Найти тему
Виктор Никитин

Ричард Райт об альбоме "Animals"

Пару лет назад, когда готовился перевыпуск альбома Пинк Флойд - Animals, мы давали слово всем, кто хотел высказать свое мнение об этом альбоме. Кстати, они были почти диаметрально противоположными - мало кто отнесся к нему равнодушно. Большая часть говорила, что это "гениальное творение великих музыкантов". Даже чуть ли не лучший альбом группы. Другая часть говорила, что это "сплошная нудятина" и ни в какое сравнение с двумя предыдущими альбомами не идет. Но не будем спорить - обе группы читателей в чем-то правы. Но мы уже выслушали Роджера Уотерса, который не заставил себя ждать с комментариями переиздания, и лавры автора идеи и песен приписал полностью себе. Ник Мейсон же обвинял Роджера в перетягивании одеяла лидера на себя и именно Animals стал тем яблоком раздора, который в конце концов и привел к распаду группы.

Никто не оспаривает тот факт, что Animals нельзя назвать неудачей. И звук, и игра музыкантов, и идея альбома, и само оформление - все выдержано в стиле Флойд и как всегда на самом высоком уровне. Но вот мнение самого участника записи - Ричарда Райта.

Альбом Pink Floyd Ричард Райт считал утомительным: “Это была невеселая работа”. Каждый великий альбом обычно рождается из некоторого напряжения в поиске идеи, напряжения, повисшего в воздухе перед тем, как кто-то не возьмет в руки инструмент - и тогда появляются образы, которые и надо превратить в персонажи альбома.

-2

Есть много отличных путей, по которым идут музыканты, когда все начинает звучать правильно, это их окрыляет и радует. Но как только артисты сталкиваются с трудностями в продюсировании, такая простая вещь, как поиск и выбор гитары, в половине случаев превращается в камень на шее. И хотя много говорилось о том, что Pink Floyd прошли через ад, создавая The Wall, Ричард Райт сказал, что создание Animals - это "тоже не совсем прогулка по парку с любимой собачкой". С другой стороны, любой, кто хотел привнести идеи в Animals Pink Floyd, должен был "пройти мимо Роджера Уотерса" на этом этапе. Имеется в виду согласовать свое предложение с ним. Когда кто-то хотел что-то предложить, у него все еще оставалась возможность это сделать, но в большинстве случаев у Уотерса уже было вИдение идеи всего альбома, и он использовал остальных членов группы в качестве прославленных сессионщиков, если речь шла о том, чтобы добиться того, чтобы каждый дубль звучал абсолютно идеально. И надо отдать должное Уотерсу, Animals, возможно, были одной из самых недооцененных концепций, которые он когда-либо создавал для альбома.

Большинство авторов могли бы зациклиться на темах "The Dark Side..." или "Wish You....", если бы захотели создавать что-то идеальное по смыслу, идее или звуку, и продолжать развивать наработанный успех. Однако слушать, как группа анализирует отвратительные качества разных слоев общества, приравнивая их к "Скотному двору" Джорджа Оруэлла, и делает это гораздо более продвинуто, чем кто-либо мог предположить, для этого нужно было набраться храбрости.

Однако, как только Райту удалось записать несколько своих партий для песен альбома, он понял, что у него на альбоме не так уж много места для работы - все занято песнями Роджера и Дэвида:

“С Animals все было как-то туго. Запись получилась невеселой, но именно тогда Роджер по-настоящему начал верить в то, что он единственный автор песен в группе. Он верил, что только благодаря ему группа все еще существует, и, очевидно, когда он начнет проявлять свое эгоизм, первым человеком, с которым у него возникнут конфликты, буду я”.

Нетрудно понять, почему у Райта возникли проблемы с записью. Поскольку Уотерс и Гилмор написали весь проект, у него не было возможности выразить себя, кроме как сыграть аккорды и добавлять небольшие фрагменты аккомпанемента, когда ему это разрешали авторы песен. С другой стороны, можно с уверенностью сказать, что это был один из лучших вкладов Райта в проект Floyd, когда ему удававлось втиснуть в песню Роджера какую-нибудь клавишную вставку.

Конечно, его пальцы не летают вверх-вниз по клавиатуре или что-то в этом роде, но благодаря невероятной простоте его клавишные служат прочной основой для создания завораживающей атмосферы каждой песни. Поскольку большая часть работы Гилмора над такой песней, как "Dogs", заключается в пении и игре на акустической гитаре, то слышать зловещие звуки, издаваемые Райтом за его спиной, - это музыкальный эквивалент того, чтобы увидеть в своем мозгу образ гигантской гончей, которая разорвет вас на части, если вы не побережетесь. Однако, как оказалось, именно в такую собаку, от которой Уотерс всех предостерегал, Роджер сам и превратится в ближайшие несколько лет. Поскольку Райт не делал на этом альбоме того, что хотел, Уотерс решил, что он отлынивает от участия и было бы лучше вообще не брать его в группу, и в конце концов уволил его в середине сессий The Wall.

Но, поступив таким образом, Floyd утратили ключевую часть своей музыкальной основы. И тот человеческий элемент гармонии, который был у Райта и Гилмора, на какое-то время был утрачен. Возможно, Райту и пришлось отойти на второй план в "Animals", но даже если бы он не был в центре внимания, его присутствие ощущалось бы так же сильно, как и в других классических альбомах Floyd.

В то время как Роджер Уотерс уже завел Pink Floyd в какое-то мрачное место при подготовке "Стены", Ричард Райт наконец-то обрел уверенность в себе и смог постоять за себя как раз перед началом работы над альбомом. Но когда говорят об эпохе Pink Floyd, обычно все сводится к способности Уотерса двигать всеми остальными. Хотя никто не мог претендовать на роль лидера группы в тот момент, Уотерс, казалось, понимал, что он хотел сказать, начиная с "Темной стороны Луны", будь то дань уважения Сиду Барретту или разговоры об опасностях, подстерегающих большой бизнес, проблемы в обществе. Если этот материал показался остальным членам группы слишком заумным, значит, они не были готовы к тому, что он приготовил для следующего альбома. Представив две отдельные концепции рок-опер, остальные участники группы решили, что идея о том, что кто-то запирает себя в своем сознании и возводит собственную стену, - лучший способ воплотить их песни в жизнь.

Несмотря на то, что у Уотерса был небольшой перерыв между гастролями и записью, он был убежден, что им нужно было как можно скорее собраться в студии, и развить тот импульс, который они уже наработали, когда были на гастролях. Но Райт уже был в другом настроении, желая проводить больше времени со своей семьей, а не часами сидеть, согнувшись над клавиатурой, пытаясь подобрать нужный звук. Как вспоминал Уотерс, Райт был взбешен возвращением в строй из отпуска и оставил ему слишком много гневных сообщений, прежде чем вернулся.

Уотерс вспомнил, что комментарии Райта стали решающим фактором в том, что он остался в группе:

“Я попросил Стива О'Рурка позвонить Рику и рассказать ему о новых планах. Пару дней спустя мне позвонил Стив и сказал: "Я нашел Рика, он в Греции. Он сказал: "Скажи Роджеру, чтобы он отвалил’. И это стало той соломинкой, которая сломала хребет верблюду”.

С другой стороны, Райт отрицал, что он так сказал, вспомнив: “Я этого не говорил. Я сказал: ”Нет, я приеду в оговоренный срок, у меня отпуск". Этого было недостаточно, чтобы успокоить Уотерса, поскольку Уотерс оказал Райту ледяной прием и в конечном итоге уволил его из группы, когда пришло время гастролировать в поддержку альбома, и предложил ему место в качестве сессионного музыканта.

Хотя разрыв отношений и не привел к тому, что Райт остался в группе, Pink Floyd уже находились в состоянии перемен, когда работали над альбомом. У них было все необходимое для создания потрясающего альбома, но дух товарищества, который породил Wish You Were Here, больше никогда к ним не вернулся.

============

Спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке