старенькую тяжелую камеру, путешествовал он по Подмосковью, фотографировал старые усадьбы, церкви, деревенские погосты. В одном из писем Саладин так описывает свое путешествие: «А эти скитания иногда стоят мне большой затраты сил. Так недавно я прошел около 40 верст в один день по неизвестной мне… дороге». Все свободное время Алексей Тимофеевич посвятил изучению Подмосковья. Он говорил: «… бесконечно рад частицу моей любви к родной Москве передать другим, в особенности молодому поколению. Это будет лучшей наградой, а никакой другой мне не надо».
Результатом его путешествий явились изящно оформленные альбомы. Автор умело группировал снимки, создавая художественные композиции. К сожалению, до нас дошла лишь незначительная часть альбомов «По пригородам Москвы», «Некрополи Москвы». Одновременно с фотографией Саладин собирает материалы по истории Подмосковья и Бронницкого уезда.
Это увеличение вылилось в путеводитель «По пригородным и дачным местностям от станции Раменское» опубликованный в 1914 г. В предисловии он писал: «…При экскурсиях, прогулках и просто с целью ознакомления с окрестностями, хотя бы своего поселка, необходимо иметь такой материал, который всегда был бы под рукой в виде карманной книжечки, не заключаемой в себе ничего лишнего и ненужного».
Бурное развитие города и железнодорожного транспорта способствовало быстрому освоению дачной местности вблизи Москвы. Начинается строительство уютных дач в живописной местности Бронницкого уезда. Саладин пишет: «Дача – не мода и не безразличное удовольствие, а потребность нашего организма, нуждающегося хотя бы время от времени в чистом и богатом кислородом воздухе, солнце, купании в хорошей не зараженной воде». К Алексею Тимофеевичу, как знатоку, обращаются за советом в выборе места для строительства, планировки комнат, устройству палисадников. Зимой он вместе со своими и соседскими ребятишками совершает лыжные прогулки, сопровождая их интересными рассказами о родном крае. Эти беседы помогали детям восполнить недостаток знаний из-за нехватки литературы по данному направлению.
Саладин пишет: «…ведь так нужны такие книги, особенно теперь, когда с одной стороны, нам необходимо познать самих себя, а с другой, когда потребность в культурных прогулках так назрела, так важно бороться такими средствами с появившимся одичанием. У нас почти нет подобной литературы». Самым удачным для него стал 1917 г., за лето Алексей Тимофеевич написал более 10 очерков: «По народной тропе», «Скорбный путь», «Царская усадьба 17 века» и другие. Но большого значения своим литературным трудам он, по-видимому, не придавал, поэтому публиковался совершенно бесплатно.
В письме к своему другу Ивану Алексеевичу Белоусову он пишет: «… ни в какие денежные сделки я входить с Вами ни за что не соглашусь… И, вообще, мне крайне тяжело связывать с деньгами ту пустяковую работу, которую я делаю в часы досуга и которая служит мне лишь удовольствием, отдыхом…». Часто Саладин обращается к редактору с просьбой его гонорар заменить несколькими экземплярами журналов. Когда из печати вышел Путеводитель по Московско-Казанской дороги, тогдашний председатель правления дорог Николай Карлович фон Мекк пожелал видит автора и воздать ему собственную награду, Алексей Тимофеевич отказался от встречи и никаких компенсаций за свой труд принять не захотел.
В своей книге «Литературная среда» Белоусов вспоминает о первом знакомстве в 1917 г. с Саладиным: «Это был человек лет 40 – замкнутый¸ стесняющийся во всем, неуверенный в себе. Он рассказал мне о своих трудах и через несколько дней доставил довольно объемистую книгу страниц в 350 большого формата. Она носила название «Прогулки по кладбищам Москвы». Ознакомившись с книгой, я поразился тому огромному труду, выполненному с такой любовью в очень короткий срок; в течение летних месяцев 1915-1916 гг. Саладин описал каждое кладбище с исторической стороны и все могилы, описал все надгробия-памятники¸ точно воспроизвел надписи на памятниках и сделал характеристики погребенных, в описаниях он видимо отдавал предпочтение людям литературным».
Кроме «Путеводителя» Алексей Тимофеевич собирался выпустить иллюстрированные путеводители – «Прогулки по Москве, «Прогулки по окрестностям Москвы». Это были, по сути, готовые работы, но их так никто и не издал. Еще Саладин задумал сделать описание всех домов в Москве, где родились, жили и умерли известные писатели. Он рассказал об этом Белоусову, но сам реализовать свою задумку не успел. В 1930 г. его друг осуществил мечту Алексея Тимофеевича – издал книгу «Писательские гнезда».
Зима 1918 г. была для Алексея Тимофеевича тяжелым испытанием. Творческие неудачи, так как путешественника и фотографа в условиях войны могли свободно принять за шпиона, развивающийся туберкулез, голод, все это приближало его кончину. Алексей Тимофеевич страшно нуждался, питался одной вареной картофелиной без хлеба в сутки и ни разу не обратился за помощью, никому не жаловался. Один из друзей вспоминает: «Помню, бывало, положим ему, товарищи по столам, в стол… восьмушку хлеба, кусок селедки – с неизменной твердостью и убеждением, голодный, шатающийся, от слабости он возвращает по адресу всякое реальное выражение жалости и сострадания». Однажды, уставший, полуголодный приезжает он домой и видит на столе горячий мясной суп и котлеты. Алексей Тимофеевич спрашивает жену:
- Откуда это у тебя, Наташа, мясо-то? Где ты видела его? Заняла денег, продала что-нибудь?»
Наталья Николаевна тихим голосом с виноватой улыбкой отвечала:
- А это, Алеша, кокой-то мужичок принес, ты, говорит, сделал что-то, помог ему. Вот он и принес в знак благодарности. Говорит, сегодня заколол овцу.
Алексей Тимофеевич ругает жену за то, что не отказала мужичку.
В один из июльских дней 1918 г. он тихо скончался у себя дома. «Страшно исхудавший, остриженный, обритый, он лежал совсем неузнаваемый, склонив налево умную гордую голову, в которой бились, зрели прекрасные солнечные яркие мысли». Алексей Тимофеевич Саладин был похоронен в селе Раменское на старом кладбище (могила не сохранилась). Пройдут годы и в 2019 г. в свет выйдет музейный сборник «А.Т. Саладин. С любовью к родному краю»
Использованная литература:
1. Путеводитель по пригородным и дачным местностям от станции Раменское Московско-Казанской жел. дор.». Саладин А.Т. Т-во «Печатня С.П. Яковлева». М. 1914 г.
2. Воспоминания В.В. Горшкова. 12-15 мая 1925 г. Москва. Архив ЦГАЛИ.
3. Книга «Алексей Саладин. С любовью к родном у краю». Зайцева О.В. и Андреева Т.В. Ижевск. ООО «Принт» 2019 г.
4. Фото и документы из фондов МУК РИХМ