Найти в Дзене
KoseevAdvice

Международная регистрация товарных знаков после введения санкций

Оглавление

Что за санкции?


Как мы уже писали
(https:/...28), после принятия 14-санкционного пакета Евросоюз перестал принимать заявки на регистрацию интеллектуальной собственности из России.

📌Официальные рекомендации Роспатента (https:/...9): (https:/...59)

  1. Временно отказаться от подачи заявок в ведомства по интеллектуальной собственности стран ЕС напрямую.
  2. Для подачи заявок рекомендуется использовать международные системы регистрации ВОИС:
  • РСТ (https:/...ct) – для изобретений,
  • Мадрид ((https:/...em) – для товарных знаков и знаков обслуживания,
  • Гаага ((https:/...em)– для промышленных образцов,
  • Лиссабон ((https:/...ma)– для географических указаний и наименований мест происхождения товаров.

Так заявитель из России сможет закрепить за собой приоритет по заявке, зафиксировать первенство подачи.

У Вас есть товарный знак

Значит вы можете следующее*:

  • только вы имеете право использовать это обозначение в отношении товаров и услуг, указанных в вашем свидетельстве
  • вы вправе запрещать использовать тождественные или схожие обозначения в отношении тех же товаров и услуг,
  • требовать компенсации, взыскивать убытки за один лишь факт использования

НО... только не территории того государства, которое выдало вам это свидетельство.

*В этом обучающем материале не рассматриваются случаи предоставления писем-согласий и заключение лицензионных договоров.

Зачем мне вообще международный товарный знак?

-2

Товарный знак обладает таким свойством, как территориальность, и в отличие от художественных произведений его защита ограничивается границами государства, выдавшего на него свидетельство правообладателю.

Применительно к заявке на товарный знак можно говорить только о временной защите, предоставляемой на основании конвенционного и выставочного приоритетов.

Простыми словами: после подачи заявки на регистрацию в национальное ведомство страны-участницы Парижской конвенции/открытой демонстрации экспоната на выставке вы и только вы имеете право подать заявку на этот товарный знак в другой стране-участнице в течение 6 месяцев, аналогичные заявки других заявителей будут отклонены.

А точно ли вам нужна иностранная регистрация?

Если вы осуществляете коммерческую деятельность только на территории России и не планируете расширяться за ее территорию, то переживать вам не о чем. Однако если вы допускаете возможность вести свой бизнес в другой стране или даже странах, то, зарегистрировав там товарный знак, вы не позволите недобросовестным конкурентам использовать ваше оригинальное обозначение и строить на нем бизнес в другой стране, либо же, получив отказ, сможете уже на начальных этапах зарождения Вашего бизнеса оценить, стоит ли делать ставку на тот или иной бренд как на международный в перспективе.

Подробно про Мадридскую систему регистрации товарных знаков.

Итак, Вам нужен иностранный товарный знак, если Вы планируете или уже ведете коммерческую деятельность за рубежом. Существуют разные системы регистрации товарного знака за рубежом. Система, которая охватывает наибольшее количество стран и уже зарекомендовала себя в мире как максимально эффективная и удобная – это Мадридская система. Процедура осуществляется по правилам Мадридского соглашения о международной регистрации знаков и Протокола к нему. На данный момент в систему входят 130 стран.

Система «одного окна»

Эту систему называют еще системой «одного окна» или «пакетной» регистрацией. И в этом ее первое преимущество - для получения международной регистрации в странах-участницах Мадридской системы необходима подача одной международной заявки, и уплата единовременной международной пошлины. При хорошем раскладе - если регистрируемое вами обозначение, действительно, оригинально и ново, не обладает сходством с уже существующими в чужой стране товарными знаками – Вы сильно экономите на работе иностранных патентных поверенных. ВОИС самостоятельно ведет переписку с национальными ведомствами, тогда как Вы сами не сможете этого сделать напрямую – законодательством иностранных государств заявителю разрешено общаться с патентными ведомствами только через местных патентных поверенных, а счет на такие услуги может достигать несколько десятков тысяч долларов. Если же все-таки с заявкой будут проблемы при рассмотрении ее национальным ведомством, например, будет вынесен предварительный отказ – точечно придется обращаться к патентным поверенным этого государства за помощью в преодолении такого отказа.

Внесение изменений в товарный знак также производится централизованно.

Язык делопроизводства

ВОИС ведет переписку на одном из трех языков (английский, французский, испанский) - вам не нужно составлять документы на национальных языках стран, куда Вы подаете заявку. Вы также экономите на переводчиках. Ну, или как минимум, не тратите время на освоение новых языков.

Опция территориального расширения

Вы можете самостоятельно выбрать круг стран, где будет проходить регистрация. Пусть это будет даже одна страна, ключевая – где у вас есть или планируется производство или продажи, - но, если у Вас уже зарегистрирован бренд по этой системе, и Вам потребовалось защитить его на территории новых стран, не вошедших в заявку, вы можете воспользоваться опцией территориального расширения товарного знака, не подавая новой международной заявки.

Сроки

Регистрация международного товарного знака в конкретной стране занимает около 12-18 месяцев, и более 18 месяцев в странах, где национальное патентное ведомство не проводит экспертизу по существу, а ждет в течение 18 месяцев «возражений» от оппонентов (заинтересованных лиц, обладающих схожими товарными знаками). Если оппоненты не направили возражений в течение указанного срока, товарный знак считается зарегистрированным. Также, по общему правилу: если в ВОИС не поступил отказ от национального ведомства страны, где запрашивалась регистрация товарного знака, такая регистрация предоставляется там автоматически.

На наш взгляд, сроки являются не очень сильной стороной международной регистрации. Когда товар запущен уже в производство, на низком старте рекламная кампания, и вы вот-вот выходите со своим бизнесом на новую территорию, и товарный знак нужен срочно, регистрация по мадридской системе может долго держать вас в нервном напряжении. Сроки увеличиваются за счет пересылки корреспонденции из ВОИС в национальные ведомства и обратно, дополнительных запросов и разъяснений. Регистрация по национальной процедуре часто проходит значительно быстрее формальных сроков. Например, в России в последнее время Роспатент регистрирует товарный знак в среднем за 6-10 месяцев, хотя формально этот срок составляет 18 месяцев и две недели. Более того, во многих странах появляется процедура ускоренной регистрации. В России теперь можно зарегистрировать товарный знак за два месяца, но, конечно, стоимость этой услуги значительно выше, чем стандартной регистрации.

Если сроки сжаты, считаем целесообразным обращаться за национальной регистрацией, пусть это даже повлечет за собой расходы на местных патентных поверенных. Штрафы за использование незарегистрированного обозначения на рекламных конструкциях, компенсации за использование сходного знака могут обойтись дороже.

Зависимость и свобода от базовой заявки

Базовая заявка – это первоначальная заявка, которая подается в ваше национальное ведомство, чтобы сперва начать регистрацию товарного знака в вашей стране. Даже если вам не нужен товарный знак, к примеру, в России, наличие базовой заявки обязательно для того, чтобы на ее основе начать международную регистрацию. Обратите внимание, достаточно лишь заявки. Ранее для начала международной процедуры требовалась финальная регистрация. Рассмотрим далее, как базовая национальная заявка и заявка по мадридской системе связаны между собой.

В течение пяти лет международная регистрация остается зависимой от товарного знака, заявленного или зарегистрированного в ведомстве страны происхождения. Таким образом, если базовая регистрация прекращает свое существование в течение 5 лет (например, по решению компетентных органов страны) или базовая заявка отзывается заявителем в течение пяти лет, действие международной регистрации тоже прекращается. После истечения пятилетнего периода международная регистрация становится независимой как от базовой регистрации, так и от базовой заявки.

v Не стоит переоценивать

Безусловно, на данный момент Мадридская система является наиболее популярной и успешной системой регистрации товарного знака за рубежом, но даже это не гарантирует положительного результата рассмотрения вашей заявки в иностранных государствах. В настоящей статье были рассмотрены преимущества системы и сложности, с которыми можно столкнуться в процессе регистрации. При выборе между национальной регистрацией и международной необходимо взвешивать все плюсы и минусы и обязательно оценивать контекст. В качестве основного критерия, безусловно, рекомендуем рассматривать финансовый, в открытых источниках есть калькуляторы пошлин за регистрацию товарных обозначений, либо вы можете обратиться за полноценной консультацией к специалисту, который поможет вам рассчитать стоимость регистрации «под ключ» и оценить все риски.