3D-мебель – относительно новая, но яркая инновационная «игрушка» в мире дизайна интерьеров. Сложные формы, необычные текстуры, уникальные решения, создающиеся 3D-принтером, захватывают умы дизайнеров.
Российские студии, занимающиеся печатью мебели на 3D-принтере, можно пересчитать по пальцам одной руки. Среди них – Руслан Иншаков, шеф-дизайнер и основатель бюро PARAMETRONICA, которое занимается производством уникальной 3D-мебели. Один из эксклюзивных экземпляров студии в том числе представлен в «Кубатуре».
Дизайнер рассказал, что требуется для создания 3D-мебели, сколько это стоит, и причем здесь экология.
— Руслан, давайте начнем с азов: что такое 3D-мебель?
— Есть такое понятие «аддитивные технологии». Это все, что связано с послойным созданием изделия. Можно печатать из пластика, из глины, из бетона, металла… Можно печатать ювелирные изделия, а можно дома.
Я занимаюсь крупноформатной печатью. Это не только сама мебель, это и элементы интерьера, будь то стеновая панель, декоративные панно, декоративные перегородки, элементы архитектуры и так далее. Мы печатаем из пластика. В каждом изделии содержится 20% вторсырья (переработанного пластика). Этим мы вносим свой вклад в сохранение природы.
Руслан Иншаков – профессиональный дизайнер мебели. Закончил Петербургскую художественно-промышленную академию имени А.Л. Штиглица на кафедре «дизайн мебели» в 2003 году, сейчас там же преподает. В 2020 году создал бюро PARAMETRONICA для разработки эксклюзивных проектов для интерьера и архитектуры. Несколько месяцев назад решил сосредоточиться на создании 3D-мебели.
— Расскажите подробнее, как принтер может сделать мебель?
— У нас гранульные 3D-принтеры, то есть мы печатаем гранулами. Очень много разных вариантов пластика, но мы остановились на полистироле из-за его качеств. Сейчас одна московская лаборатория разрабатывает новый вид пластика. Они нам его пришлют на днях, будем тестировать. Это прям новинка, хоть в Антарктиде можно мебель из него ставить.
То есть мы покупаем гранулы, засыпаем их в принтер, можем колеровать в любые цвета, делать растяжки, переходы от цвета к цвету. Каждая колеровка уникальна. Мебель создается на глазах. Это живой, завораживающий процесс.
На нашем производстве есть два вида принтеров: робот-рука для сложных изделий и портальный принтер для изделий попроще.
Печать бывает планарная, то есть в одной плоскости: экструдер (часть, в которой плавится пластик) выдавливает пластик, как крем на торт, и получается один слой изделия.
Планарная 3D-печать в бюро PARAMETRONICA
А непланарная печать позволяет создавать слои более сложной геометрии в разных плоскостях. Я лично не знаю никого у нас в России, кто умеет так печатать. А мы умеем.
Непланарная 3D-печать в бюро PARAMETRONICA
— Расскажите про столик. Он выставлен в «Кубатуре» в магазине Bella Bottega. Как Вы его создали? Чей это был заказ?
— Мы недавно начали заниматься производством, готовимся к приему заказов от архитектурных и дизайн-студий. Первое, что мы напечатали, – это кофейный столик Property, да, он представлен в Кубатуре. Это не был чей-то заказ, я его спроектировал, ориентируясь на человека, который устал от повторяющихся типовых объектов и хочет привнести в интерьер яркую изюминку. Это первая ласточка, которая показывает возможности 3D-печати для дизайнеров и архитекторов.
Также эту технологию оценили мои студенты, и в этом году на защите дипломов было представлено изделие, напечатанное на нашем производстве. Оно получило самую высокую оценку дипломной комиссии. Применение современных технологий в ВУЗах будет только набирать обороты. И я горжусь тем, что моя родная академия поддерживает этот тренд.
— Сколько же такой стол выдерживает? Может ли 3D-мебель сломаться?
— Изделие выдерживает нагрузку примерно в 150 килограммов, и я уверен, что он прочнее большинства предметов в вашем интерьере. У меня такой столик стоит дома. Младшая дочка купила скейт, «запулила» его в гостиную, и он врезался в этот стол. Не пострадал ни скейт, ни столик, ни дочка.
Конечно, качество изделия гарантируют правильные условия печати. Когда, например, технология нарушена, пластик перегрет или быстро остыл, изделие теряет свою прочность. Поэтому мы очень серьезно подходим к этому вопросу и тестируем нашу продукцию на механические повреждения.
— Наверняка, такая мебель стоит недешево. В чем же ее преимущества?
— Самое главное – это возможность создания уникальных сложных форм, которых невозможно добиться традиционными способами производства. Такие изделия точно оценят современные креативные люди, ищущие новые решения и впечатления, желающие привнести высокую эстетику искусства в повседневную жизнь.
Основной плюс аддитивных технологий – это сложность форм и эксклюзивность. Мы можем напечатать очень сложные формы, которые человек стамеской не сделает. Кроме того, такую мебель можно ставить на улице. Она не боится ни ультрафиолета, ни морозов, ни жары.
Кофейный столик Property стоит 80 тысяч рублей.
— Почему Вы остановились именно на 3D-мебели?
— Это из-за моей лени ;)
Много лет я был очень плотно связан с производством мебели, и это ужас. Например, для создания обычного журнального столика задействовано от 5 до 15 и более циклов производства, и на каждом свои мастера: конструкторы, маляры, шлифовщики, упаковщики, раскройщики и так далее.
А на нашем производстве три цикла: дизайн, моделирование и печать. И это существенно облегчает жизнь.
— Что дальше? Кресло, диван, кровать на 3D-принтере?
— У нас в проектах и скамейки есть, и кровати, и стулья, и обеденные столы, и очень много кофейных, журнальных столиков, и стеновые панели. Практически любое изделие можно напечатать.
Так как я еще параллельно дизайнер интерьера, я хочу спроектировать разные варианты ресторанов, кафе, лаундж-зон, где будут использованы изделия, напечатанные на 3D-принтере.
— Может, в «Кубатуре»?
— Все возможно. Это будет круто.
Высокотехнологичное производство – это что-то из фантастических фильмов. Будущее наступило, и мы уже в нем.
Санкт-Петербург, ул. Фучика, 9