В городке Ярцево Смоленской области можно услышать интересную и необычную историю о ветеране Великой Отечественной войны Климе Яковлевиче Соболеве. Примечательна она тем, что ветеран через тридцать лет нашел предателя и полицая и решил ему отомстить. Позже об этой истории напишут журнал "Лайф", интернет блогер Николай Стариков, несколько сайтов на военную тематику и многие другие.
А началась она в далеком 1941 году. Соболев был призван в ряды Красной армии и отправился служить в 3-й батальон 29-го полка 38-й стрелковой дивизии 19-й армии генерала Конева. Подразделение Соболева участвовало в обороне Ярцево и в боях под Смоленском. К концу лета советские войска начали отходить из осажденного города по узкому коридору получившему название Соловьева переправа.
Так получилось, что Клим отбился от своего подразделения и вместе с группой таких же отставших двинулся на восток. В составе этой группы шел молодой лейтенант, фамилия которого, к сожалению, не сохранилась в памяти ветерана. Зато он хорошо запомнил другого своего спутника: Михаила Сергиенко. Сергиенко часто пытался задержать продвижение группы под различными предлогами.
Бойцы несли с собой тяжело раненого товарища. Но в какой-то момент раненый скончался. Товарищи решили похоронить его по-человечески. Сергиенко в этот момент ускользнул в деревню. Через некоторое время он вернулся в сопровождении фашистов:
Сергиенко тут же указал немцам на лейтенанта: "Это комиссар!" — и жестами попросил у немецкого офицера разрешения связать его. Тот милостиво позволил, но сам был удивлён жестокостью предателя: Сергиенко связал лейтенанта, который не сделал ему ничего плохого, и тут же стал топтать его ногами, норовил ударить сапогом в лицо. Немцы сами оттащили предателя от советского офицера. (Источник: Life. Майя Новик "Честная месть")
Пока вели пленных Сергиенко буквально прыгал от радости. Кричал, что наконец-то разгромили Красную армию (с выводами он сильно поспешил). Лейтенанта отдельно от пленных куда-то отвели и больше Клим Соболев его не видел. Сам он попал в лагерь для военнопленных в Ярцеве. В этом же лагере прописался и Михаил Сергиенко. Но не как простой заключенный, а как капо, - привилегированный заключённый, сотрудничавший с нацистской администрацией. Обычные узники за глаза прозвали Сергиенко Мишка Лютарь.
Даже фашисты удивлялись его жестокости. Однако заключенным повезло. Через какое-то время Сергиенко записался добровольцем в РОА и ушел из лагеря. К концу 1943 года Красная армия перешла в наступление. Узников срочно стали эвакуировать из лагеря. По дороге, когда пленных перегоняли, Соболев залег в канаву под сильным ливнем и отстал от колонны пленных.
Обессилившего и голодного его подобрала местная женщина и несколько недель выхаживала. С приходом Красной армии он сам явился в комендатуру и все рассказал. После госпиталя и нескольких проверок его вернули в ряды РККА. Соболев воевал против фашистов оставшиеся два года. Был ранен, награжден медалью "За отвагу" и орденом "Отечественной войны". После войны вернулся в родное Ярцево.
В 70-х в городе начали строить завода "ЗИЛ". На строительство из разных городов стали прибывать специалисты. Однажды Соболев отправился на почту, чтобы отправить телеграмму. Среди множества лиц он безошибочно определил знакомое по лагерю лицо Мишки Лютаря.
Я его встретил в 1973 году, в нашем почтовом отделении в городе Ярцево Смоленской области. Там много людей толпились, был канун нового года, все спешили отправить телеграммы родственникам. Образ этого нелюдя впился в мою память, ни кроличья шапка, ни дубленка и солидный дипломат, не смогли сбить меня с толку. (Источник: Военная хроника. "После войны ветеран встретил выжившего карателя, проследил и отомстил)
Ветеран проследил за предателем до самого дома. Тот жил на окраине города в съемной квартире и, казалось, совершенно не переживал за свое прошлое. В милицию Соболев решил не идти. Боялся, что ему просто не поверят. Других свидетелей у него не было.
Однажды он нагнал Сергиенко в глухом переулке и окликнул:
— Гражданин Сергиенко?
Лютарь обернулся, опешил, губы скривились в жалкой, но до жути знакомой улыбке.
— Вы обознались, — попытался он пойти на попятную, — моя фамилия Качесов! (Источник: Life. Майя Новик "Честная месть")
Но ветеран ему не поверил. Он подошел к предателю вплотную и со словами "Привет тебе от красноармейцев ярцевского лагеря!" ударил его ножом. Орудие возмездия ветеран утопил в реке, а сам спешно покинул город и уехал в Зеленоград.
История эта вызывает некоторые сомнения в своей правдивости. Дело в том, что сам Соболев так и не был пойман и привлечен к ответственности. Хотя по совести он поступил правильно. Но закон есть закон. Помимо этого фотография, которая выдается за фото "Климентия Яковлевича Соболева" на самом деле принадлежит Галушину Ивану Петровичу.
Откуда же мы знаем о том, как все было? История эта получила свое распространение после того, как ветеран поведал ее московскому журналисту Илье Охоховину в 1995 году. Долгое время журналист не решался публиковать этот материал. Как он сам говорил "на слуху у всех была только одна тема – Чечня, Грозный и другая война, которую вели Ельцин и бизнесмены за свои интересы, ценой чужих жизней".
В марте 1995 года я состоял в штате газеты «Московский комсомолец» и готовил большой материал посвящённый 50-летию Победы, я надеялся и верил, что данное интервью и история просто требуют быть рассказанными и услышанными, а газета обязательно всё опубликует, тем более в преддверии такой знаковой для всех даты. Перед тем как сесть в электричку и поехать в подмосковный Зеленоград, у меня был всего один короткий телефонный разговор с моим будущим собеседником, но этого разговора с лихвой хватило, чтобы понять, что это очень серьезный, вдумчивый и монументальный человек, который даже спустя десятилетия после этой ужасной войны не растерял свою силу и боевой задор. До нашей встречи он никому не рассказывал эту страшную историю, которая пол жизни не отпускала его и не давала покоя. (Из воспоминаний Охоховина)
Сам бывший журналист Илья Охоховин в 2000-е переехал в Европу и сменил род деятельности, решив что в России невозможно заниматься честной журналистикой. Верить в эту историю или нет, решать вам. Мог ли журналист что-то приукрасить или выдумать? Вполне мог. Мог ли он написать чистую правду и могло ли такое произойти в реальности? Абсолютно точно могло.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.