Ответ нормального человека на опасность для жизни— это сложная интегрированная система реакций, затрагивающих и тело, и разум. Угроза вначале возбуждает нервную систему, заставляя человека, подвергающегося опасности, ощутить прилив адреналина и войти в состояние боевой готовности. Угроза также концентрирует внимание человека на текущей ситуации. Вдобавок она может изменять восприятие: люди в состоянии опасности часто способны не обращать внимания на голод, усталость или боль. Эти изменения в механизмах возбуждения, внимания, восприятия и эмоций — нормальные адаптивные реакции. Они мобилизуют человека, оказавшегося под угрозой, для энергичных действий, направленных на борьбу или бегство. Бриггс, герой фильма "Лулу и Бриггс" это все испытал во время военных действий.
Но все эти напряжения не проходят бесследно.
Посттравматическое стрессовое расстройство - это результат сильных эмоциональных переживаний, которые невозможно было полноценно прожить в экстремальных ситуациях. Травмирующие события переворачивают привычные системы человеческих отношений, которые дарят людям чувство контроля, контакта и смысла. Восприятие становится неточным и пропитывается ужасом, органы чувств могут даже прекратить функционирование. Агрессивные импульсы становятся дезорганизованными и не связанными с текущей ситуацией.
Травмированные люди чувствуют себя и действуют так, словно их нервная система отключилась от настоящего. Поэт Роберт Грейвз вспоминает, что в мирной жизни продолжал реагировать так, будто снова оказался в окопах Первой мировой войны: «Я по-прежнему был умом и телом организован для войны. Снаряды продолжали взрываться в моей постели посреди ночи, несмотря на то, что со мной ее делила Нэнси; незнакомцы посреди бела дня обретали лица убитых друзей". Это испытывает Бриггс в начале фильме.
Еще в конце ХIX века психиатры обратили внимание на появление у солдат синдрома «психического истощения», который появлялся независимо от ранений и контузий — после сильных эмоциональных потрясений (бомбардировки, массовой гибели товарищей и т.д.). Этот синдром, как уже отмечалось, был затем — в период Первой мировой войны — выявлен у 60 тыс. британских солдат, и 44 тыс. были отправлены на родину на лечение.
Во время Второй мировой войны вводится новый термин: «боевое переутомление», в качестве основных проявлений которого описывались: повышенная тревожность, раздражительность, повышенная утомляемость, снижение внимания, астеническое состояние. Лечение состояло в отводе в тыл и временном отдыхе.
Но во время Второй мировой войны был сделан вывод, что во время боевых действий резко возрастает заболеваемость неврозами. Так, по данным отчета американских военных психиатров с января 1942 по июнь 1945 года в армии США был 1 млн случаев обращения по поводу нервно-психических расстройств, то есть такие расстройства отмечались у 25% военнослужащих.
Последующее развитие эта проблема получила в процессе 9-летней Вьетнамской войны США (1964–1973), когда погибло 56 555 чел. и 303 000 получили ранения. А после окончания этой войны покончили с собой 120 тысяч ветеранов. Одним из самых «урожайных» по самоубийствам был 2005 год, когда (через 25 лет после окончания войны) покончили с собой 6256 человек. То есть, как подсчитали американские психиатры, ежедневно сводили счеты с жизнью 17 ветеранов. Для сравнения — потери США при вторжении в Ирак (в 2003) составляли в среднем 2,4 чел. в день.
(Информация взята из статьи Решетникова М.М., врача, профессора, доктора психологических наук, "Современная проблематика психической травмы и посттравматического расстройства")
Есть много способов умереть, лучший из них — продолжать жить!
«Какими мы были тогда, вернувшись с войны, — молодые и лишенные веры, как шахтеры из обвалившейся шахты». Эта цитата из «Трех товарищей», которой Ремарк характеризовал душевный настрой немецких ветеранов Первой мировой, наверняка отражает эмоциональное состояние участников любых вооруженных конфликтов.
Друг Бриггса не выдержал и покончил жизнь самоубийством. Можно утверждать, что он это сделал потому, что ему не оказали вовремя психологической помощи, и это будет правдой. Но главная причина в том, что он не нашел смысла на войне и не смог найти его в мирной жизни. Виктор Франкл, австрийский психоаналитик переживший холокост, писал: «Поиск смысла жизни — это основная мотивация человеческой жизни". Он верил, что человек способен пережить самые разные лишения; но если его жизнь лишена смысла, то он обречен.
Нужно понять и принять... Мы часто это слышим и говорим. Но как же трудно это сделать. Бриггс в фильме нетерпелив, прямолинеен, раздражителен. Это все происходит от непонимания своей ситуации и попытки идти дальше путём саморазрушения, вместо пути спасения и восстановления себя. Но мы видим как он постепенно меняется. Эти изменения происходят благодаря тому, что он встречает людей, которые, которые имеют ресурсы его понять и принять. Женщина, которая кормит его дикого пса из рук, показывает, что в этом мире не все решается силой. Сослуживец Бриггса Ноа вдохновляет его, демонстрируя ему результаты свой работы над собой и братом Лулу. Человек, на которого напала Лулу, не подает на него в суд, а рекомендует обратиться за помощью. Да, он встречает людей, которые его не понимают и не принимают, он к этому привык. Но в его жизни появляется опыт принятия его. И постепенно этот опыт открывает для него новые стороны жизни. Люди терпеливо, раз за разом помогаю ему, создают для него возможность выбраться ему из западни его травмы.
Люди, выстраивая с ним контакт на уровне принятия, дают ему возможность выстраивать ему контакт с собой.
Сослуживец Бриггса Ноа полгода неустанно работал с братом Лулу, чтобы помочь ему выйти из травмы. Но мы с вами понимаем, что он работал с собой. Он менял отношение к жизни, реализуя его через контакт с собакой. Изменилось его поведение, изменился и пес.
То же самое происходит и с Бриггсом.
Но здесь важно отметить, что Бриггс ценит опыт общения с людьми, которые его принимают и ему помогают. Это показатель наличия внутреннего потенциала к исцелению травмы. А цените ли вы?