Хочется немного отвлечься от предыдущих тем, но они как воронка водоворота утягивают меня все глубже и глубже. Как-то в одном из деревенских чатов состоялся у меня весьма любопытный разговор о личности графа Льва Николаевича Толстого и его жены. Фигуры, надо сказать, очень интересные. попробуем порассуждать?
Будущая графиня Толстая родилась в семье врача и действительного статского советника Андрея Евстафьевича Берса, выходца из немецких дворян, и Любови Александровны Берс, принадлежавшей к купеческому сословию. Отец Софьи в молодости служил врачом у московской барыни Варвары Петровны Тургеневой (матери Ивана Тургенева), причем служил настолько усердно, что у них родилась совместная дочь - Варвара. Интересен тот факт, что доктор был приглашен к тяжело заболевшему отцу Ивана Тургенева, который был на 10 лет моложе своей жены, женился на ней по расчету и, как следствие, не один раз ей изменял. И вот, что называется, подвернулся удачный случай отомстить и по полной. Закрутился роман. Варвара Петровна Тургенева, следуя установкам светского общества, должна была сделать некоторые шаги, чтобы хотя бы формально замаскировать компрометирующий факт. Так, Варенька получила фамилию и отчество не родного, а крёстного отца, соседнего помещика Николая Богдановича. Она была оформлена сиротой и числилась в доме родной матери как воспитанница. Но вернемся к семье законной. Когда-то доктора Берса пригласили к постели тяжело больной, практически умирающей Любы Иславиной, и он смог ее вылечить. А пока длилось лечение, врач и пациентка влюбились друг в друга. Люба могла бы сделать куда более блестящую партию, но она предпочла брак по сердечному влечению. Кстати матери будущей графини Толстой было 16 лет, а ее избраннику 34 года. И так был заключен официальный брак между родителями Софьи Андреевны, которая была вторым ребенком из 8 детей: три девочки и пять мальчиков.
Жили Берсы в Москве, в квартире в Кремле, но нередко наведывались и в тульское имение Иславиных в селе Ивицы, неподалёку от Ясной Поляны. В XIX веке к зданию Потешного дворца в Кремле пристроили с севера и с юга жилые корпуса для многочисленных служащих. В одной из квартир жил гоф-медик Андрей Евстафьевич Берс. Именно сюда частенько наведывался Л.Н.Толстой и именно отсюда молодожены уедут после свадебных гуляний в Ясную Поляну.
Вплоть до замужества Софьи Андреевны Берсы проводили каждое лето на даче в Покровском-Стрешневом. В конце мая 1856 года у них гостил Лев Толстой, а сестры Берс, которых писатель назвал милыми и весёлыми девочками, прислуживали семье во время обеда. Софья Андреевна была склонна к мечтательности и литературным занятиям, но приучена и ко всякого рода домашнему женскому труду, стремилась к независимости и не исключала необходимости обеспечивать себя собственным трудом. В августе 1862 года Сонечка гостит у дедушки в имении его законной жены, именно туда приезжает Лев Толстой. Поговаривают, что до свадьбы у Льва Николаевича дело не доходило, потому что он был не очень-то симпатичен внешне. Даже его родная тетка, как-то сказала: «Бедный Лёвочка, каким тебе надо стать умным, чтобы люди не замечали, что ты такой некрасивый». В общем-то сложно с ней не согласиться, посмотрите фото писателя, сделанное им самим в 1862 году.
Девушкам, с которыми встречался, он предъявлял высокие требования: она должна была забыть свет, поселиться с мужем в деревне и целиком посвятить себя семье. Начал Лев Николаевич ходить к Берсам, как на работу. Семья не возражала, ведь они были уверены, что он имеет виды на старшую дочь, а он объяснился в любви к Софьи Андреевне — Толстой писал мелком первые буквы слов, а она их читала: «Ваша молодость и потребность счастья слишком живо напоминают мне мою старость и невозможность счастья». (Кстати этот эпизод он использовал в романе "Анна Каренина", в сцене объяснения Левина в любви Кити.)
Толстому было 34 года, он мучился, что уже слишком стар и непривлекателен для 18-летней девушки. Потом наконец решился, пришел к Берсам с письмом. Соня заперлась в комнате и прочла: «Мне становится невыносимо. Я бы помер от смеху, ежели бы месяц тому назад мне сказали, что можно мучаться, как я мучаюсь, и счастливо мучаюсь это время. Скажите, как честный человек, хотите ли вы быть моей женой?» Софья Андреевна согласилась.
И тут счастливый жених решает, что между ним и его будущей женой не должно быть никаких секретов и дает ей почитать свои дневники😱. А в них описано все, абсолютно все! Особенно про женщин, про то как и кого он любил с указанием имен и поз других фактов, о которых приличные люди молчат перед свадьбой. С Соней случается истерика. Плакать ей предстояло и в день свадьбы, 23 сентября: Толстой приехал рано утром выяснять отношения. Ему казалось, она его не любит, все нужно отменить, разойтись немедленно. В итоге невеста венчалась заплаканной. Шел неприятный осенний дождь.
После свадьбы и небольшого застолья с самыми близкими в кремлевской квартире молодожены уезжают в Ясную Поляну и, привыкшая к балам и другим прелестям светской жизни Сонечка, станет узником этого места, которое потом будет очень любить.
Через несколько месяцев после свадьбы новоиспеченная графиня Толстая впервые увидела крестьянку Аксинью, которую прислали в барский дом мыть полы. Ну увидела и увидела, скажете вы. Ха, а если учесть тот факт, что она была одной из любовниц Льва Толстого. С ней любовная связь была самой долгой - более трех лет. Она была замужней крестьянкой Аксиньей Базыкиной. Ее муж работал в Москве, дома бывал редко. В 1860-м Аксинья родила от графа сына Тимофея. К свадьбе связь прекратилась, но зато во всех подробностях была описана в дневнике писателя.
В своём дневнике новоиспеченная графиня ревниво удивлялась, как муж может быть безумно влюблён в простую толстую бабу, которую она с лёгкостью и удовольствием готова была убить.
Роман Толстого с Аксиньей описан в его повести "Дьявол", которая, по воспоминаниям родственников, является предельно автобиографичной. Повесть он писал уже в старости, десять лет прятал от жены в обшивке кресла.
Продолжение следует...