Двадцать лет в Питере проводится слëт владельцев автомобилей марки Москвич. Кроме владельцев, есть ещё и любители, которые испытывают тёплые чувства к этим машинам. Всё они собираются в начале июля на праздник, День Москвича. К своему стыду, ни разу на этом мероприятии не был. Хотя я и владелец, и любитель в одном лице. У меня есть же 40-летний Иж Комби, который хоть официально и не Москвич, но ближайший родственник. Когда появилось сообщение о начале регистрации участников, немедленно подал заявку. Через некоторое время пришло сообщение об успешном принятии заявки. После чего кинулся готовить автомобиль к мероприятию. Первым делом наполировал кузов, потом спецсоставом зачистил сиденья и обивки дверей. Комби и так был хорош, а стал ещё лучше.
Настал день, 7ое июля. По утру помчался на мойку, автомобиль должен быть чистым. Сначала хотел на самомойку заскочить, ополоснуть и готово. Но вдруг захотелось нанести на кузов воск, поэтому помчал на просто мойку. Главная особенность моего раритета, после мытья современными моющими средствами остаются мерзкие белые разводы на краске. Уточнил у администрации мойки, чем они моют, и попросил не использовать агрессивную химию. Настроение у меня было хорошее, премило поболтал о ретро технике с админом, чтобы не терять время, сразу внëс плату.
Готово, говорят. Смотрю, чего-то работники мойки приуныли. Потом смотрю на машину, а она вся в белëсых разводах!!! Ëрш твою медь!!! Командир мойки, начал чего-то бубнить про старую краску. Надо полировать снова, чëрт побери, понимаю я. Приволокли полироль, на пару с администратором принялись убирать разводы. До боли в руках елозил тряпкой круговыми движениями и взад-назад. По итогу, более-менее внешний вид восстановился. Но время потеряно, надо мчать на мероприятие, а ещё обязательно захватить супругу в красивом красном платье. Супруга уже начала переживать, куда я запропастился, и почему я на телефон не отвечаю.
Забрал благоверную, и помчали в сторону Политеха, именно там будет сборище. Пока ехали, я страшно нервничал. Во-первых, прогноз погоды обещал адскую жару, терпеть не могу жару. Во-вторых, моечные приколы. В-третьих, мне казалось, что моя машина будет бедным родственником на фоне других участников. В-четвёртых, я страшно боялся внезапной поломки. В-пятых, я уже упоминал жару?
Заезд на территории политехнического парка был организован с улицы Гжатской и её заполонили Москвичи! Разных и ярких цветов. Немедленно организовалась пробка из Москвичей, заблокировав половину улицы.
Проезжавшие мимо водители с удивлением таращились на дивное зрелище. Пробка была не просто так, а потому что всех заезжавших проверяли по спискам, если в списке есть, то выдавали регистрационный номер участника, наш номер 100, и важные бумажки, а ещё говорили ехать за впереди едущим. Что выдавали, если в списке не было, не знаю. Я там был!
Из-за задержки с мойкой прибыли только к одиннадцати, народу уже порядочно. Машин тоже. Организаторы ловко руководили москвичистами, чтобы те чëтко расставляли свои автомобили. Нас и парней на красном 412-ом Иже сначала поставили в одном месте, потом пришëл другой организатор, широко, кстати, известный в узких кругах, и велел переставиться на другое место. Мне казалось, Ижи отправят куда-нибудь в угол подальше, но нет поставили на козырные места.
Слева стоял красный 412-ый, справа бежевый 412-ый с чемоданом на багажнике. Как заглушил мотор, сразу бросился менять дворники на родные вместо современных, для пущей аутентичности. В процессе повышения аутентичности был запечатлëн на видео широко известного в широких кругах Станислава, он же "Москвич на Москвичах".
Потом даже себя в телевизоре увидел! После завершения приготовлений, было уже собрались осмотреться, как подошëл дядька и принялся расспрашивать про Комби. Оказалось у него тоже Комби, только аж начала 82-го года, лютая переходка.
Я-то думал, у меня уж переходка, так переходка, ан нет, есть и попереходистей. "Переходка" - это термин для обозначения новой модели, которая ещё имела некие узлы и детали от старой модели.
Что московский завод, что ижевский в силу технологических особенностей практиковали такие переходные периоды, растягивающиеся на несколько этапов.
Обсудив особенности моей версии Комби, двинулись осматривать ряды автомобилей. При этом участники продолжали прибывать, также прибывали зрители.
Перечислять всех участников, конечно, не буду, их, как сообщили в конце праздника, приехало больше 160, и это только Москвичи, а ещё были и Жигули, и Запорожцы, и Волги, даже кое-какие иномарки.
После осмотра мои переживания о внешнем виде автомобиля были беспочвенны, некоторые экземпляры прибыли как будто со съëмок "Безумного Макса".
Особо отмечу несколько экземпляров, которые имели вид. Москвич 408 цвета "Электрик" произвëл на меня сильнейшее впечатление.
Ультрастильный автомобиль! Сочетание тëмно-синего кузова и белого салона выглядит весьма импозантно, прям по-буржуински.
Единственный нюанс, у него двухфарная морда, если бы были четыре фары, а я испытываю к таким вариантам невероятную любовь, то он из ядерной бомбы превратился бы в термоядерную.
Москвичам отлично подходят яркие цвета, но этот тëмно-синий чудовищно хорош!
Следующий аппарат ярким цветом особо не выделялся, но я не мог не отметить его из-за, как бы сейчас сказали, комплектации.
Москвич 426, универсал цвета "Кара-Кум" с коричневым салоном. Не броский, в сравнении с более яркими собратьями, но элегантный.
Вообще советские универсалы в хорошем состоянии редки, в основной массе они погибли на заданиях партии и правительства, ну и, конечно, при постройке и эксплуатации дачных участков.
Третий автомобиль тоже универсал, хотя я его вижу уже не первый раз, он влюбляет в себя, как в первый раз. Москвич 2137 в цвете "Крон".
Яркий цвет кузова отлично гармонирует с чëрным салоном.
Тем временем праздник продолжался, на сцену вызывали владельцев различных интересных Москвичей и не только. Перед тем как выйти на помост , владелец подъезжал на своём болиде к сцене, чтобы зрители могли в подробностях рассмотреть интересные экземпляры.
Пока зрители глазели, счастливые обладатели рассказывали историю своих автомобилей.
Вот, например, три поколения Москвичей рядом, а вот грузопассажирские версии. Лебединая песня завода Москвич 41-ая модель в редких исполнениях удивляла не меньше, чем 412-ые и 40-ые.
Когда ещё увидишь дизельный 41-ый, продававшийся в Европе под названием LADA Aleko Diesel. Бренд Moskvitch тогда был подзабыт, поэтому Москвич продавали под широкоизвестной маркой Лада.
Не только Москвичи оказались представлены двумя кардинально разными автомобилями. Первый, Запорожец модели 965, он же "Горбатый", по уверению владельца раннего года выпуска, который приехал при помощи двух крепких парней.
Второй, редкое мелкосерийное изделие под названием "Автокам", дитя 90-х. Штуковина имеет пластиковый кузов, москвичëвские мотор и, кажется, задний мост.
Причём существовала даже полноприводная версия. Корни конструкции произрастают из Англичанщины, испарения гримпенской трясины значительно расширяют горизонты тамошних инженеров, что, порой, порождает достаточно странные конструкции.
Из Белоруссии приехала большая команда местного клуба любителей Москвичей и привезла пару интересных машин, точнее машины привезли команду. Неприметный, на первый взгляд, Иж 412 таил под капотом очень пламенный мотор!
Объëм 2.2 литра, впрыск топлива! А как изящно исполнено! Автор, бодрый дедушка, рассказывал про адскую мощность своего болида и необходимость замены моста на что-то более прочное.
Родного хватает, мол, на три тысячи километров. Мощность пока доподлинно неизвестна, но обещали замерить после замены моста. Ещё один автомобиль из Белоруссии это один из самых ранних сохранившихся 408-ых Москвичей.
Эта модель встала на конвейер ровно 60 лет назад, в 1964 году. Синий 408 выглядел по-боевому, его не коснулась рука реставратора.
Типичное состояние старого Москвича из-под дедушки, если дедушкин гараж не протекал. В противном случае до своего 60-летия такой образец дожил бы частично, какие-нибудь элементы кузова отгнили бы на фиг. Даже так он бодро ездил, ну и до Питера доехал своим ходом.
Параллельно, чуть в стороне, происходило соревнование автогонщиков.
На площадке конусами были размечены упражнения по типу автошкольных, параллельно парковка, гараж задом-передом, разворот в 3 приëма. Задача пилота максимально быстро и максимально аккуратно пройти всё трассу в определенной последовательности.
К старту допускались не только Москвичи, но и другие марки. Были участники на Жигулях и, даже, на Запорожцах. Надо отдать должное мастерам руля и педалей, так ловко гонять, точнее маневрировать, не каждый сможет.
Потом началась раздача призов. Сначала вручили приз зрительских симпатий, можно было проголосовать за понравившийся автомобиль. Обладателем приза стал владелец бежевого 41-го, чем сильно удивил организаторов, видимо произошла накладка или что-то типа того. Затем давали призы за лучшую реставрацию, тут всё было чëтко, призы получили два 407-х, один бледно голубого цвета, второй двухцветный, зелëно-белый, а также описанный выше офигенный универсал 2137.
Призы дали Автокаму и белорусскому раннему 408. Награды нашли и гоночных героев, как оказалось было два зачëта: задний привод и передний привод. Награды получили сплошь водители Москвичей.
То ли другие марки шли вне зачëта, то ли тягаться с Москвичами им не под силу.
И тут произошло что-то невероятное, на сцену позвали владельца Иж Комби цвета "Валентина", т.е. автора этих строк! Автор от этого страшно опешил и, практически, потерял дар речи. Но на сцену всë-таки взобрался и получил приз "Заводское состояние". Вот это поворот!!! К моменту выдачи приза силы у автора были слабые, чëртова жара, ненавижу жару, и отсутствие обеда, у меня на завтрак только кофе и омлет, прессовали не по детски. А тут прям второе дыхание открылось! Окончание праздника встретил в отличном расположении духа, ужин в кафе грузинской кухни по пути домой добавил сил, ну а бутылка отличного вина завершила этот прекрасный день.
Вряд ли кто-то из организаторов Дня Москвича прочитает этот опус, но хочу поблагодарить их за отличный праздник и душевную атмосферу. Больше спасибо за проделанную работу! Уверен, в будущем году будет такой же классный День Москвича 2025, а может даже лучше! А я постараюсь снова принять участие. И не надо думать, что я такой добрый потому, что мне приз дали. Праздник удался на славу!
На видео видно больше автомобилей:
Что почитать ещё про ретро:
Бонус-фото: