Найти тему

Воспоминания о Раиме Хакимовиче Фархади

-2

Человек мира

Когда Т. И. Васильева, бывший руководитель клуба «Данко» в Ташкенте, порекомендовала мне позвонить Раиму Фархади и показать ему свои стихи, я не знала о нем ничего, кроме того, что он поэт и член Союза писателей Узбекистана. Конечно, я немного побаивалась звонить.

Треть своей жизни я прожила вне Узбекистана. Поэзией интересовалась только в школе, на уроках литературы. Любимыми поэтами были юморист Александр Александрович Иванов (с которым, как я потом узнала, довольно тесно общался Раим Фархади) и Владимир Маяковский. Любимые стихи – конечно, мои. В моём окружении членов Союза писателей никогда не было. Мне казалось – они настолько заняты своим творчеством, что вряд ли найдут время прочитать мои любительские творения. Поэтому, когда Раим Хакимович сходу предложил мне поучаствовать в качестве поэта в его журнале «Родничок», я с хорошо скрываемым сомнением согласилась. Он назначил встречу в книжном магазине «Китоб олами».

В день встречи был сильный мороз, улицы в сугробах по обе стороны тротуара, а посередине – ледяная скользкая дорожка. Но он пришел. Раим Хакимович оказался стройным и хрупким мужчиной семидесяти восьми лет. Присев в уютном зале на удобные кресла в обрамлении книг, мы обменялись памятными подарками. Раим Хакимович подарил мне открытку с фотографией Ириса Светланы, с надписью «Будем прекрасными с майскими красками» и автографом, а меня заставил оставить дарственную надпись и свой автограф на первом сборнике стихов, который я ему подарила – конечно, надеясь, что он будет от них в восторге.

Писать стихи об экологии у меня все-таки не получилось, но зато мне посчастливилось работать с ним над его знаменитой книгой «Слон-автобус», которая была признана лучшей книгой 2022 года, а Раим Фархади – лучшим поэтом года. Он был очень строг и выверял каждую буковку в этой книге, текст которой я набирала. Частенько я плакала от его строгих замечаний. Особенно замучились мы с буквой Ё. Мне пришлось раз пятьдесят прочитать эту толстую книгу, чтобы сменить Е на Ё. Автор каждый раз находил очередное Е вместо Ё и ругался. Я восхищалась его внимательностью. Когда книга была издана, и мы испытали чувство удовлетворения от обоюдного труда, я восхитилась: «Как Вам все-таки удавалось находить в таком огромном тексте эти несчастные пропущенные буквы Ё». Он ответил просто: «Мой планшет показывает как ошибку все Е вместо Ё». Несмотря на все шероховатости в общении при издании этой книги, для меня это был бесценный урок создания своих книг. Значение имело всё – внешний вид, расположение стихов по смыслу, несколько раз Раим Хакимович менял состав разделов. Когда дизайнер издательства принёс мне на проверку пилотный экземпляр, я спросила его мнение о книге. На его лице появилась непроизвольная улыбка, и он восхищённо сказала: «Я в первый раз вижу так замечательно сделанную книгу!». С его мнением совпало мнение руководства СП Узбекистана.

В ночь, которая стоила Раиму Фархади жизни, мне почему-то захотелось пролистать эту книгу, над которой мы работали день и ночь полгода. Я нашла заложенную в неё открытку, которую он подарил мне в первый день нашего знакомства. Конечно, он уже не помнил о ней и удивился. Я прочла ему то, что на ней написано. Он был волшебником. Только с волшебниками, как говорил индейский маг Дон Хуан, могут случаться такие необычные совпадения. Это была последняя ночь, в которую я разговаривала с одним из великих людей Узбекистана. Эта открытка стала для меня символом знакомства и символом прощания с Раимом Хакимовичем.

Несколько раз по его приглашению я участвовала в заседаниях совета по русской литературе в СП. При первом же моем посещении я была потрясена переводом Раима Хакимович стихотворения Алишера Навои. Как раз в этот год (2021) широко праздновали 580-летие со дня его рождения. Я слушала и еле сдерживала слезы – настолько глубоко и гармонично Раим Хакимович передал мировоззрение Алишера Навои, настолько пророческими и современными были идеи, давней приверженкой которых я являлась, осознавая в чем-то вредное направление развития цивилизации. Конечно, в этом и был талант поэта, которого не знакомые с его творчеством люди считали детским – в полном погружении в любую деталь нашей богатой событиями, эмоциями и информацией реальности – и в мудрость великих поэтов предыдущих веков.

«Я корпел допоздна за рабочим столом… » – когда-то написал наш любимый поэт. В такую же последнюю ночь – ах, если бы я знала, если бы могла… Много чего я могла бы сказать ему на прощанье… В последний раз выразить восхищение, которое вызывали у меня его стихи – простые при первом чтении, и такие многозначительные при втором! Которые хочется читать и перечитывать, учить их наизусть. Хотя при каждом удобном случае, зная, что для поэтов признание читателей – как чаша родниковой воды – старалась своими неуклюжими словами выразить своё поклонение перед его талантом, мудростью, энциклопедическими знаниями, добротой и человечностью, которые читались между его лаконичных, эмоциональных, гениальных строк и всплывали при личном общении.

Казалось, всю его жизнь от рождения до смерти, высшие силы вели его по самым значимым для человечества дорогам, от одного гения к другому, от одной великой книги к другой, показывали ему всё самое лучшее, что есть на Земле – природу, детей, животных, необыкновенно талантливых , умнейших людей. Его всепрощение, как отпущение грехов Иисусом, не мешало ему все-таки по мере возможности бороться с дискредитацией узбекской литературы графоманами, публично называющими себя поэтами, и дельцами от поэзии.

Удивительная работоспособность Раима Хакимовича казалась результатом встроенного вечного двигателя. Трудно перечислить все направления его общественной деятельности. Ежедневные уроки по искусству со школьниками, творческие поездки по Узбекистану, выступления на литературных мероприятиях, председательство в жюри на международных конкурсах, общение с писателями и поэтами из других стран, оценка произведений начинающих авторов, которые заваливали его своими книгами в надежде стать членами Союза Писателей …

Его ответственность, дотошность и творческий подход к выполнению любого дела вызывали у меня белую зависть. Я считала его своим учителем, созидательность мысли которого была недостижима. Как главный редактор интернет-альманаха «Слово», он тщательно контролировал его качество, читая и оценивая все присланные авторами литературные произведения, не жалея на это своё бесценное время, которое мог бы потратить на создание своей новой книги, для которой давно было придумано ёмкое название – «Тысяча Лун» – как вершины его поэтического творчества. За несколько месяцев до смерти он начал эту работу – изучал свои рукописные архивы со стихами, некоторые перерабатывал, некоторые набирал для печати и частично нас с ними знакомил. Эта книга была бы подарком не только Узбекистану, но и всему миру, всем почитателям его таланта.

Часто общаясь с ним по делам альманаха, я каждый раз умоляла его хотя бы полчаса в день посвятить написанию своих мемуаров. Его философский ум и феноменальная память могли бы одарить и облагородить человечество глубоко осмысленным и прочувствованным историческим трудом скромного, но гениального человека. Раим Хакимович был знаком с самыми известными политическими, научными и литературными деятелями прошлого века, века расцвета советской литературы. Его предки были влиятельными людьми в Узбекистане, а возможно, и не только. Когда я предлагала ему написать автобиографический роман, он говорил: «Вот Вы и напишите». К сожалению, я понимала, что никто, кроме него самого не смог бы это сделать так ценно, как он – с его умом, точным и выразительным литературным языком, с его глубоким абстрактным осмыслением событий, свидетелем, а иногда и участником которых он был.

Как всегда, добрые волшебники покидают нас слишком рано. Наверное, потому, что они отдают всего себя без остатка нам, часто неблагодарным и не понимающим, какое благотворное влияние они оказывают на нас. Понимание их чарующего волшебства приходит к нам с каждым воспоминанием о них, с каждым раздумьем об их произведениях, с каждым увековеченным их словом и улыбкой, греющей наши сердца.

«Не говорите мне: ИХ НЕТ.

Остались фотки, письма, строчки ...

Мы все заходим в интернет,

Чтоб не пропасть поодиночке».

(Раим Фархади)

Вечная память уникальному человеку и великому поэту!