Найти в Дзене
Владимир Деркач

Многострадальная высокоскоростная магистраль Москва - Санкт-Петербург

Оглавление
Фото созданное при помощи нейросети
Фото созданное при помощи нейросети

В комментариях к статьям о высокоскоростных железнодорожных магистралях (ВСМ) в России высказываются мнения о том, что такой способ передвижения не нужен из-за отсутствия большой плотности населения, что маршрут будет невостребованным, что это очередной «распил» бюджета и так далее.

Но так ли это на самом деле? Строительство и запуск скоростной железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом планировался ещё с 1960-х годов. Не означает ли этот факт, что ещё в Советской России была такая необходимость?

Да, можно сослаться на то, что в СССР не был так массово распространён частный автомобиль и люди в основном передвигались между городами именно на поездах. Но на своём опыте могу сказать, что из Санкт-Петербурга в Москву я заранее покупаю билеты даже на обычный ночной поезд, особенно в летний сезон.

Из Санкт-Петербурга можно добраться до города Выборг на электропоезде «Ласточка», в отличие от двух- или трёхчасовой обычной электрички, время в пути составляет 1 час 15 минут, и в народе он считается «скоростным». Там такой ажиотаж, что порой сложно найти свободное место, а те, кому не повезло, вынуждены стоять в проходе и тамбуре. Люди выбирают этот транспорт, потому что он экономит их время.

Люди продолжают и будут продолжать использовать железнодорожный транспорт. Я убежден, что строительство ВСМ в России — это вопрос необходимости.

Почитав историю развития скоростных железных дорог в нашей стране, я пришёл к выводу, что маршрут высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург имеет долгую и сложную историю. Вот несколько примеров успешных и не совсем удачных проектов запуска скоростных поездов в СССР и современной России на этом участке.

Шаропоезд Николая Ярмольчука

Николай Григорьевич Ярмольчук был советским инженером и создателем концепции скоростного поезда, в котором вместо традиционных колёс использовались специальные обрезиненные сферы, с встроенными в них электродвигателями, двигающиеся по бетонному желобу.

Этот поезд напоминал огромного "червя". Кроме общей концепции, Ярмольчук разработал обтекаемую форму головной части состава, совместно

с традиционными тормозами были так же использованы аэродинамические в виде выдвижных щитков, что было настоящим прорывом для 1930-х годов.

Шаропоезд Николая Григорьевича Ярмольчука
Шаропоезд Николая Григорьевича Ярмольчука

Шароэкспресс должен был совершать регулярные рейсы между Москвой и Ленинградом со скоростью до 300 км/ч. Постройку и запуск скоростной шаролотковой дороги планировали на осень 1934 года. Но, несмотря на успешные испытания, строительство дороги и поезда так и осталось концептом.

Сказался экономический фактор. Постройка шаролотковых путей с учётом габаритов шаров диаметром 3,7 метра требовала больших затрат. Во время эксплуатации дороги необходимо было регулярно очищать её от листьев, снега и льда. Иначе поезд, движущийся со скоростью 300 км/ч, мог попросту выскочить из желоба.

Можно с уверенностью утверждать, что Николай Григорьевич с проектом шаропоезда значительно опередил своё время. Однако обтекаемая форма головной части и воздушные тормоза нашли применение в современных скоростных поездах.

Электропоезд рижский

Это вполне успешный и реализованный проект. Советский скоростной электропоезд «ЭР 200» был выпущен Рижским вагоностроительным заводом. Он эксплуатировался с 1984 по 2009 год. Поезд развивал скорость свыше 180 км/ч, а расстояние между Москвой и Ленинградом преодолевал в среднем

за 4 часа 40 минут.

Фото поезда "ЭР 200"
Фото поезда "ЭР 200"

Эксплуатация поезда прекратилась в 2009 году уже в современной России, и, согласитесь, его внешний вид немного напоминает арт-рисунки из киберпанка или зарисовки фантастов 60-х. Причиной этому послужили многие факторы. Только в 60-е годы советской эпохи дошло дело до глобального перезапуска железнодорожной инфраструктуры. В отличие от относительно тёплых стран Запада, советским инженерам приходилось решать проблемы движения скоростных поездов в суровых климатических условиях. К примеру, в первые годы эксплуатации на пути следования по маршруту Москва — Ленинград "ЭР 200" останавливался на промежуточной станции Бологое. Причина — проверка технического состояния подвижных частей и необходимое обслуживание.

Координаты музея РЖД: 59.904520, 30.298073
Координаты музея РЖД: 59.904520, 30.298073

Сегодня взглянуть на ЭР 200-1 можно в музее железных дорог России в городе Санкт-Петербурге.

Скоростной электропоезд "Сокол-250"

Проект, который должен был заменить поезда "ЭР 200", но так и не был реализован. Несмотря на то, что опытный образец был создан, испытания выявили множество недостатков. Комиссия пришла к выводу, что опытный электропоезд не отвечает требованиям безопасности движения и комфорта, поэтому не может быть рекомендован для пассажирских перевозок.

Электропоезд "Сокол-250"
Электропоезд "Сокол-250"

Максимальная скорость электропоезда должна была составлять 250 км/ч. Впоследствии следующие версии составов, согласно плану конструкторов, должны были развивать скорость 350 км/ч. Время у страны было не самое лучшее и искренне жаль, что "Сокол-250" так и не смог отправиться в свой "полет".

Электропоезд Сапсан

На сегодняшний день именно «Сапсан» осуществляет перевозку пассажиров между Санкт-Петербургом, Москвой и Нижним Новгородом. Это немецкие скоростные электропоезда, разработанные компанией Siemens специально для России. Курсируют электропоезда двух серий: ЭВС-1, работающий на постоянном токе, и ЭВС-2, способный работать на токах двойного питания.

Это связано со спецификой электрификации железных дорог в России. На участке Санкт-Петербург — Москва используется серия ЭВС-1, а на участке Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород — серия ЭВС-2.

Скоростной поезд "Сапсан"
Скоростной поезд "Сапсан"

Скорость, которую заложили конструкторы, составляет 250 км/ч. Большую часть пути поезд едет со скоростью 200 км/ч, и только на небольших участках развивает максимальную скорость. Чтобы обеспечить движение скоростных электропоездов, необходимо построить или модернизировать высокоскоростную железную дорогу. Модернизированное полотно находится только на участке Окуловка — Мстинский мост. При благоприятных погодных условиях время в пути между столицами составляет 3 часа 30 минут.

После запуска «Сапсанов» проект ВСМ не ушёл на второй план. В настоящее время идёт строительство совершенно нового участка скоростной железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Новую дорогу планируется сдать в 2028 году. Заявлено, что новые поезда будут развивать скорость до 400 км/ч, а время в пути составит 2 часа 15 минут. Известно, что за разработку скоростного поезда отвечает предприятие ООО «Уральские локомотивы».

Основная ошибка, которую допустили при запуске электропоезда "Сапсан" - это излишнее доверие к западным странам. Наша страна закупала как поезда, так и комплектующие. В 2022 году компания Siemens приостановила контракт на поставку поездов и прекратило техническое обслуживание.
Можно сколько угодно кивать в сторону Китая и говорить, что китайцы молодцы и пошли иным путем. Обязали страны желающие поставлять свою продукцию в виде скоростных поездов строить производства у себя в стране.
Что сделано, то сделано. Теперь мы сами по себе. Я очень надеюсь, что в России появится скоростной железнодорожный транспорт, который свяжет между собой не только Санкт-Петербург и Москву, но и другие города нашей Родины. Уверен, что это даст мощный толчок в развитии экономики, туризма и инфраструктуры.

Что думаете, нужны ли в России ВСМ? Интересно узнать ваше мнение, пишите

в комментариях!